Путешествие до села Таман (Усольский район Пермского края) возможно в зимнее время по дороге с отворота на трассе Пермь - Кудымкар, а летом открывается водная навигация от Березников. Само село расположено на высоком берегу реки Камы и раскинуто на нескольких склонах. Если основная часть – умирающая, где разрушающихся домиков больше чем жилых, то в заречной стороне за мостом есть отдельный обустроенный район.
Основная достопримечательность села – возвышающийся на берегу храм Петра и Павла. У него был деревянный предшественник. Современный храм построен из кирпича. Рядом располагается часовня, поклонный крест в честь расстрелянного священника Николая Михайловича Онянова. Храму чуть более ста лет, он хорошо сохранился и пригоден для реставрации, в самом здании имеются остатки первозданных росписей на стенах.
Очень хочется, чтобы храм был восстановлен. Он величествен и красив, расположен в очень удачном месте, но село Таман постепенно умирает, превращаясь в дачный поселок, так что будущее храма под большим вопросом.
Ниже представлены материалы с различных сайтов и ресурсов, рассказывающих об истории села и постройке храма.
Из истории села: «Таманское - село, на правом берегу реки Камы, при впадении реки Таманки, от уездного города в 55 верстах. В селе находятся: деревянная православная церковь, построенная в 1779 году, волостное правление, земское училище, земская почтовая станция, две торговых и одна казённая винная лавка, плотбище для постройки судов и две кузницы. Главное занятие жителей - земледелие, подзаводские работы в Усольских соляных промыслах и заготовка лесов для судостроения и сплава по рекам Кондасу и Каме.
Селение Таман в первый раз по переписи воеводы Елизарова в 1647 году упоминается деревней с 6 дворами. Здесь бароном Строгановым в 1722 году был построен медеплавильный завод; он от устья реки Таманки находился в 2 верстах и остановлен действием в 1774 году за недостатком руд. В Строгановских летописях Таманский завод иногда именовался Атаманским заводом.
По сведениям 1895 года, дворов 81, жителей обоего пола 574 человека. Волость состоит из 6 селений, в которых 97 дворов и в них жителей обоего пола 2382 человека. Значительныя деревни в волости: Быстрая 28 дворов, Усть-Кондас 19 дворов, Пешкова 47 дворов и др. Земельных наделов волость имеет 2861 десятину.
Деревянная однопрестольная церковь, сооружённая в 1779 году на средства графа А. Н. Строганова, под которую подведен каменный фундамент, храм обшит тесом, внутри «ощекотурен» и устроен новый иконостас в 1827 г. – при архитекторе Т. Тудвасеве.
Закрыта около 1933-1934 гг., сгорела в конце 1970-х — начале 1980-х гг. По другим сведениям, построена в 1781 году. Сожгла её местная детвора в год её двухсотлетнего юбилея в 1981 году.
Новый храм – каменный был выстроен в одной ограде с деревянным в начале ХХ века. Новую церковь строили в 1913-1917 гг., с тем же названием Петропавловская, и явно не в расчёте на ансамбль с прежней, а потеснив её. Создавался новый каменный ансамбль, в который кроме храма вошёл ещё и семейный склеп - кубическое здание усыпальницы, увенчанной шатром. Церковь и склеп являются замечательным образцом архитектуры так называемого русско-византийского стиля конца XIX - начала XX вв., чудесным образом соединившего в себе характерные черты не только русской, но и готической, византийской и других видов архитектуры.
Пятиглавая церковь имеет крестовый план. Выступы креста сглажены пониженными переходами. С западной стороны к храму примыкает шатровая трёхъярусная колокольня. Звон этой колокольни состоял из девяти колоколов. Строили церковь нижегородские каменщики, взяв за работу 75 тысяч рублей золотом. Сложена из красного кирпича на цементном растворе. Вся поверхность здания напоминает пышный восточный ковёр. Это впечатление достигалось не только благодаря фигурной лицевой кладке, доведённой до поразительной утончённости, но и раскраске декора в несколько цветов.
