Камень Писанец. Н.П. Булычев об Ирбитском Писаном камне и его пещере (1874 г.)

Любопытная статья Н.П. Булычева об Ирбитском Писаном камне, его рисунках и пещере, а также о связанном с этими местами местном предании. Опубликована в «Записках УОЛЕ» в 1876 году (т. 3, вып. 2). Сейчас это место расположено на окраине села Писанец Артемовского района Свердловской области. Узнать больше об этом месте и посмотреть, что оно представляет собой в наши дни, можно в отдельной статье, ссылка будет внизу. 


Статья про камень ПисаныйУтёсы с надписями, начертанными неизвестно когда и неизвестными письменами, встречающиеся по берегам рек в Сибири и у нас в Пермской губернии, обращают внимание всех, начиная с невежественного кладоискателя и кончая всемирными учёными, как например А. Гумбольдт. У нас в губернии, благодаря сообщениям Н.С. Попова и Ир. Рябова, известны только утёсы с надписями, находящиеся по рекам Вишере и Тагилу, между тем как они находятся и в других местах. Так в Ирбитском уезде есть утёс с надписью, известный в народе под названием Писаного камня, с которым я имею честь познакомить Уральское Общество Любителей Естествознания прилагаемым при сём снимком с надписи, сделанным в прошлом году и следующими сведениями.

Утёс, на котором виднеется надпись, находится в конце села Писанца на левом берегу реки Ирбити, возвышаясь над нею около 6 сажен. На стороне, обращённой к реке, в пространстве около 2 кв. саж., виднеются различные фигуры, начертанные красно-бурой краской. Из них большая часть очень явственны, а некоторые уже стёрты временем и кажутся неясными красноватыми пятнами.

У подошвы утёса, с левой стороны его, виднеется отверстие, в которое с трудом может войти человек среднего роста. Отверстие не горизонтально, а направленное вниз. Длинной пещера до 5 саж. До пятидесятых годов её не было. В это же время, кажется в 1853 году, несколько из местных обывателей, основываясь на предании, что под камнем скрыт клад, и заметив в скале отверстие, заваленное землёй, приступили к выноске её. Работали до тех пор, пока не дорылись до слоя глины, перемешанной с углём, и в нём же нашли два медных наконечника, по-видимому, копья и стрелы. После этой находки дальнейшая разработка пещеры прекращена, хотя как говорят, до конца пещеры ещё не дойдено. Найденные вещи, как мне передали ныне, находятся в руках наследников Мироновского священника о. Вениамина Хлебина. Кроме этих вещей, будто бы в старые годы, вблизи утёса при рытье ямы для овина, было найдено каменное орудие, в виде песта, но у кого оно теперь находится – неизвестно.

Рисунок Н.П. Булычева с изображением писаницы Ирбитского Писаного камня

О надписи на утёсе и о пещере в нём местные обыватели передают следующую легенду:

Давно, когда в этих местах о русских ещё и помину не было, здесь жила Чудь. Раз Чудь на этом месте совершала какой-то праздник, закончившийся конскою скачкой, производившейся с утёса и обратно. У князя их лошадь была превосходнейший скакун и притом неукротимого нрава. При скачке обратно князь не мог сдержать коня на безопасном месте, и лошадь вместе со всадником стремглав ринулась с утёса вниз, где как всадник, так и конь его найдены были разбившимися до смерти. Опечаленная смертью своего князя Чудь, собрав кровь его и коня его, написала ею о смерти князя на утёсе надпись, а прах его вместе с конём и со всеми княжескими богатствами похоронила в пещере утёса, завалив её до отверстия землёю.

Легенда эта записана мной со слов покойного местного причётника Н.С. Пьянкова, слышавшего её от местных стариков-крестьян. Тот же Пьянков ещё передавал мне и другое предание. Будто бы при нашествии сюда русских или другого какого народа (не татар ли, предшественников русских?) Чудь отсюда куда-то бежала, предварительно зарыв свои богатства и в том числе золотых богов в земле, в дремучем лесу, в урочище, известном ныне под названием Катюшинского болота, находящегося на правой стороне реки Ирбити верстах в 10. Урочище это и в настоящее время ещё покрыто дремучим лесом и доступ к нему чрезвычайно затруднителен, вследствие окружающих его топей.

Ирбитский Писаный камень в наши дни

Такие сохраняются в народе предания о Писаном камне и о виновниках его существования – Чуди. Но я более склонен подчиняться мнению, высказанному Н.С. Поповым, что писанные камни были священными местами какого-то доисторического народа, а может быть и вогул. На это наводит и грандиозный вид утёса, производящий на зрителя какое-то подавляющее впечатление, особенно если смотреть на него с противоположного берега. Но чтобы надпись была начертана дикими вогуличами, то по-моему это сомнительно. Могли ли дикари составить такую прочную краску, которая сопротивляется почти без ущерба себе целым векам, а может быть и тысячелетиям? Желательно бы, чтоб кто-нибудь краске на утёсе произвёл химический анализ.

Н.П. Булычев
Ирбит
14 июля 1874 г.
«Записки УОЛЕ», т. 3, вып. 2, 1876 г.

Читайте также:

Ирбитский Писаный камень и его окрестности на карте:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации