Далматово – интереснейший город Курганской области. Здесь довольно хорошо сохранился архитектурный ансамбль Далматовского монастыря, который по сути представляет собой старинную крепость или кремль. Удивительное место, где так и веет историей. Обо всём самом важном и интересном о прошлом и настоящем Далматово вы узнаете в этой статье.
Возникновение Далматовского монастыря
История Далматово – это прежде всего история Далматовского Успенского монастыря. Он сыграл важную роль в освоении Исетского края, способствовал продвижению русских поселенцев по реке Исети, занимая важное стратегическое положение.
В 1644 году здесь обосновался инок Далмат – в миру Дмитрий Иванович Мокринский (1594-1697). Он был потомком одного из казаков войска Ермака. После смерти супруги Мокринский постригся в монахи в Невьянском монастыре и взял себе имя Далмат. Позже, из любви к уединению, он ушёл на реку Исеть. Для жилья выкопал себе пещеру в склоне оврага. Позже к отшельнику присоединились сподвижники. Около пещеры они построили деревянную часовню, в которой поставили принесённую Далматом икону Успения Божией Матери. Вскоре тут поселился и сын Далмата – Исаак.
На возвышенном левом берегу реки Исети построили деревянную церковь с братскими кельями. Так возник мужской Далматовский Успенский монастырь. Его первым игуменом стал Исаак – сын Далмата. Из-за опасности со стороны местных народов, пытавшихся вытеснить незваных пришельцев, тут поставили деревянную стену с башнями по углам, а также запаслись оружием. Не раз на монастырь нападали башкиры и татары и разоряли его, но каждый раз монастырь отстраивали заново. Кстати, в Музее истории и археологии Урала в Екатеринбурге хранится боевой шлем Далмата.
В 1651 году рядом возникла слобода Служняя, которую в 1691 году переименовали в село Николаевское – по возведённой церкви Николая Чудотворца. А с 1680 по 1743 год рядом с Далматовским Успенским монастырём находился Введенский женский монастырь.
Постепенно Далматовский монастырь превратился в крупное землевладельческое хозяйство с обширными пашенными и сенокосными землями. В середине XVIII века ему принадлежало село и 14 деревень, в которых проживало 2150 человек. Каждый крестьянин должен был отработать на монастырь определённое количество дней и заплатить оброк. Протекающую через Далматово реку Исеть использовали в транспортных целях. Монахи отправляли по ней в Тобольск баржи с мукой, зерном и хмелем, а также сплавляли лес.
С Далматовским монастырём связано появление Каменского завода – ныне города Каменск-Уральский. Рудознатцы Далматовской обители нашли железную руду на речке Каменке, а в 1682 году пустили там небольшой Железянский завод. В 1700 году эту землю вернули в казну, и в 1701 году начал работу первый на Урале казённый Каменский завод.
После череды пожаров, в 1707 году в Далматовском монастыре решили построить каменную цитадель. Её возводил зодчий Иван Борисов по прозвищу Сорока. Строили долго и основательно. Писатель Алексей Иванов называет результат гибридом старинного кремля с Петропавловской крепостью. Здесь выросли толстые каменные стены с башнями и бастионами. Строительство шло с 1713 по 1763 год. Возвели тут и каменные церкви.
В монастыре паломники больше всего почитали икону Успения Божией Матери, с которой в эти места пришёл сам Далмат Исетский. Это была главная святыня монастыря. После революции икона была утрачена, её судьба неизвестна.
В XVIII веке Далматовский Успенский монастырь служил местом ссылки для старообрядцев и других неугодных. Среди них были протопоп Московского Успенского собора и бывший синодальный член Иоанн Максимов, иеромонах Феофан Леонтович, граф Пётр Апраксин, а в соседнем Введенском женском монастыре томилась княжна Прасковья Юсупова (за «волшебство»).
При монастыре возникла первая школа Зауралья. Известно, что в 1719 году здесь учились 9 мальчиков, а в 1779 году – уже 200 человек. В 1816 году открылось духовное училище. Среди его выпускников были путешественник К.Д. Носилов, председатель Русской духовной миссии в Иерусалиме А.И. Капустин (отец Антонин), будущий изобретатель радио А.С. Попов, основатель Томского университета В.М. Флоринский, учёный и краевед А.Н. Зырянов.
