Логистика по Бабинову

Говоря современным языком, Бабиновская дорога - пример удачной логистики XVI-XVII веков. Дорога надежно выполняла основные логистические функции – транспортирования и хранения товаров. Кроме этого власть предоставила ей на многие годы право быть монополистом на торговом пути между Московией и Сибирью, запретив царским указом кому-либо пользоваться другими путями и устроив на дороге таможню.. Учитывая нынешнее оживление рынка туристических услуг, нас не может не беспокоить состояние этого исторического объекта, а это наилучшим образом устанавливается посредством знакомства с отчетами самодеятельных путешественников. Ознакомимся с некоторыми из них, относящимися к последнему десятилетию.

Схема Бабиновской дороги

От соли до соли по Уральскому хребту

Эту поездку предприняли в 2004 году велопутешественники из города Жуковский  Московской области М.Праслов и О.Шаповал. Начиналась она в Соликамске, продолжалась в Свердловской и Челябинской областях, Башкирии и Оренбуржье, а заканчивалась в Соль-Илецке.

Стартовый участок от Соликамска до Верх-Косьвы запланировали по следам Бабиновской дороги. Однако отрезок Соликамск - Чикман пройти не рискнули и проехали его по накатанным дорогам. Зато от Чикмана до Верх-Косьвы прошли по еще заметным остаткам старинного тракта, констатировав, что они отслеживаются, но малопроходимы. Описали состояние попавшихся на пути населенных пунктов.

Из отчета: Чикман, бывшее ямское село на Бабиновской дороге, … переживает не лучшие времена. …из тех немногих домов, что еще остались, многие скуплены геологами». В Верх-Косьве жилыми оказались только два дома, остальные постройки носят «явные следы вандализма и мародерства». Далее Государева дорога следовала в д. Растес, но она также не отслеживалась, и велотуристы отправились туда по накатанным путям через Кытлым, откуда все же попали на небольшой сохранившийся отрезок дороги Растес - Павда. Из Павды до Верхотурья существует активно использующаяся асфальтированная дорога, проложенная по Бабиновскому тракту.

Полностью отчет об этом путешествии опубликован здесь (внимательно – страницы отчета расставлены не по порядку).

От Перми до Перми через Бабиновку

Через три года, в 2009 году, участок Бабиновской дороги от Половодово до Верх-Косьвы прошла группа пермских велотуристов в составе А. Щепеткова, И. Щепетковой и А. Ведерникова. Главной целью пермяки поставили максимально близкое прохождение маршрута к дороге, проложенной А.Бабиновым. Велопутешественники прошли Усть-Сурмог, Верх-Яйву, Чикман и вышли на Верх-Косьву.

Здесь Бабиновская дорога для них закончилась, и они отправились в Карпинск, откуда ожидавшей их машиной вернулись в Пермь.

Как сказано в отчете, Бабиновская дорога существует лишь фрагментарно, из пройденных 300 километров чуть более трети преодолено пешком с ведением велосипедов, т.е. проехать по ним невозможно. В попавшихся населенных пунктах много пустующих домов и разрушенных построек, «все в великом запустении». Большинство мостов разрушено. Чикман населен геологами, здесь моют алмазы, золото и платину, правда предприятие раз в два-три года меняет хозяев, что весьма драматично. Верх-Косьва практически нежилая, существовавшая там зона закрыта и также разрушается.

Судя по обсуждению отчета и комментариям, Бабиновская дорога довольно активно посещается туристами – на велосипедах, но чаще пешком.

Адрес опубликованного отчета: velo.perm.ru/forum/index.php?showtopic=2554

Москали понаехали

Здесь будут приведены сведения о двух московских экспедициях автопутешественников. В Интернете довольно часто встречаются иллюстрированные рассказы о поездках столичных любителей истории и географии в различные уголки бывшего СССР, не обойден вниманием и Урал, причем название «Бабиновская дорога» в их устремлениях встречается часто.

Из дневника одного из участников первой поездки: «…мы занимаемся… историческим автотуризмом… Все путешествие подчинено конкретной цели, связанной с историей нашей страны. В этот раз такой целью стала Государева Бабиновская дорога».

Патриотическое путешествие

Клуб «PATRIOT 4х4» в 2009 году предпринял путешествие на Урал на 5 автомобилях «УАЗ-Патриот». Всего участвовало 12 человек, в том числе две женщины. До Урала ехали через Ярославль - Вологду - Котлас - Сольвычегодск - Сыктывкар - Соликамск. Далее был намечен проезд по Бабиновской дороге.

