Богданович – город, который обязан своим появлением железной дороге. Назван в честь одного из главных инициаторов строительства Транссиба. Предлагаю познакомиться с историей и достопримечательностями этого населенного пункта.
История Богдановича
Город Богданович стоит на правом берегу реки Кунара (правый приток реки Пышма). Основан в 1883–1885 годах при строительстве Транссибирской железной дороги на участке Екатеринбург – Тюмень. Сначала тут была станция Аверино (Оверино), которая в 1885 году получила современное название в честь чиновника особых поручений при министре Внутренних дел, генерала Е.В. Богдановича (1829–1914).
Евгений Васильевич Богданович в 1866 году был направлен в Вятскую и Пермскую губернии для борьбы с последствиями неурожая. В своем отчете Богданович предложил для предупреждения нового голода на Урале построить железную дорогу из Центральной России в Екатеринбург и далее до Тюмени, а затем вплоть до Китая.
В 1868-69 годах Богданович организовал проектные изыскания строительства дороги Казань-Екатеринбург-Тюмень. Это был один из ранних технических проектов Сибирской железной дороги, будущего Транссиба. Впрочем, в то время в России шли споры о том, нужна ли эта дорога и где она должна пройти.
До Транссиба в 1878 году построили Горнозаводскую железную дорогу – первую на Урале. Она связала Пермь и Екатеринбург. Через 7 лет, в 1885 году, проложили дорогу Екатеринбург – Тюмень, которая стала одним из важных звеньев Транссиба. Первый поезд здесь прошел 19 декабря 1885 года. Строительство Транссиба шло 25 лет в непростых условиях. Стройка была поистине грандиозной.
Е.В. Богданович имел репутацию порядочного и честного человека, пользовался большим авторитетом. Именно он стал первым почетным гражданином города Екатеринбурга. Этот же статус присвоен ему в городах Сарапул, Камышлов и Тюмень, через которые прошла железная дорога.
В начале XX века станция Богданович стала крупным железнодорожным узлом. В 1913 году открыли движение по линии Богданович – Каменск-Уральский, а в 1916 году – Богданович–Егоршино (Артемовский).
В советское время этот населенный пункт получил новое развитие. В 1928 году здесь построили беконную фабрику, преобразованную в 1933 году в Богдановичский мясокомбинат, а в 1932 году заработал молокозавод. В 1929-32 годах построили крупный Богдановичский шпалопропиточный завод. В настоящее время он является единственным производителем деревянных шпал на Свердловской железной дороге.
В 1930 году на базе запасов Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин начали строительство огнеупорного завода. В 1933 году был получен первый кусковой шамот, а в 1936 году – первая партия огнеупорных изделий. Во время Великой Отечественной войны завод расширили, и он стал основным поставщиком огнеупоров Урала и Сибири. В настоящее время АО «Огнеупоры» - главное предприятие города. Завод специализируется на выпуске шамота для кладки доменных печей, стале-разливочных, ковшовых, ваграночных, ультралегковесных и других огнеупорных изделий.
В 1936 году Богданович стал рабочим поселком, а в 1947 году – городом.
В 1969 году началось строительство завода по производству фарфоро-фаянсовой посуды, здесь использовался итальянский проект и оборудование. Первую очередь Богдановичского фарфорового завода пустили в декабре 1973 года. Изделия из местного фарфора были во многих семьях, они славились своим высоким качеством. Символом завода была ящерица с короной – Хозяйка Медной горы из сказов П.П. Бажова. Увы, в 2010 году предприятие закрыли (сейчас единственный в Свердловской области завод художественного фарфора работает в Сысерти).
Железная дорога делит город на два микрорайона: Северный и Южный. Численность населения города Богдановича составляет 29241 человек (2018 г.).
С Богдановичем связаны имена следующих известных людей: поэт-лирик С.П. Щипачев, Герои Советского Союза Г.П. Кунавин и К.С. Пургин, чемпионка мира по биатлону Е.В. Головина, конькобежец и рекордсмен мира Е.Н. Куликов, командующий Черноморским флотом В.А. Кравченко, первый секретарь Свердловского обкома КПРФ В.П. Краснолобов, художник М.П. Сажаев.
Достопримечательности Богдановича
Поскольку Богданович начинался с железной дороги, старейшие здания города сосредоточены рядом с ней. Это водонапорная башня, вокзал, баня и ведомственная амбулатория. Они построены в последней четверти XIX века.
Используемое в настоящее время каменное здание вокзала построено в 1910 году. На его боковом фасаде стоит обратить внимание на название станции – «Богданович». Если присмотреться, оно расположено несимметрично. В прошлом на конце был знак «ъ», убранный в советское время.
Более старое деревянное здание вокзала примыкает к каменному. Деревянную постройку обшили сверху сайдингом - в итоге невозможно подумать, что это здание XIX века. Поблизости видны две водонапорные башни.
На здании вокзала установлены мемориальные таблички в память о Е.В. Богдановиче и Герое Советского Союза Г.П. Кунавине. В городе есть и памятник Кунавину. Он родился близ Богдановича – в селе Байны. Г.П. Кунавин во время Великой Отечественной войны совершил подвиг: подполз на близкое расстояние к вражескому дзоту, мешавшему советским военным продвижению вперед, и своим телом (ценой собственной жизни) закрыл амбразуру.
Железнодорожный вокзал и автостанция в Богдановиче находятся поодаль друг от друга. Дойти от одного вокзала к другому можно по прямой, как стрела, улице Партизанской длиной 1 км.