Увидеть, как монастырь выглядел до революции, можно на цветных фотографиях С.М. Прокудина-Горского 1912 года.
«Дубинщина» и пугачёвщина
Далматовский монастырь неоднократно выдерживал нападения и осады. В 1763 году из-за тяжёлых повинностей и жестокой эксплуатации приписных крестьян те взбунтовались. В сентябре-декабре 1763 года крестьяне, вооружившись кто дубинами, кто косами, окружили Далматовский монастырь. Взять его не смогли, но долго осаждали. Зимой, с начавшимися морозами, крестьяне сами разошлись. В конце марта 1764 года к монастырю прибыл Азовский драгунский полк под командованием подполковника Аборина. Восстание было подавлено, а зачинщики жестоко наказаны. Этот бунт вошёл в историю под названием «дубинщина».
Спустя десятилетие, 11 февраля 1774 года, во время Крестьянской войны к стенам Далматовского Успенского монастыря подошло войско пугачёвцев под руководством есаула Прохора Пестерева. Мятежники пытались захватить монастырь, но не смогли, получив ожесточённый отпор. Так и не сумев зайти внутрь, пугачёвцы три недели держали монастырь в осаде. Но монахи снова выстояли. 2 марта, когда приблизился отряд генерала Деколонга, пугачёвцы ушли. Этой осаде уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил повесть «Охонины брови».
Подземные ходы в Далматово
Выдерживать осады обитателям монастыря помогали в том числе тайные подземные хода, которые не только соединяли внутренние постройки, но и вели за пределы обители. Можно было незаметно покинуть монастырские стены, пополнить запасы еды и воды. Среди жителей Далматово давно ходят легенды о загадочных подземельях. А некоторым даже удалось в них заглянуть. Свидетельства очевидцев приводятся в книге краеведа В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий».
Например, Я.И. Зайков в 1945 году в Успенском соборе наткнулся на чугунную крышку-люк, под которой оказались тоннели, идущие в трёх направлениях: к юго-восточной башне, западным воротам и покоям архимандрита. Однако вместо того, чтобы исследовать старинные подземелья, вход засыпали.
Л.П. Козьмина рассказывала, что побывала в подземельях дважды. В начале 1920-х годов, когда она была ещё девочкой, подземный ход показал местный священник. Они прошли от юго-восточной башни за стены монастыря – к реке. В 1940 году она вновь оказалась здесь – уже на экскурсии под руководством директора краеведческого музея И.А. Иванча, однако метров через 20 путь преградил обвал.
В 1952 году, когда готовили площадку под фундамент цеха на территории монастыря, экскаватор неожиданно стал уходить под землю. Когда его вытащили, увидели подземный ход с деревянной крепью. Судя по всему, это был древний ход ещё со времён, когда Далматовский монастырь не был отстроен в камне.
При прокладке коммуникаций работники ещё несколько раз натыкались на подземные сооружения в разных частях монастыря. Жаль, что подземными ходами никто не заинтересовался. Если бы их восстановили, был бы уникальный туристический объект.

Становление города Далматово и дальнейшая история
За заслуги в подавлении пугачёвского бунта императрица Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, который в честь основателя монастыря назвали Далматовым. Однако позже Далматовский уезд объединили с Шадринским, и город утратил статус уездного.
Ежегодно 6 декабря в Далматово проходила крупная Никольская ярмарка. Главным товаром на ней было мясо. А одним из важных промыслов местных жителей был сбор дикого хмеля по берегам реки Исети. Его собирали как для личного потребления, так и на продажу. Славилось Далматово и огурцами. Летом отсюда вывозили до 10 тысяч пудов свежих огурцов. В Далматово жило немало купцов. Центр города и сейчас украшают старинные купеческие дома.
В 1852 году в Далматове вспыхнул страшный пожар, уничтоживший чуть ли не весь город. Н.К. Чупин писал, что сгорело до 550 домов, уцелело всего лишь 60-70 домов. Пострадал и монастырь.
Ещё нужно отметить, что в Далматово родился Алексей Фёдорович Мерзляков (1778-1830) – поэт, литературный критик, педагог, профессор Московского университета. Его учениками были такие известные и талантливые люди, как А.С. Грибоедов, Ф.И. Тютчев, М.Ю. Лермонтов, П.А. Вяземский. А уже в советское время тут появился на свет известный археолог Валерий Трофимович Петрин (1943-2002).
