Заметки о некоторых доисторических предметах, найденных в Уральском крае (1884 г.)

Статья О.Е. Клера с описанием некоторых наиболее любопытных археологических находок на Урале. Клер описывает обнаруженного около города Троицка буддийского идола, каменный молоток с озера Карасьего (это первая археологическая находка в окрестностях Екатеринбурга), «чудское» серебряное шейное кольцо из окрестностей села Егвинское Соликамского уезда, необычный камень с Аятского озера, медную жерлицу на реке Багаряке, медный перстень с Крестовоздвиженского прииска в Троицком уезде. 

Под этим общим заглавием мы намереваемся посещать в этих «Записках» сведения о случайных находках, могущих служить указаниями на места, где будущие исследователи могут заложить раскопки с некоторою надеждою на успех.

I.

Буддийский идол, найденный лет тридцать тому назад на глубине 20 аршин при добывании золотоносных песков около Троицка Оренбургской губернии. Идол этот приобретен был г. Малявиным, по смерти которого сын его Михаил Павлович подарил его мне.

Размеры в миллиметрах: высота 158, ширина основания сзади 78,5, спереди 80,5, ширина у боковых выступов рамки 90, высота пьедестала 21,5, ширина его спереди 61,3, высота самой фигуры 97,5. Пьедестал и рамка не вполне симметричны.

Химический состав, по разложению А.И. Дрездова:

  • меди – 68,86%,
  • цинка 31,11%,
  • железа следы.

Статуэтка эта была отлита, а затем отделана резцом; на лицевой стороне много инкрустаций, по-видимому серебряных, заметны следы золочения. Нетолстый слой патины придает ей цвет бронзы.

Покойный действительный член Общества Иван Акинфиевич Терехов пожертвовал сделанный им фотографический снимок этого идола. Как видно из этого снимка, голова большая, лицо круглое, широкое; глаза прямые, с толстыми нижними, серебряными веками; нос от корня выпуклый, но не очень большой, едва длиннее губ; рот широкий, углы его приходятся на одной линии со зрачками; губы толсты; выражение лица доброе, веселое. На лбу врезана пластинка серебра от волос до уровня бровей.

На голове митра с тремя лучеобразно расходящимися серебряными инкрустациями; сверху небольшая кольчатая шишка.

Груди очень выпуклые, вместо сосцев инкрустации; на шее и груди висит ожерелье – серебряная узорчатая инкрустация, живот небольшой с заметным пупком; талья тонкая, изящная.

Рук две пары: верхняя правая держит прямой, широкий, узорчатый меч, проходящий над головою; нижняя правая вонзает большое, широкое копье в спину животного, кажется, быка, стоящего на коленях и с поникшею головою пред божеством, правая нога которого придерживает животное в этом положении. Верхняя левая рука держит род скипетра, который можно принять за пест, или за колокольчик; нижняя левая держит за длинный колпак или уж очень обильные волосы, маленького человека, стоящего на коленях на шее вышеупомянутого быка. На лбу и правом бедре быка находится по инкрустации.

Нижняя часть живота у божества покрыта поясом, конец которого опускается рядом с копьём на спину быка. На поясе приделаны серебряные пластинки, а также и на ногах, где изображают как бы сплетённые подвязки. У обеих ног большой палец короче остальных. Сзади быка, лицом обращённый вперёд, прыгает маленький лев (?).

Вся рамка и пьедестал украшены разными орнаментами, среди которых иные, быть может, составляют надпись.

Идол этот был в числе предметов выставки, устроенной в Санкт-Петербурге во время Съезда ориенталистов в 1876 году, куда он был доставлен благодаря любезности моего учёного друга И.А. Словцова, ныне директора Тюменского реального училища.

Будучи мало знаком с буддийской мифологией, а не берусь решить, изображение ли это Шивы, Мони, или какого другого божества, но надеюсь, что знатоки, в чьи руки попадёт это изображение, не откажутся сообщить своё мнение об этой замечательной находке вообще и о тех знаках, которые находятся на пьедестале и рамке и ясно видны на фотографии.

Буддийский идол, найденный около Троицка

II.

Каменный молоток, найденный в 1873 г. около озера Карасье, верстах в 12 к ЮВ от Екатеринбурга, учеником Екатеринбургского реального училища Ив. Брюхановым.

Размеры в миллиметрах: длина 102, ширина 57, толщина от 24 до 45. Вес 356 грамм. Цвет тёмно-зелёный с мелкими чёрными и беловатыми точками. Зерно очень мелкое. Твёрдость около 7. Вероятно, непрозрачный нефрит. Поверхность тщательно отшлифована, на вид и на ощупь жирная. Для употребления вероятно вделывался в деревянную рукоятку как это еще теперь практикуется у некоторых дикарей, подобно тому как изображено у E.H. Knight. Savage weapons at the centennial exhibition Philadelphia. 1876, p. 237, fig. 38.

Находка этого орудия имела немаловажные последствия для доисторической антропологии Урала: в числе молодых людей, обращавшихся ко мне в те годы за разными указаниями по естественной истории и занимавшимися составлением коллекций для нашего музея, находился ученик гимназии Михаил Викторович Малахов. Он вместе с С.Ю. Раунером, А.С. Сарри и др. сильно заинтересовался моими рассказами о Швейцарских палафиттах и других доисторических памятниках Западной Европы, тем более, что находка одного предмета этого рода возбуждала надежду на отыскание других. Сохранилось предание о находке разных медных фигур и изделий, так называемых «чудских» около деревни Палкиной и о том, что некоторые из них были отправлены тогдашним управляющим Верх-Исетскими заводами г. Сиговым в столицу; даже Императорское Московское общество испытателей природы, в инструкции, данной Л.П. Сабанееву в 1868 г., упоминало об этой местности и о желании дальнейшего её исследования.

Экскурсируя первый год на Урале, Леонид и Владимир Павловичи Сабанеевы находили так много интересного по зоологии, а я по ботанике, что наше посещение д. Палкиной, где узнали, что местные жители, копавшие так называемое городище в надежде найти ещё медные вещи, давно не находили ничего, - не дало в этом отношении никаких результатов.

Гг. Малахов, Раунер, Сарри и другие, отправившись в Палкину, принялись копать и в первый раз нашли несколько черепков узорчатой глиняной посуды, обломки обделанного камня и каменный предмет в роде неошлифованного долота, помощью которого удалось мне воспроизвести главный узор (в виде Х) одного черепка. Следующий раз они прорыли канаву чрез городище и привезли множество вещей глиняных и каменных. Таково было начало исследований, произведённых с тех пор М.В. Малаховым в широких размерах по всему Уралу по поручению Императорского Географического и нашего общества и заслуживших нашему молодому учёному весьма почётную известность.

Итак, этот молоток, прямо и косвенно, послужил к разбитию мнения учёных, будто Зауралье лишено всяких следов каменного века.

Каменный топор с озера Карасьего

III.

Чудское серебряное шейное кольцо (гривна), найденное в 1880 г. на пашне около села Егвинское Соликамского уезда крестьянином Стефаном Истминым, который по указанию М.М. Волегова продал его для музея Общества вместо того, чтобы «спустить» его медяку, как обыкновенно поступают со всякими металлическими находками.

Таких шейных колец довольно много находили в Соликамском и Чердынском уездах: такие же были описаны и изображены уже в 1860 г. в «Пермском сборнике», кн. II, стр. 35-42, рис. 3, 7 и 10. Наше совершенно сходно с рис. 7. Оно сковано из серебра высокой пробы (чистого серебра 88,88% по анализу г. Дрездова) и украшено по бокам частой винтообразной бородкою; оба конца, как и середина, гладки и тоньше; концы образуют род пуговок четырёхгранных с притупленными углами и сверху сдавлено пирамидальных. К сожалению, при добывании его из земли, кольцо было разорвано сошником на три неравные части, весом вместе около полфунта.

IV.

Летом 1880 г. С.Ю. Раунер и А.С. Сари ездили на охоту на Аятское озеро в 45 в. к северу от Екатеринбурга. Там на берегах они нашли разные каменные и глинистые изделия. Найденные там предметы переданы М.В. Малахову для обработки вместе с его обильными находками: здесь я упомяну только об одном обливном камне, изображающем из себя человеческую голову с окладистой бородой и остроконечной шапкой или башлыком, сильно напоминающую изображение скифов на греческих памятниках. В общем собрании Общества 11 сентября 1880 года я демонстрировал этот предмет, единственный тогда в своём роде на Урале. В 1882 году найдено много с М.М. Малаховым у деревни Палкиной несколько других каменных изображений людей. Не были ли эти древние образцы скульптуры идолами? Судя по истории возникновения и развития скульптуры у других народов, такое предположение кажется мне очень правдоподобным. Если это так, то вероятно найдутся ещё изображения животных и птиц, неразлучных спутников и кормильцев людей «каменного века».

V.

Медная жерлица (рыболовный крючок), найденная по реке Багаряку в Каменской даче на глубине 6 аршин в речниках, смешанных с золотосодержащими песками; пожертвованная А.А. Кремлевым.

Сделана она из кованой красной меди и вместо обратного крючка представляет только утолщение; верхняя часть – тонкая пластинка, отогнутая вниз для образования петли. По типу отделки этот предмет относится к так называемым чудским.

Впоследствии г. Малахов открыл около той же реки Багаряк доисторические могилы и множество предметов бронзового (вернее медного) периода.

VI.

Перстень неполный, из красной меди; сохранилась только широкая овальная часть, служившая оправою какому-нибудь камню; кругом, кроме концов эллипса, ободок с простым узором, образованный из неравномерных насечек. Весь предмет покрыт патиною. Найден был несколько лет тому назад на глубине 12 аршин при добыче золотосодержащих песков на Крестовоздвиженском прииске д. чл. Общ. Ф.Ф. Щелкова, Оренбургской губ. Троицкого уезда. Пожертвован дочьерью г. Щелкова, д. чл. Общ. Зинаидою Фёдоровною Мостовенко.

О.Е. Клер

«Записки УОЛЕ», т. VII, вып. 4, 1884 г.

Читайте также:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Рекомендации