В центре города расположена площадь Мира – зеленая и симпатичная. Это самое сердце современного Богдановича, здесь расположены основные административные здания. В плане площадь имеет треугольную форму. Она сформировалась в середине XX века.
Здания на площади выполнены в стиле сталинский ампир, причем здесь присутствуют сразу три его разновидности (ордера). Сталинский ампир соединил в себе элементы барокко, ампира эпохи Наполеона, позднего классицизма, ар-деко. Этот стиль был распространен в середине XX века. Сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность. Для этого стиля характерно использование архитектурных орденов с четкими пропорциями и обильным декором. Разумеется, обязательно присутствует и советская символика.
Первое примечательное здание, которое появилось на площади, – здание техникума (ул. Гагарина, 10). На капителях (колоннах) ионического ордера присутствует лепнина. Имеется здесь и советская символика.
В 1941 году в Богданович эвакуировали огнеупорный завод из города Боровичи, а вместе с ним и техникум. Первое время занятия велись в двух классах местной школы. В 1944 году началось строительство отдельного здания. Для этого от огнеупорного завода проложили железную дорогу для подвоза стройматериалов. В этом здании первым в городе появилось централизованное отопление. Но никто не знал как его запускать, поэтому протянули до последнего. Систему отопления прихватили морозы, для ее пуска пришлось подогнать паровоз, прогреть систему и затем запустить отопление. Техникум переехал сюда в 1947 году. Тут был и первый в городе актовый зал. Пока не построили ДК, в техникуме проводили праздничные мероприятия.
Рядом на площади стоял памятник В.И. Ленину, установленный в 1970 году к 100-летию вождя. В 2014 году специалисты пришли к выводу, что постамент находится в аварийном состоянии. Памятник убрали, но неподалеку поставили бюст. Сейчас место около бывшего памятника украшено флагами.
С другой стороны от техникума на площади стоит Дворец культуры огнеупорщиков (ул. Советская, 11). Он строился по проекту известного архитектора Г.А. Голубева, известного по Дому печати, Медгородку, больнице в Зеленой роще и другим зданиям Свердловска. Кстати, по этому же проекту построено ДК завода «Уралэлектротяжмаш» в уральской столице (только без скульптур).
Дворец культуры в Богдановиче должны были открыть в 1950 году (эта дата нанесена на фасаде здания над входом), но закончили лишь годом позже. Его хотели назвать в честь Сталина, но, когда произошло развенчание культа личности, назвали ДК огнеупорщиков. Снаружи лепнины и декора тут меньше, чем на здании техникума, зато имеются две металлические скульптуры. Но особенно красиво внутри.
Справа от Дворца культуры расположено здание администрации города, внешне ничем не примечательное. За ними – парк Победы с аллеей Славы и памятником защитникам Отечества.
На третьей стороне площади Мира стоит здание Школы искусств (ул. Ленина, 16). Оно состоит из двух частей: художественной и музыкальной. В прошлом в этом здании размещался горком партии. Когда построили новое здание администрации, чиновники переехали туда, а освободившиеся площади отдали детям. Школа искусств украшена капителями с лепниной, напоминающей листочки.
В соседнем многоэтажном доме расположен Литературный музей Степана Щипачева (ул. Ленина, 14, тел. +7 (34376) 2-11-07). Он открылся в 1994 году по инициативе А.М. Хлыстиковой. Это единственный из литературных музеев Свердловской области, посвященный поэзии. В основе музейного фонда личные вещи, документы и фотографии, литературные издания знаменитого поэта-лирика советской эпохи Степана Петровича Щипачева. Воссоздан кабинет с подлинной мебелью, привезенной с дачи поэта в Переделкино. В гостиной проходят временные выставки с работами местных талантов и творческие встречи. Замечу, что в этом музее стоит очень доброжелательная и душевная атмосфера, рекомендую тут побывать. Перед входом в музей установлена скамья влюбленных.
Поблизости находится и Богдановичский краеведческий музей (ул. Советская, 2, тел. +7 (34376) 2-20-22). Музей рассказывает об истории города, о быте XIX века, местных предприятиях, о природе родного края. Поскольку Богданович появился благодаря железной дороге, то и это нашло отражение в коллекциях музея.
Есть в городе и арт-объект «Я люблю Богданович». Стоит отметить, что Богданович – очень зеленый город. В прошлом тут садили много тополей, поскольку местность здесь низменная, заболоченная, а тополя хорошо поглощают воду. Сейчас из-за хрупкости тополей и тополиного пуха от них постепенно избавляются, заменяя другими видами деревьев.
В окрестностях стоит посмотреть скалы Кашинского городища, деревню Кашина, озеро Куртугуз, Байновский водопад, Семицветные озера и, конечно же, Уральский Марс.
Достопримечательности Богдановича на карте
Как добраться до Богдановича?
Из Екатеринбурга нужно выехать на Тюменскую трассу и ехать по ней до этого города. Дорога проходит через сам Богданович. Расположенный на окраине города переезд часто доставляет неприятности как местным жителям, так и едущим по трассе Екатеринбург – Тюмень. Здесь часто возникают большие пробки. Расстояние от Екатеринбурга – 95 км.
Павел Распопов
Литература:
Википедия
История города Богданович
Материалы Богдановичского краеведческого музея
Рундквист Н., Задорина О. Свердловская область. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия
Читайте также: