Верхняя Тура – небольшой, но достаточно уютный городок в Свердловской области. О его истории и достопримечательностях пойдет речь в нашей статье.
История и достопримечательности Верхней Туры
Как и большинство уральских городов, Верхняя Тура обязана своим появлением заводу. В этом месте завод возник благодаря открытию богатого месторождения железной руды на горе Благодать (она расположена на территории современного города Кушва). Свое название Верхнетуринский завод получил по местонахождению в верховьях реки Туры, созвучен с названием города Верхотурье, который расположен ниже по течению этой же реки.
Верхнетуринский завод был основан в 1737 году. Он выпускал военную продукцию: пушки, пушечные ядра (от 3 до 14 дюймов), картечь, штыковое железо, различные боеприпасы, а также якоря и оснастки для флота. В силу специфики завод особенно оживал в годы войн. Одну из пушек, изготовленных на Верхнетуринском заводе, можно увидеть на улице в соседней Кушве. Завод входил в состав Гороблагодатского горного округа. Большую часть своей истории завод принадлежал государству (лишь ненадолго он переходил в собственность барону Шембергу и затем графу Шувалову).
После революции 1917 года завод стал выпускать и мирную продукцию, в частности тут производились запчасти для товарных вагонов. В 1934 году в Верхнюю Туру нанес визит нарком тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе (в память об этом здесь ставили памятник Орджоникидзе). Было принято решение о закрытии доменного производства и специализации на спецпродукции. Завод получил заказ на изготовление роликоподшипников для первого в стране Московского метрополитена. В годы Великой Отечественной войны завод производил различные снаряды и осколочные гранаты. После войны выпускаемый ассортимент расширился мирной продукцией, завод выпускал: дисковые мельницы, лебедки, дробилки молотковые, плуга тракторные, лесопосадочные машины, буровой инструмент. В 1990-е годы предприятие освоило выпуск высоковольтных вакуумных выключателей.
На заводе имеется музей, рассказывающий об истории предприятия и города. Однако из-за принадлежности завода к военно-промышленному комплексу попасть туда не так-то просто.
В прошлом в Верхней Туре была своя узкоколейная железная дорога, которая использовалась для вывоза леса. Первые ее участки были построены в начале 1910-х годов (хотя на территории завода железная дорога была построена еще в 1846 году). С 1915 года на строительстве новых участков работали пленные австрийцы. Протяженность линий Верхнетуринской узкоколейной железной дороги в советское время на пике ее развития составляла не менее 100 километров. На одном из ее отрезков до середины 1990-х годов ходил пассажирский поезд сообщением Абатуровка (Красноуральск) – Бородинка. В начале 2000 годов железная дорога была разобрана.
В 1940 году в поселке Верхняя Тура проживало уже 25 тысяч человек. 5 апреля 1941 года поселок получил статус города.
Завод продолжает быть градообразующим предприятием, однако в наши дни дела его идут неважно. Несмотря на то, что большая часть российского бюджета идет на «оборонку» в ущерб развития куда более важных для страны сфер, Верхнетуринскому заводу, видимо, мало что перепадает. В 2017-18 годах предпринимались попытки банкротства предприятия в связи с долгами.
На территории завода хорошо сохранились старинные заводские корпуса конца XIX – начала XX века, построенные из красного кирпича. Правда из-за высоких стен оборонного предприятия мало что можно увидеть.
Детально можно рассмотреть лишь здание заводоуправления. На нем есть несколько мемориальных табличек. Очень интересна табличка, на которой отмечен уровень, до которого поднималась вода во время наводнения 4 июня 1904 года.
Еще одна чугунная плита напоминает, что с 1904 по 1940 год на заводе работал талантливый изобретатель-самоучка Дмитрий Николаевич Петунин. Получив лишь 2 класса образования, со временем он стал старшим конструктором завода. Петунин смастерил деревянный автомобиль (еще до революции), миниатюрную паровую машину (размерами 15х15х20 мм), моторную лодку и т.д.
В 1900 году паровая машина Петунина выставлялась на всемирной выставке в Париже. Она была настолько маленькой, что входила под наперсток. В котел парового двигателя помещалось три капли воды, а маховик вращался со скоростью 3 000 оборотов в минуту. Весь механизм весил 4,8 грамма.
Рядом с заводом расположена плотина городского пруда. Можно пройтись над водной гладью по сооруженному тут мостику. Перед плотиной вбиты деревянные сваи.
В верховьях пруда видна гора. Это сопка Ермака, овеянная загадочными легендами. Стоит побывать на ней при посещении этих мест!
