По Октябрьскому и Уинскому районам (08.11.2015)

В первое воскресенье ноября пермские ураловеды отправились на самый юг Пермского края - в Октябрьский и Уинский районы.

Первой точкой нашего маршрута стала Власьевская церковь в селе Шляпники, построенная по образцу одной из уже утраченных пермских церквей.

Власьевская церковь в селе Шляпники

Власьевская церковь в селе Шляпники Ординского района, построенная в 1909-11 годах по проекту архитектора Турчевича, по образцу Никольской церкви в Мотовилихе (Пермь), снесённой в советское время

Затем мы отправились в поселок Тюш, основанный в 1747 году при винокуренном заводе, сейчас же единственный в Пермском крае спиртовый завод разбирается на металлолом, о чём с горечью нам поведал местный житель.

В этом же посёлке мы осмотрели Николаевскую церковь-ротонду, интересную тем, что построена из блоков доломита. Больше нигде в Прикамье, кроме этих краёв, не строились белокаменные церкви!

Свято-Николаевская церковь в посёлке Тюш

Свято-Николаевская церковь в посёлке Тюш Октябрьского района, построена в 1839 из блоков доломита

Старинные корпуса Тюшевского спиртзавода

Старинные корпуса Тюшевского спиртового завода и заросший пруд. До недавнего времени этот завод являлся единственным производителем спирта в Пермском крае, ныне разбирается на металл. Завод построен в 1747 году кунгурским купцом Тимфеем Шавкуновым (строитель и Уинского медеплавильного завода)

Уникальным памятником белокаменной архитектуры является наша следующая точка маршрута - Введенская церковь в селе Мостовая, построенная в 1851 году из оолитового доломита с местных карьеров.

Введенская церковь в селе Мостовая

Введенская церковь в селе Мостовая, построенная в 1851-53 годах. Уникальный памятник белокаменной архитектуры в Пермском крае

Далее мы посетили ещё одно интересное сооружение: заброшенный железнодорожный виадук, появившийся в 1914-16 годах над рекой Иренью при строительстве Казань-Екатеринбургской железной дороги. Так как виадук был одноколейным, при строительстве второго пути было решено сделать рядом насыпь, а не строить второй мост.

Железнодорожный виадук над рекой Ирень

Виадук

Виадук

Железнодорожный виадук над рекой Ирень, около станции Бартым

Участники поездки

После этого мы посмотрели достопримечательности старинного села Богородск и отправились в Уинский район.

Село Богородск

В селе Богородск, ранее называвшемся Арий

Село Богородск, родина Ивана Белобородова, сподвижника Пугачёва

Село Богородск, родина Ивана Белобородова, сподвижника Пугачёва

Село Богородск

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Богородск, построенная в 1831 году и река Арий

Мы осмотрели село Воскресенское, побывали на целительном Барсаевском сероводородном источнике.

Воскресенская церковь в селе Воскресенское (Смурыги) Уинского района

Воскресенская церковь в селе Воскресенское (Смурыги) Уинского района, построенная в 1906-13 годах

Источник

 

В качестве компенсации за снежный и пасмурный день нам достался красивый закат, которым мы любовались на скалистом берегу реки Телёс.

Закат над рекой Телес

В заключение мы побывали на речке Судинки, часть своего пути текущей по подземному руслу. Мы увидели гору Каравай, куда ныряет река и нашли провал, образовавшийся в 1990-е годы, через который можно попасть в подземное русло Судинки.

Скала Каравай

Скала Каравай, "нырок" реки Судинки, место где река уходит под землю

Провал над подземным течением реки Судинки

Провал над подземным течением реки Судинки

Маршрут закончили уже в темноте, так как достопримечательностей в тех краях хватает и мы посмотрели только малую часть из них. Думаю, что мы еще не раз вернёмся в эти края.

В поездке приняло участие 18 человек из Перми, Лысьвы и Кунгура

Огромная благодарность нашим водителям!

Спасибо всем за участие!

© Владислав Тимофеев, 

руководитель проекта "Ураловед" в Перми

UraloVed.ru

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Рекомендации