Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

4.125 1 2 3 4 5 Рейтинг: 4.13 Голосов: 8

Прокладка западного участка Бабиновской дороги завершилась выходом к реке Туре и основанием на ней нового населенного пункта – Верхотурья. Там была устроена таможня и построены склады для завозимых товаров, которые надлежало вывозить по зимникам зимой или после вскрытия водных путей отправлять в Сибирь водным путем.

Западная половина Бабиновского тракта, как представляется, потребовала значительных усилия по разведке и прокладке. Она шла по горам и перевалам, истокам рек и верховым болотам и опиралась на сведения местного населения. В отличие от нее восточная половина оказалась попроще, поскольку следовала по рекам, текущим на восток и юго-восток. Вдоль этих рек уже существовало большое количество населенных пунктов и связывающих их путей. Проблемой был траверс речных притоков, но эта проблему решать в те времена уже умели.

Взглянем на карту России 1880 года, на которую нанесены пометки, иллюстрирующие эволюцию восточного участка Бабиновской дороги, она взята здесь.

Карта Бабиновской дороги

Реки, текущие на восток, позволяли прокладывать пути сообразно рельефу, это гарантировало минимальные перепады высот. Вдоль рек концентрировались поселения, и между ними уже существовали проложенные пути сообщения.

Поэтому первоначально Бабиновская дорога шла вдоль реки Туры из Верхотурья через Меркушино до деревни Болотовское, расположенной в месте впадения в Туру довольно крупной реки Тагил (темно-желтый штрих). Далее – по Туре или по зимнику через Новоселово-Фадюшино на Туринский острог и далее в Тюмень-Тобольск. Такой вариант просуществовал недолго – чуть более 10 лет (кстати, по сообщениям современных автомобилистов, далее Новоселова дороги нет, хотя на карте автодорог, скачанной из Интернета, дорога до Туринска существует).

Узким местом на дороге стала переправа через реку Тагил. С 1612 года дорогу до Болотовского изменили, наладив переправу выше по течению Тагила у деревни Сидоровой, близ нынешнего Махнева (еще сохранились величественные опоры старинного моста, который, к сожалению, сожжен красноармейцами при отступлении в годы гражданской войны). Для этого примерно в двух десятках верст от Верхотурья повернули резко на юг, и после переправы проложили дорогу по правому берегу реки Тагил до реки Туры (лиловый штрих). Символично, что дорога  шла параллельно реке Тагил, по которой тридцатью годами раньше шел в Сибирь со своею дружиною Ермак.

Новая Государева дорога в описанном виде просуществовала до 1685 года, потом с оживлением ярмарочной торговли в Ирбите определилось ее новое направление между Сидорово, Ирбитом и Тюменью через Мугай-Рычково. К этому же времени относят и потерю своего значения Туринском. Эта так называемая Калмацкая дорога помечена желтым штрихом.

Часть Бабиновского тракта на участке Тюмень - Ирбит и по сей день называют Ирбитским трактом. А по старинному участку Тюмень - Тобольск проложена современная автострада.

Подходил к концу XVIII век. Южный почтовый тракт через Кунгур - Екатеринбург, заложенный еще в 1723 году, пока был запрещен для провоза товаров и официально был пущен шестьюдесятью годами позже. В 1783 году Верхотурская таможня была упразднена, и Бабиновская дорога и Верхотурье потеряли свое значение. Однако отдельными ее участками пользовались еще в первой половине ХХ века.

© Владимир РАСТЯПИН
UraloVed.ru