В 1913 году через город прошла железная дорога. Во время Гражданской войны в окрестностях Далматово проходили бои. В 1924 году Далматово понизили до статуса села. В 1920-е годы Далматовский монастырь закрыли. При нём были богатые библиотека и архив. Частично их удалось сохранить стараниями краеведа В.П. Бирюкова. В разные годы в монастырских стенах размещались краеведческий музей, госпиталь для раненых на Великой Отечественной войне, курсы усовершенствования командного состава. В 1930 году Скорбященскую церковь переоборудовали под театр. После Великой Отечественной на этой территории обосновался завод «Молмашстрой», который производил оборудование для переработки, перевозки и хранения молока. Вскоре это предприятие стало градообразующим. В 1947 году Далматово вновь обрело статус города.
В 1992 году монастырь вернули РПЦ. Сейчас Далматовский Успенский монастырь является действующим, а его здания постепенно реставрируют. Ансамбль Далматовского монастыря является памятником архитектуры федерального значения.
В наши дни главным предприятием города считается завод «Старт», который производит оборудование для пищевой промышленности и транспортные автоцистерны. Далматово является центром Далматовского района Курганской области. Численность населения города Далматово около 12 тысяч человек.
Что посмотреть в Далматово
Безусловно, самое интересное место города Далматово и его главная достопримечательность – это Далматовский Успенский монастырь. Побывать тут стоит даже тем, кто далёк от религии. В этих стенах чувствуется богатая и многогранная история нашего края. Площадь комплекса монастыря в пределах стен достигает 4 га, периметр по наружному обводу стен 766 м.
Монастырь окружен стенами высотой около 6 м, которые построили в середине XVIII века. Их ширина в основании 2,3 м. В основе крепостных стен арочные ниши, в которых имелись бойницы. Стены венчают зубцы в форме «ласточкиного хвоста». В случае нападения бойцы вставали за зубец и стреляли по нападавшим из ружей. Эти стены помнят реальные осады монастыря во время «дубинщины» и Крестьянской войны в XVIII веке.
Главный вход в монастырь расположен на улице Советская. Это Северные ворота. Здесь расположена надвратная церковь Иоанна Богослова середины XIX века. Здесь находятся иконная лавка и монастырский музей, открытый в 2012 году. В его экспозиции четыре отдела: «Царская Россия», «Годы гонения на церковь», «Архимандрит Антонин» и «Зауральские подвижники».
При входе в монастырь придётся соблюдать православный дресс-код, за которым следят строгие охранники. На территории монастыря слева тянется гостиничный корпус Дом паломника. За ним показывается восстанавливаемый Успенский собор. Его строили в 1707-1719 годы в стиле русского барокко. Он стал главным храмом монастыря, имел два этажа. Назван так по иконе Успения Божией Матери, которая принадлежала Далмату и была главной святыней монастыря. Успенский собор больше всего пострадал в советское время. Его обезглавили, колокольню разобрали, а внутренний объём разделили на четыре этажа. Сейчас идут работы по восстановлению церкви.
Так здание выглядело до установки строительных лесов.
А справа стоит красивая, прекрасно отреставрированная церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Скорбященская церковь). Она сразу привлекает внимание. Церковь строили в 1871-1881 годах. При копании рва под фундамент был вскрыт склеп старца Далмата и найдены его останки.
К западу от церкви – часовня-усыпальница 1896 года над бывшей могилой преподобного Далмата Исетского. До этого, как писал историк Н.К. Чупин в 1870-е годы, здесь стояла деревянная усыпальница, где покоился прах Далмата. Тут был памятник в виде гробницы. Внутри усыпальницы располагались изображение огромного распятия «старинной живописи», портреты Далмата и его сына архимандрита Исаака, мантия Далмата, а также посох и мантия его сына, железный шишак и кольчуга татарина Илигея. 6 августа 1994 года при проведении раскопок извлекли останки Далмата. Их поместили в деревянную раку и перенесли в Скорбященскую церковь, где они теперь и находятся.
Близ церкви стоит памятник преподобному Далмату Исетскому. Летом территорию вокруг украшают цветы. Также неподалёку расположена напольная звонница.
По другую сторону от бывшего Успенского собора, к востоку от него, стоит памятник А.Н. Зырянову. Это был известный зауральский краевед, учёный, археолог, метеоролог, просветитель, бытописатель Шадринского уезда. Памятник стоит на месте его могилы. Рядом – поклонный крест на месте уничтоженного в советское время монастырского кладбища.