Завершает храм традиционное пятиглавие с характерной для того времени «утяжелённой» центральной главой-луковицей. «Яблоки» глав и кресты медные «чрез огонь вызолоченные» (так назывался очень трудоёмкий приём золочения, обеспечивающий долголетнюю сохранность позолоты). При постройке церкви и усыпальницы наряду с традиционными применялись новые строительные материалы и конструктивные элементы: цемент, метлахская многоцветная плитка.
Дубовые рамы окон, кованые фигурные решётки, идеально ровно выложенный пол, винтовые лестницы на колокольню, цинковое покрытие глав - все это не просто было в диковинку, но и по-настоящему придавало храму сказочный вид и на редкость удивительный строй.
Храм поставлен на высокий цоколь из тёсаного серого гранита, внутри его устроен глубокий подвал. В таком виде церковь простояла до начала тридцатых годов. Во время разгула воинствующего атеизма колокольня и глава церкви были снесены. До конца шестидесятых годов церковь использовалась под клуб, в ней был оборудован зал для кинопоказа, стояло даже старенькое пианино. А потом потребность в кино отпала, да и здание поизносилось. Пустое, брошенное на произвол судьбы, оно ещё много лет служило приютом для рыбаков и ожидающих речного трамвая.
За алтарем церкви сохранилась усыпальница купцов Кирьяновых (начало ХХ в.).
(Материал с сайта http://taman.cerkov.ru)
«Одна из жемчужин Прикамья - село Таман, населённый пункт в Усольском районе Пермского края. Расположен на р. Таманка, правом притоке р. Кама, по правому берегу в 35 км от г. Усолье.
Поселение известно с 1623-24 гг. как «починок Над Атаманской курьей». В 1629 г. упоминается как «деревня Таманская курья» (тогда близ нее находилась курья - речной залив - Таманская и озеро с истоком Большое Таманское). Название, скорее всего, связано с мансийским словом «туман» «проточное озеро, образованное разливом реки».
Этот таежный уголок ожил к середине ХVIII в., когда крупнейшие уральские землевладельцы и солепромышленники Строгановы становятся также и горнозаводчиками. В 1726-74 здесь работал строгановский медеплавильный завод, по официальным данным остановленный «за истощением руд».
Селом «деревня Таманская курья» стала в 1779 г., когда здесь была построена графом Александром Николаевичем Строгановым Петропавловская однопрестольная деревянная церковь.(Освящена 10.09.1779 г.). В 1827 году была перестроена. Остов деревянной рубленой церкви был заключён в футляр из обшивки, построен большой купол над клетью храма, а над притвором возведена колокольня.
Здание Петропавловской каменной церкви построено в 1912 г. на средства дедюхинского купца Ф. В. Кирьянова. Создался новый каменный ансамбль, в который кроме храма вошёл ещё и семейный склеп — кубическое здание усыпальницы, увенчанной шатром. Церковь и склеп являются замечательным образцом архитектуры так называемого русско-византийского стиля конца XIX - начала XX вв., чудесным образом соединившего в себе характерные черты не только русской, но и готической, византийской и других видов архитектуры.
Пятиглавая церковь имеет крестовый план. Выступы креста сглажены пониженными переходами. С западной стороны к храму примыкает шатровая трёхъярусная колокольня. Звон этой колокольни состоял из девяти колоколов. Строили Церковь нижегородские каменьщики, взяв за работу 75 тысяч рублей золотом. Сложена из красного кирпича на цементном растворе с добавлением яиц. Вся поверхность здания напоминает пышный восточный ковёр. Это впечатление достигалось не только благодаря фигурной лицевой кладке, доведённой до поразительной утончённости, но и раскраске декора в несколько цветов. Завершает храм традиционное пятиглавие с характерной для того времени «утяжелённой» центральной главой луковицей. «Яблоки» глав и кресты медные «чрез огонь вызолоченные» (так назывался очень трудоёмкий приём золочения, обеспечивающий долголетнюю сохранность позолоты).