На противоположном от горы левом берегу пруда растет лес. С виду обычный, но если посмотреть на снимок из космоса, то можно заметить надпись из деревьев «Слава КПСС!».
На правом берегу пруда бросается в глаза приметное здание водной станции. В ее направлении вдоль берега идет неплохая для уральской глубинки набережная.
Близ здания заводоуправления раскинулась городская площадь, а за ней – городской сквер. В прошлом на этом месте стоял Никольский храм, построенный в середине XIX века. В 1895 году рядом с ним установили памятник Александру II, освободившему народ от крепостного рабства. В 1930-е годы большое и красивое здание храма было снесено, на этом месте разбили сквер. Здесь поставили памятники Серго Орджоникидзе и Ленину, которые пропали в 1998 и 2000 году соответственно.
В память о храме по инициативе Л.Н. Александровой в 2004 году был поставлен Поклонный крест. В 2012 году в рамках «благоустройства» деревья в парке спилили. Во время работ наткнулись на надгробный памятник священнику И.П. Ченпалову – здесь было церковное кладбище.
Одноэтажное зеленое здание, выходящее на площадь, - это бывший дом управителя Верхнетуринского завода. Сейчас в нем размещается местный дом культуры.
С другой стороны площади (ул. Советская, 25) стоит, пожалуй, самый выразительный жилой дом Верхней Туры советского времени. Он был построен в 1930-е годы.
Поблизости, на улице Карла Либкнехта, можно увидеть несколько старых домиков, а также пожарное депо с 5-этажной каланчой.
На центральной улице Машиностроителей расположен мемориал Великой Отечественной войны со стоящим на холме памятником в виде солдата. Мемориал возник в 1984 году. Позади мемориала стоит кирпичная водонапорная башня, обвешанная антеннами сотовой связи.
Слева от мемориала располагается Верхнетуринская детская школа искусств. Деревянное здание было построено в 1907 году. Школа искусств носит имя «дедушки уральского рока» - известного композитора Александра Пантыкина.
Рядом стоит часовня в честь Георгия Победоносца, открытая в 2005 году. Интересно, что в советское время в ней располагалась трансформаторная будка.
Поблизости расположено здание администрации Верхней Туры.
В 1907 году на средства земства и русского книгоиздателя Флорентия Павленкова в поселке Верхнетуринского завода открылась бесплатная народная библиотека-читальня. Библиотека города и в наши дни носит имя Ф.Ф. Павленкова. В ней работает краеведческий отдел.
На другом берегу Туры, в 1,5 километрах от плотины пруда, по улице Карла Маркса, 120 стоит храм Александра Невского. Он построен в 1905-1907 годах в псевдорусском стиле. С 1914 года священником в этом храме был Николай Алексеевич Васнецов. В 1923 году его квартиру ограбили, а 70-летнего священника и его жену убили. В 1940 году храм закрыли, сейчас он восстановлен, действует.
Рядом – дореволюционное кирпичное здание, в котором раньше располагалась церковная школа (сейчас это жилой дом).
Поблизости от города располагалась Уральская сверхглубокая скважина (СГ-4). Чем она примечательна и что от нее осталось в наши дни, читайте в отдельной статье.
В наши дни население города Верхняя Тура составляет всего лишь чуть более 9 тысяч человек и постепенно продолжает сокращаться.
Карта достопримечательностей Верхней Туры
Дореволюционная пресса о Верхней Туре
Газета «Екатеринбургская неделя» в № 11 за 1879 год сообщала о поимке на Верхнетуринском заводе известного преступника Лесникова.
Как добраться до Верхней Туры?
На автомобиле из Екатеринбурга нужно ехать по Серовскому тракту, затем повернуть по указателю на Верхнюю Туру (город в 2 километрах западнее трассы). Расстояние от Екатеринбурга до Верхней Туры – 203 километра.
Около города проходит железнодорожная ветка Нижний Тагил – Серов, здесь находится станция «Верхняя». Можно доехать и на автобусах из Екатеринбурга.
В 10 километрах юго-западнее находится город Кушва – тоже обязательный пункт для посещения при поездке по этим местам (вместе с горой Благодатью). Также стоит посетить упомянутую выше сопку Ермака. Из интересных мест в окрестностях можно также упомянуть Синюю гору около поселка Баранчинского, горы Качканар и Колпаки.
Павел Распопов
Смотрите также:
- Старые фото Верхней Туры
- Верхняя Тура, Кушва, Баранчинский (17.01.2015)
- Новая набережная в Верхней Туре