Стартовали в Верх-Усолке, на родине Артемия Бабинова (увы, от деревни остались только развалины церкви). По разным источникам, дорога начиналась или через Половодово, или из Верх-Усолки, поэтому и выбранный автомобилистами маршрут можно считать относящимся к Бабиновке.

Заброшенная дорога завалена деревьями, путешественники вынуждены были заниматься ее расчисткой. Труднопроходимость заставила отказаться от идеи добраться до Верх-Яйвы - Чикмана с запада по бездорожью, поэтому экспедиция направилась туда через Яйву. Заночевали в деревне Шубина, где единственные постоянно живущие два жителя охотно принимают на ночевку туристов.

От Верх-Яйвы до Чикмана по Бабиновской дороге прошли только 10 километров, далее здесь проложена ЛЭП, и дорога исчезает. Пришлось снова воспользоваться дорогой из Яйвы. В Чикмане расспросили геологов, добывающих алмазы, и узнали, что дорога на Верх-Косьву в Бабиновском варианте  непроходима, завалена деревьями. Решили воспользоваться лесовозными дорогами и увидели экологический беспредел алмазодобытчиков – сваленный лес и нерекультивированные карьеры. Из отчета: «Даже Москва … не производит такого удручающего впечатления, как эти прекрасные таежные края, изуродованные зверьем капитализма».

Последние километры до Верх-Косьвы снова дались с трудом, пришлось постоянно мостить гать и вытаскивали друг друга лебедками. Неудивительно, что дальнейшее путешествие до Верхотурья осуществили по в разной степени, но благоустроенным, дорогам. В Верх-Косьве встретились с единомышленниками - «УАЗ»овцами из Тюмени, которые шли навстречу, причем последние 19 километров из Растеса.

Еще несколько цитат из отчета:

«Что представляют из себя лесовозные «дороги» никому объяснять не надо. Между тем фрагмент «Бабиновки» лежит до сих пор и вполне ничего себе».

«Единственное, что оставило тягостное впечатление, так это увиденная нами часть Урала. Его выгрызли подчистую. Физически больно видеть это разорение, тянущееся на десятки, если не на сотни километров».

Внедорожный экстрим

Эта экспедиция состоялась совсем недавно – в августе 2011 года. Шесть внедорожников, в основном иномарки, но также и один «УАЗ», кстати, единственный, которого Бабиновская дорога «ушатала до неподвижности». Иномарки сдюжили.

Также любопытный маршрут: Москва - Ярославль - Вологда - Котлас - Ухта - Якша - Красновишерск - Североуральск - Карпинск - Верх-Косьва - Кизел - Чусовой - Пермь - Москва. И здесь внимание! – Якшинский водный путь из Печоры в Каму (он требует отдельного внимания).

Собственно к Бабиновской дороге относится один из последних уральских отрезков маршрута Кытлым - Соликамск, причем из-за ограниченности во времени путешественники прошли его преимущественно по накатанным дорогам, но пользовались заранее собранной информацией о ретроспективе Государевого пути из Московии в Сибирь и обсуждали это в отчете. Проехать до Яйвы не рискнули, и от Верх-Косьвы по старому (к сожалению, не Бабиновскому) Кизеловскому тракту вернулись в Пермский край и далее в Москву. Так что получить свидетельства о состоянии Бабиновского тракта оказалось невозможным.

Хорошо иллюстрированные отчеты об упомянутых автопутешествиях соответственно здесь и здесь.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бабиновская дорога была, есть и будет важным для истории Урала и России объектом. Объектом, по достоинству входящим в перечень достижений российских первопроходцев и географов. Продолжалась она за Верхотурье до Тобольска, но это уже совсем другая история.

К сожалению, старинная дорога сейчас лежит на территории трех субъектов федерации, и согласованная политика охраны исторического объекта отсутствует. В советское время на исторической трасса возникли особые, нетуристические, объекты, имеются в виду лагеря и зоны. Часть из них перестала функционировать, некоторые еще живучи, едино то, что в экологическом смысле из-за специфической ограниченности система исполнения наказаний нечувствительна, мягко говоря, к уборке за собой.

Остается только надеяться на время и собирать по крупицам информацию об ее состоянии из отчетов о туристических походах и поездках, форумов краеведов, путешественников и даже кладоискателей.

© Владимир РАСТЯПИН
UraloVed.ru

Смотрите также: 

В память первопроходца! В Верх-Усолке открыли памятник создателю Бабиновской дороги

Бабиновская дорога

Село Верх-Усолка – родина Артемия Бабинова

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Рекомендации