При постройке церкви и усыпальницы наряду с традиционными применялись новые строительные материалы и конструктивные элементы: цемент, метлахская многоцветная плитка. Дубовые рамы окон, кованые фигурные решётки, идеально ровно выложенный пол, винтовые лестницы на колокольню, цинковое покрытие глав все это не просто было в диковинку, но и по-настоящему придавало храму сказочный вид и на редкость удивительный строй. Храм поставлен на высокий цоколь из тёсаного серого гранита, внутри его устроен глубокий подвал.
Автором проекта церкви святых апостолов Петра и Павла стал выдающийся пермский архитектор польского происхождения, известный на Урале зодчий Александр Бонавентурович Турчевич (годы жизни 1855-1909). Многие здания, построенные или реконструированные по проектам этого замечательного зодчего, и по сей день украшают уральские города. К сожалению, в 1909 году архитектор умер в возрасте 54 лет, так и не дождавшись окончания строительства. Всего же им было произведено до 150 зданий. Примечательно, что 50 из них – это здания православных храмов, 40 оконченных и 10 неоконченных. К храмам, не оконченным на момент преждевременной кончины зодчего, относились величественные соборы в г. Осе и в Верхотурском мужском монастыре – подлинный венец творчества зодчего в т.ч. и церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Таман.
Что известно о купце?
Филипп Васильевич Кирьянов родился в 1830 г. Будучи крепостным у графа Строганова, он, получил «вольную» и поселился в Усть-Кондасе (это 8 верст от села Таман). Обладая большим трудолюбием, упорством и природной смекалкой он вскоре стал зажиточным крестьянином. Но через некоторое время достигнутое положение перестало его удовлетворять и он решил попробовать себя еще в коммерции. В зимнее время, когда крестьянских дел немного, он стал заготавливать дрова, а весной сплавлять их по Каме до Перми и там продавать на завод. Это начинание оказалось успешным. Постепенно расширяя торговые дела, он вначале 20-го века был уже купцом 1-й гильдии. После женитьбы сына, Кирьянова Ивана Филипповича, он передал ему все торговые дела, а сам, будучи глубоко верующим человеком, отправился паломником в Иерусалим и на гору Афон. Наверное, это длительное путешествие по святым местам произвело на него неизгладимое впечатление, он решил построить церковь в с. Таман.
Строилась церковь не спеша с 1905 года. Различные материалы, детали и оборудование приобретались постепенно, в разных городах. Иконостас, например, был изготовлен в городе Оса, а золото, в количестве 15 фунтов для покрытия двух главных куполов, было привезено из Москвы. В 1912 г. строительство закончилось, а зимой 16 декабря ее освятили.
Несмотря на свои богатства, Филипп Васильевич одевался скромно, всегда ходил в лаптях… Через два года после окончания строительства, летом 1915 года, он умер и был похоронен в усыпальнице при церкви. Гроб с телом покойного несли на руках из дома (Усть-Кондас) до Тамана. Похоронную процессию сопровождали священник с дьяконом и хор. На похоронах присутствовало очень много народа как из Тамана, так и из ближайших деревень, т.к. покойный пользовался большим авторитетом и уважением крестьян.
В это время Священником Петропавловской Церкви был Николай Михайлович Онянов. Он был законоучителем земского начального училища в этом селе. Священник Николай Михайлович Онянов (1862 - 1918), был расстрелян красноармейцами в сентябре 1918 года и зарыт в песке напротив собора в селе Усолье. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.»
(материал с сайта храма в честь Усекновения Честной Главы пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи)
Как добраться до села Таман?
В летнее время необходимо добраться до города Березники Пермского края, доехать до места остановки теплохода, и уже на нем доплыть до Тамана. График движения теплохода может меняться каждый год, поэтому следует уточнить заранее.
Сергей Русских
UraloVed.ru
Читайте также:
Усолье и его достопримечательности
Памятник космонавтам в уральской тайге
Заброшенная церковь в урочище Свобода