Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

5 1 2 3 4 5 Рейтинг: 5.00 Голосов: 7

Географ Ж.-Э. Реклю в одном из своих произведений сказал: «Реки несут на своих волнах историю и жизнь народов», и эту мысль подтверждала и подтверждает мировая история.

Большое значение для России имели естественные, а позднее и искусственные водные пути. Они обеспечивали коммуникативные связи между севером и югом, западом и востоком, содействовали не только познанию страны, но и развитию промышленности и общества в целом [1]. В частности реки внесли определяющий вклад в освоение Урала и полноценному включению этого региона, а потом и Сибири, в состав России.

С помощью рек в свое время были по настоящему открыты Уральские горы [2], с помощью рек были обнаружены пути в Сибирь [3]. Известная Бабиновская дорога, особенно в восточной части, была невозможна без рек Туры и Тобола.

Издавна проторенной дорогой на восток за Урал была Печора. По ее притоку Усе и впадающей в нее реке Елец, что на Приполярном Урале, преодолевали хребет и по реке Собь попадали в сибирскую реку Обь [2, с.33]. Этот путь сохранил свое значение до наших дней. По нему ежегодно путешествуют сотни туристов и публикуют отчеты на туристическом сайте «Скиталец» [4]. Кроме того, по нему в советское время проложена переваливающая Уральские горы железная дорога, заканчивающаяся станцией Лабытнанги на берегу той же Оби напротив Обдорска, ныне Салехарда.

Проложены были пути и по другим печорским правым притокам – Щугору и Илычу. Этими северными путями в старые времена  пользовались новгородцы и поморы [5].

Кама и ее притоки также активно использовались для проникновения на Урал. По Каме, Вишере и далее на восточном склоне по Ивделю и Лозьве в 1483 году прошли Федор Курбский с дружиной, закончив поход на Оби в месте, где впоследствии будет основан город Березов [2, с 33; 5]. И конечно предпринимались попытки связать Каму и Печору. Это позволило бы наладить трафик сибирской пушнины в североморские порты и за границу.

Подобная задача была решена с помощью так называемого Якшинского торгово-купеческого пути, который активно использовался в средние века.

Якшинский тракт

Якшинский тракт в наше время

Начинался он из Чердыни, в XV веке она считалась столицей Перми Великой. «По сей день стоят выполненные местными зодчими и каменотесами… торговые ряды и склады, огромные купеческие хоромы…» [6, c.46]  Чердынь стоит на реке Колве, оттуда отправлялись караваны с товарами вверх по течению. Из Колвы через реку Вишерку, Чусовское озеро и реку Березовку попадали в большое верховое болото. Их него начинаются притоки и Березовки, и Печоры. В старинные времена верховые болота часто использовались для переходов из рек одного бассейна в реки другого, достаточно вспомнить Северо-Екатерининский водный путь из Камы в Вычегду [1, с.85-87] и Обь-Енисейский канал [1, с. 89-92]. По описываемому болоту сначала организовали волок длиной около пяти километров, а затем даже построили шестисотметровый канал, выводящий в приток Печоры Волосницу.

Здесь в древности и проходил этот Северо-Двинский водный путь, им по Северной Двине, затем Вычегде и ее притоку Нему новгородские ушкуйники плавали на Урал за мехами.

На берегу Печоры стоит поселок Якша, в нем сейчас располагается контора Печоро-Илычского заповедника, а раньше Якшинская  пристань служила отправным пунктом судоходства на всей Печоре. Подробно пешеходный маршрут по Якшинскому торговому пути описан в [7].

Река Печора

Верховья Печоры

Весь Северо-Двинский путь насыщен историей, еще сохраняются некоторые населенные пункты и исторические объекты типа развалин лагерей. В советское время, развивая идею переброса вод северных рек на юг, в этих местах планировали соорудить между Колвой и Печорой канал, для чего даже пробурили скважины и заложили заряды. Идею похоронили, а неизвлекаемые заряды все еще сидят в земле, об этом был репортаж на одном из телевизионных каналов. Но обнадеживают богато иллюстрированные отчеты современных путешественников-исследователей, в них можно достоверно увидеть состояние старинного купеческого тракта [8,9].

Интерес к истории не потерян!

© Владимир РАСТЯПИН
Фото с ЖЖ http://qzmn.livejournal.com
UraloVed.ru

Литература:

1. Л.А.Плечко. Старинные водные пути. М., «Физкультура и спорт», 1985.

2. Н.П.Архипова, Е.В.Ястребов. Как были открыты Уральские горы. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1990..

3. http://experts/megansk.ru/full_news.html?id-news=62

4. http://skitalets.ru/

5. http://verkhoturye.eunnet.net/win/index_r.jsp?nch=1&cl=4&vl=0&no=1

6. В.Головко, В.Оконешников. По рекам Урала. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1973.

7. http://uraltourist.ru/2010/11/po_kamsko-pechorskomu_puti/#ixzz1t1tZrWsv

8. http://qzmn.livejournal.com/38254.html

9. http://www.off-road.perm.ru/exped/104.html