А напротив видны Восточные ворота. Раньше они были главными, парадными воротами монастыря. В настоящее время их не используют. Ворота украшены фигурным кирпичом, окружены колоннами.
На углу стены расположен северо-восточный бастион – важный элемент обороны пятиугольной формы. При защите монастыря с него можно было стрелять как по местности, так и вдоль стен. Этот бастион долгое время использовался как пушечный склад. В конце XIX века здесь была кузница. По каменной лестнице на этом бастионе можно подняться наверх и пройти по северной или восточной стене. Ширина прохода по стенам более 1 м.
С другой стороны монастыря был подобный северо-западный (Красный) бастион, ныне утраченный – разобрали в 1951 году. Красным (в значении «красивый») его называли за кирпичный орнамент. А ещё Красный бастион был местом казни участников «дубинщины» и пугачёвского восстания.
Южная часть монастырской стены впечатляет двумя сторожевыми башнями на углах – юго-восточной и юго-западной. Их построили в середине XVIII века. Башни видны издалека и придают монастырю особенный колорит.
Высота юго-восточной башни 21,6 м. Она позволяла наблюдать за окружающей местностью. На случай защиты от неприятелей в ней было 20 пушек: 4 в шатре и по 8 на нижних ярусах. О тех неспокойных временах сейчас напоминают отверстия-бойницы. В стратегических целях фланговой обороны башня вынесена за линию крепостных стен. В начале XIX века башня стала наклоняться. Наклон заметен и сейчас. Для повышения её устойчивости в 1812 году пристроили каменные укрепления (контрфорсы). В 1950-е годы в шатёр башни попала молния и повредила его. Через юго-восточную башню раньше можно было попасть в подземный ход.
Вдоль южной стены тянутся здания трапезной и братского корпуса монастыря. Здесь есть ещё одни ворота – южные. Обычно они открыты. Через них можно выйти наружу и попасть к старинному зданию, которое стоит у южной стены монастыря за его пределами. Раньше в нём была монастырская гостиница, а сейчас хозяйственный корпус.
На другом углу возвышается юго-западная башня. Она расположена на краю крутого обрыва и являлась наблюдательно-сторожевым сооружением. Завершалась высоким восьмигранным кирпичным шатром, маковкой с яблоком и флюгером. В этой башне отсутствуют бойницы и видны просторные оконные проёмы. Это говорит о гражданском назначении башни. К ней примыкал братский корпус, а с севера – здание Далматовского духовного училища, открытого в 1816 году. Сейчас здание училища пребывает в руинах, а ведь тут учились многие известные люди.
Если обойти монастырь снаружи, то к западу от него по лестнице можно спуститься с горы вниз – к деревянной часовне-купели над святым источником. В своё время отсюда пил сам Далмат. По легенде, эта вода подарила ему здоровье и долголетие. А прожил Далмат Исетский, как считается, 103 года. Деревянную часовню над источником построили ещё в 1875 году на пожертвования местных купцов и мещан. Внутри неё были изображены Далмат и его сын Исаак. В советское время она оказалась утрачена. В 2007 году часовню вновь воссоздали.
Во время нашего посещения города Далматово летом 2021 года здесь кипели работы по благоустройству. Территория заметно преображается. У спуска к часовне соорудили смотровую площадку с видом на западную часть Далматово. Вокруг монастыря поставили щиты с навигацией и с интересной информацией. Также по планам тут должны обустроить памятное место – пещеру Далмата, облагородить небольшой пруд около стадиона и прилегающую к нему территорию, создать детскую площадку, благоустроить пешеходную зону.
Отсюда можно снова вернуться на улицу Советскую. Это главная улица Далматово. На ней сохранилось много исторических зданий.
Через дорогу от главного входа в монастырь расположена Успенская площадь. На ней стоит небольшая каменная часовня в честь спасения Александра III и его семьи в железнодорожной катастрофе на станции Борки 17 октября 1888 году. Её построили в 1890 году в классическом стиле. В советское время она служила раздевалкой для спортсменов, пунктом проката коньков.
