Гороблагодатский Урал (05.09.2015)

В первую субботу сентября пермяки побывали в очень интересном уголке Среднего Урала, бывшем Гороблагодатском горном округе. В краю высоких гор и глубоких рудников, старинных и когда-то богатых горных заводов.

Первая остановка - Верхняя Тура. Это маленький, но очень милый городок, основанный, как и все окрестные населённые пункты, при металлургическом заводе в далёком 1737 году. Мы познакомились с городом и залезли на Сопку Ермака - хоть и не высокую, но со скалами на вершине и красивыми видами на окрестности. На вершине также имеется шурф для разведки или добычи медной руды.

Заводоуправление в Верхней Туре

Верхняя Тура. Заводоуправление

Верхняя Тура. Заводоуправление Верхнетуринского машиностроительного завода, основанного в 1737 году.

Водная станция в Верхней Туре

Водная станция

Верхнетуринский пруд. Вид на Сопку Ермака

Верхнетуринский пруд. Вид на Сопку Ермака

Верхняя Тура. Церковь Александра Невского

Верхняя Тура. Церковь Александра Невского, построенная в 1907 года

Сопка Ермака

На Сопке Ермака. По преданию Ермак здесь ночевал и закопал клад.

Шурф на сопке Ермака

 На Сопке Ермака имеется старый шурф для добычи медной руды

На сопке Ермака

Затем мы оказались на горе Благодать, точнее её остатках. Эта гора дала имя горному округу и всей прилегающей части Северного Урала. Благодаря этому гигантскому по запасам скарново-магнетитовому месторождению появились все окружающие чугуноплавильные и железоделательные заводы.

Карьер на горе Благодать

Кушва. Гора Благодать. Центральный карьер

Месторождение открыл вогул Анисим Чумпин, обнаружив, что его стрелы притягиваются к камням. Его сын Степан в 1735 году рассказал о нём демидовским приказчикам, а потом и самому В.Н. Татищеву, получив за открытие 24 рубля 70 копеек. По преданию, за это его сожгли на вершине горы соплеменники, о чём указывает старинный монумент на краю огромного карьера.

Памятник Чумпину на горе Благодать

 

От горы сейчас осталась только небольшая часть западного, безрудного, склона. Руда на месторождении добывается до сих пор шахтой Южной (ВГОК). На горе мы посетили штольню "Дружба", построенную еще в конце XIX века и отличавшуюся красивым порталом.

Вход в штольню Дружба

Штольня Дружба

Затем мы познакомились с городом, старинным заводом, появившимся здесь еще в 1735 году, прогулялись по историческому центру. Интересно, что в городе очень много пустых постаментов, самый интересный из которых остался от императора Александра III. Похожая тенденция есть и в Баранчинском

Кушва. Церковь Спиридона Тримифунтского

Кушва. Церковь Спиридона Тримифунтского, построенная на месте снесённого Троицкого собора

Постамент памятника Александру III в Кушве

Кушва. Постамент памятника Александру III, в советское время здесь находился бюст Карла Маркса, в 90-е годы куда-то исчезнувший.

Вообще в Кушве. Верхней Туре и Баранче очень много пустых постаментов.

Кушвинский завод

Старинные корпуса Кушвинского завода, основанного в 1735 году и положившему начало городу. Котельная

Кушвинский завод

Кушвинский завод. Руины мартеновского цеха

Кушва. Вход в подземелья под домом купца Никитина

Кушва. Вход в подземелья под домом купца Никитина. Есть свидетельства о том, что из дома шёл подземный ход до снесённого Троицкого собора

Кушва. Купеческие дома по улице Первомайской

Кушва. Купеческие дома по улице Первомайской (бывш. Торговой, Главной)

Кушва. Особняк золотопромышленника Курочкина

Кушва. Особняк золотопромышленника Курочкина, с 1903 года управление Богословской железной дороги

Кушва. Церковь Михаила Архангела Кушва. Надгробие

Кушва. Церковь Михаила Архангела, построенная в 1892 году

Пушка в Кушве

Пушка, отлитая в 1852 году на Верхнетуринском заводу под руководством известного инженера П.М.Обухова

Далее мы двинулись старинным Гороблагодатским трактом, некогда соединявшем уездные города Кунгур и Верхотурье с Кушвинским заводом.

Следующая остановка: посёлок Верхняя Баранча, основанном в 1806 году, где мы полюбовались красивым прудом и осмотрели руины Иоанновской церкви.

Верхнебаранчинский пруд

Пруд в пос. Верх. Баранча (Плотинка), основанном в 1806 году как Верхне-Баранчинский завод, вспомогательный к Кушвинскому. Завод действовал до 1860 года.

Верхняя Баранча. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи

Верхняя Баранча. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи, построенная в 1844-52 годах.

Проехав еще немного мы достигли самого красивого (из тех, что я видел) памятника границы частей света Европа-Азия, поставленного в 1868 году в виде чугунной часовни.

Памятник Европа-Азия

Памятник "Европа-Азия", поставленный в 1868 году золотопромышленниками на Гороблагодатском тракте у горы Кедровка (высота перевала 486 м). Здесь проходила граница между Кунгурским и Верхотурским уездами. 

После этого мы побывали на затопленном карьере Валуевского (Мало-Благодатского) железного рудника. После карьера, желая сократить путь, оказались на очень страшной дороге, местами почти полностью состоящей из довольно глубоких луж.

Карьер Валуевского (Малоблагодатского) железного рудника

И в заключении мы поехали в посёлок Баранчинский, появившийся опять же при горном заводе в 1744 году.

Здесь мы побывали на Синей горе (551 м) с живописными пироксенитовыми скалами на вершине и красивыми видами окрестностей от Красноуральска до Нижнего Тагила. На Баранчинском пруду мы и встретили закат.

Синяя гора у пос. Баранчинский

Вид с Синей горы около Баранчинского

Синяя гора (551,9 м) у пос. Баранчинский

Поселок Баранчинский

Поселок Баранчинский

Вид на Нижний Тагил

Вид на Нижний Тагил

Баранчинский. Постамент памятника Александру II

Баранчинский. Постамент памятника Александру II

Закат на Баранчинском пруду

Закат на Баранчинском пруду

Очень красивые места, леса, скалы, пруды, памятники истории и архитектуры. Очень повезло с погодой. Настоящая "золотая осень", солнце, лес окрашен в яркие цвета. Всё-таки сентябрь - лучшее время для прогулок по Уральским горам. Этой поездкой продолжилась тенденция крайне малочисленных поездок пермских ураловедов. Поехало всего 3 человека. Хочется съездить в те места ещё раз, с большей компанию: ведь это такие красивые места!

Огромное спасибо Степану Плотникову, нашему отчаянному водителю. Спасибо Илье Кетову за участие, а Павлу Распопову и Алексею Медведеву за помощь в разработке маршрута. 

© Владислав Тимофеев

UraloVed.ru

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Рекомендации