Одно из интересных старинных гидротехнических сооружений Урала – Ушковская канава. Она построена в XIX веке по проекту крепостного крестьянина Клементия Ушкова.
Ещё в XVIII веке принадлежавшие Демидовым Нижнетагильский и Черноисточинский заводы часто испытывали проблемы с водой, которая была необходима для приведения в движение заводских механизмов. Заводы иногда приходилось останавливались и нести убытки. По данным краеведа Андрея Пичугина, впервые о строительстве канала из реки Чёрной в Черноисточинский пруд задумался ещё Николай Демидов, выделивший в 1799 году средства на его строительство. Однако канал тогда так и не появился. В 1805 году французский инженер Клод Ферри обследовал местность и пришёл к выводу, что провести канал невозможно.
В 1841 году крепостной крестьянин Клементий Константинович Ушков (1782-1859) предложил построить канал из реки Чёрной в пруд Черноисточинского завода за два-три года. В замен он просил избавить себя и свою семью от крепостной зависимости.
Клементий Ушков был самоучкой. Он придерживался старообрядчества, был предприимчивым человеком. Хоть Ушков и был крепостным, но при этом смог сколотить неплохие капиталы. Ему принадлежало несколько мельниц (на реках Шайтанке, Вязовке и Чёрной), он занимался поставкой муки и хлебной торговлей.
20 октября 1847 года Клементий Ушков подписал расписку управлению Нижнетагильского завода о своих обязательствах построить за свой счёт запасной пруд на реке Чёрной с плотиной и пустить от него воду по каналу в Черноисточинский пруд. Ушков определился с траекторией канала и прикинул удобное место для строительства плотины. Для проведения работ Ушков нанял рабочих с Черноисточинского завода. В строительстве участвовали и его дети, а также брат Савва.
Получился канал длиной 4,8 км, проходящий по пологому косогору. Ширина канала 13 м, а в пониженных местах до 30 м. С левой стороны он был укреплён дамбой высотой до 4 м и шириной по гребню 4 м.
Выше располагался Верхний прудок с шлюзами-регуляторами для пропуска воды к каналу и к реке Чёрной (Еланский выпуск). Длина плотины пруда составила 700 м, высота 6 м, ширина 3,5 м. Пруд сохранился до наших дней.
Строительство пруда и канала было закончено летом 1849 года. Это совпало с приездом на Урал заводовладельцев – Авроры Карловны Карамзиной, её девятилетнего сына Павла Демидова и мужа Андрея Николаевича Карамзина. Они приняли участие в открытии гидротехнического сооружения. Аврору Карловну с сыном торжественно прокатили на лодке по новому пруду. После сооружения канала Черноисточинский пруд стал более полноводным и обрёл современные очертания. А ниже вода наполняла и Нижнетагильский пруд.
Строительство гидротехнического сооружения стоило Ушкову больших денег. Ушковы неоднократно просили у Демидовых помощь с погашением кредитов, взятых на строительство канала, но тщетно.
Зато имя Клементия Ушкова вошло в историю, а в 1849 году он и его семья получили свободу. Спустя 12 лет в результате государственных реформ Александра II крепостное рабство отменили и для остальной части россиян. Люди перестали быть чьей-то собственностью.
После освобождения Клементий Ушков стал купцом 3-й гильдии, построил ещё несколько мельниц в Екатеринбургском и Шадринском уездах Пермской губернии.
Интересно, что в 1851 году Ушков предложил проект канала, соединяющий реки Шайтанку и Сулём, для решения потребностей в воде Висимо-Шайтанского и Висимо-Уткинского заводов (в том числе для сплава железных караванов по Межевой Утке), а 1857 году – проект канала от реки Туры к Кушвинскому заводу. Но эти проекты не были воплощены в жизнь. В 1859 году Ушков умер на 77-м году жизни. Его могила не сохранилась.
Экспозицию, посвященную гидростроителю Клементию Ушкову, можно увидеть в музее Дом Черепановых в Нижнем Тагиле. Там есть в том числе бронзовый бюст К.К. Ушкова (скульптор Ю.П. Клеващиков) и макет канала (авторы В.И. Боровик, Ю.Ф. и Ю.Н. Вериго).
В 1895 году через Ушковскую канаву прошла линия Висимо-Уткинской узкоколейной железной дороги. Ближайшую станцию назвали «Канавой».
В прошлом у плотины Верхнего прудка стояла сторожка. Состояние гидротехнического сооружения постоянно контролировали. Время от времени производили ремонт. В этом месте бывал писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк, выросший неподалеку. В его рассказе «Сороковик» можно прочитать:
«Путешествуя по среднему Уралу, я не раз пользовался гостеприимством старика. Его сторожка стояла как раз на канаве, соединявшей два горных озера. Канава называлась “Прорвой”, потому что вода прорывалась из одного озера в другое. Для урегулирования протока воды была устроена на канаве небольшая плотина, и Андроныч гордился своим положением сторожа.
— Захочу — дам воды, а не захочу — не дам, — любил он повторять, изображая из себя начальство…»
Исправно работает Ушковская гидротехническая система и в наши дни. Её по-прежнему используют для переброски части стока в Черноисточинский пруд. Сохранилась в названии и память о её строителе. Правда, на дорожном знаке на трассе Нижний Тагил – Усть-Утка указано просто как «р. Канава».
В 1975-77 годы при реконструкции плотины старинную деревянную конструкцию заменили на железобетонную. В 1993 году после сильных дождей дамбу Верхнего прудка размыло. Лишь спустя 10 лет дамбу отремонтировали, и пруд восстановился.
На Верхнем прудке в 2000-х годах построили спортинг-центр «Демидовский» с площадкой для стендовой стрельбы. От трассы туда идёт асфальтированная дорога.
Ушковский канал вместе с Черноисточинским прудом и окружающими лесами имеет статус ландшафтного заказника областного значения и объекта культурного наследия федерального значения.
Как добраться до Ушковской канавы
Ушковская канава находится в Свердловской области, примерно в 150 км от города Екатеринбурга.
На автомобиле из Екатеринбурга нужно ехать по Серовскому тракту, перед Нижним Тагилом повернуть по указателю на Серов. Через 12 км повернуть на Черноисточинск. Не заезжая в этот посёлок, ехать дальше по трассе в сторону Усть-Утки и вскоре за Черноисточинском дорога будет пересекать Ушковскую канаву. Перед мостом есть площадка для стоянки машин.
До Верхнего прудка можно доехать по дороге вдоль канала. Она асфальтированная, но узкая, проходит по насыпной дамбе. Разъехаться со встречными машинами можно только на иногда встречающихся расширениях. От трассы до пруда 4,5 км.
Также до Ушковской канавы можно доехать на автобусах, которые идут из Нижнего Тагила в посёлки Уралец, Висим, Висимо-Уткинск (или доехать до Черноисточинска и оттуда дойти пешком). Рядом расположена автобусная остановка.
Координаты Ушковской канавы: 57.738033º, 59.819417º.
Также во время этой поездки можно посмотреть достопримечательности населенных пунктов Черноисточинск, Висим, Висимо-Уткинск, Усть-Утка или сходить на горы Юрьев-камень, Липовую и Дыроватик. Заслуживает внимания и Черноисточинский пруд.
Павел Распопов
Литература:
Пичугин А.Л. Черноисточинский пруд. – Нижний Тагил, 2009.
Материалы историко-технического музея "Дом Черепановых".
Читайте также:
- Уральская водяная инженерия
- Рукотворный канал Копань
- Глубочинский пруд, гидротехнический тоннель и водопад Каменные губы