Чуть дальше на площади возвышается памятник красноармейцу-латышу Станиславу Рукманису. Этот 18-летний разведчик Красной Армии погиб 28 июля 1919 года при освобождении города Далматово от частей колчаковцев. Его похоронили здесь, на городской площади. Есть в городе и улица, названная в его честь. А на Привокзальной площади стоит памятник на братской могиле бойцов 4-го Уральского полка, погибших во время далматовского боя 11 июля 1918 года.
Рядом с Успенской площадью раскинулся небольшой городской парк. В нём установлено несколько мемориалов: жертвам радиационных катастроф, участникам локальных конфликтов, пограничникам, а также мемориал «Орудия Победы». А ещё тут есть Аллея героев, заложенная в 1984 году.
Ещё одно интересное место Далматово – храм Николая Чудотворца (Никольская или Николаевская церковь) (ул. Советская, 162). Его построили в 1753 году, позже пристроили несколько приделов. Стены украшали росписи. Как сообщала книга «Приходы и церкви Екатеринбургской епархии» 1902 года, здесь особо чтили две старинные иконы: большую икону св. Николая Можайского в позолоченной ризе и небольшую икону святителя Николая в серебряной кованой ризе. Они привлекали к себе паломников, которые съезжались ко дню празднования памяти перенесения мощей святителя Николая 9 мая.
Трое служивших тут священников погибли во время Гражданской войны и причислены РПЦ к лику священномучеников. В советское время церковь закрыли, снесли купола, выровняли кровлю, разобрали колокольню и ограду. Но даже в таком усечённом виде здание привлекает внимание необычной архитектурой. В здании размещались кинотеатр, ДК, библиотека, спортшкола, склад, а с 1983 по 2012 год – музей. В настоящее время церковь действующая. Здание имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.
Внутри церковной ограды раньше было кладбище, где хоронили священников, а иногда и членов их семей. Здесь вместе с мужем, священником Никифором Черёмухиным, была похоронена Павла Иоасафовна Черёмухина (1829-1915) – организатор и учитель первой женской школы в Зауралье. Павла Черёмухина открыла её в 1861 году у себя дома. В 2010 году здесь поставили ей памятник. Надпись на нём гласит: «В признательность за учительство».
Ранее размещавшийся в Никольской церкви Далматовский краеведческий музей в наши дни расположен в квартале отсюда – на ул. Энгельса, 7 (тел. (3525) 23-15-24). Он занимает здание бывшей земской начальной школы, построенное в 1913 году в стиле эклектики. История музея начиналась в 1962 году, когда он открылся в Доме пионеров. В 1973 году ему присвоили звание народного, а в 1978 году он стал филиалом Курганского областного краеведческого музея. В Далматовском краеведческом музее есть отделы: палеонтологии, археологии и природы, исторический, Великой Отечественной войны, выставочный зал.
Интересно и просто погулять по центральным улицам Далматово. В городе много красивых старинных зданий прошлых веков, много памятников архитектуры. Старые фотографии Далматово можно посмотреть в этом материале. В окрестностях также стоит посмотреть город Катайск, Боровской монастырь, церковь в селе Замараевское, город Шадринск и т.д.
Видео
Посмотрите видео из нашего путешествия по Зауралью. Главной достопримечательностью этого дня путешествия стал как раз удивительный Далматовский монастырь.
Как добраться до Далматово
Город Далматово расположен в Курганской области. На автомобиле из Екатеринбурга нужно выехать на трассу на Тюмень, повернуть на Каменск-Уральский, объехать этот город и двигаться на Курган. Затем повернуть по указателю на Далматово.
На общественном транспорте до Далматово можно доехать на автобусе из Кургана или Екатеринбурга. Либо по железной дороге – на электропоезде «Ласточка» Екатеринбург – Курган до станции «Далматово».
Координаты Далматово (вход в монастырь): 56.257744°, 62.939786°. Расстояние от Екатеринбурга – 177 км, от Кургана – 200 км, от Челябинска – 208 км, от Перми – 540 км.
Павел Распопов
Литература:
Ильяшенко С.Ф. Что посмотреть в Далматово? – Курган, 2016.
Курганская область: активный и познавательный туризм. Путеводитель. – Екатеринбург: ООО ИД "Фест Хэнд" (Репейник), 2013.
Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. — Екатеринбург, 1902.
Слукин В.М. Тайны уральских подземелий: легенды, реальность, поиск. – Екатеринбург, 2005.
Чупин Н.К. Географический и статистический словарь Пермской губернии. - Пермь, 1873.