Екатеринбургский театр оперы и балета нельзя назвать самым старым (в том же Екатеринбурге первый театр появился значительно раньше). Тем не менее, он является одним из наиболее известных оперных театров страны и занимает значительное место среди театров Урала, как своими постановками, так и красотой самого здания.
История Оперного театра
В 1910 году в Екатеринбурге работало два больших театра – Городской театр на 625 мест (ныне в этом здании кинотеатр «Колизей») и деревянный Верх-Исетский театр на 1100 мест. Однако они плохо подходили для оперных постановок. Городскими властями было решено строить новый - уже третий - театр (при том, что в городе в то время жило менее 80 тысяч человек). В объявленном городской думой конкурсе проектов театра победил архитектор Владимир Семенов из далекого Пятигорска с проектом «Светлана».
Торжественный молебен в честь закладки здания состоялся 20 июля 1910 года на Дровяной площади – на месте деревянного здания цирка, существовавшего с 1896 года.
Рабочее проектирование театра возглавил архитектор Константин Бабыкин. Именно он придумал разместить на самой высокой точке фасада фигуры трех муз искусств: одна муза с нотной книгой, другая с лирой, а по центру – муза с горящим факелом в поднятой руке.
Строительными работами руководил Г.А. Голландский. Лепными работами занималась фирма Вейнберга. Строили здание театра по последнему слову техники, в том числе использовался еще только появлявшийся в то время на Урале железобетон.
Строительство сопровождалось трудностями, о которых газета «Русское слово» 18 января 1911 года сообщала следующее:
«Злобою дня в городе служит вода, оказавшаяся на месте новостроящегося театра. Предполагают, что постройка производится на месте, где когда-то был ров, соединявшийся с озером. Вода хлынула в ближайшую Водочную улицу и затопила множество домов, главным образом, низы. Жители засыпали управу жалобами. Город, с целью отвести воду, роет сточную канаву, но вода, пробиваясь сквозь почву, продолжает заливать нижние этажи».
Строительство театра
Театр был построен на Дровяной площади, как тогда она называлась, всего лишь за два года. Он обошелся казне в огромную по тому времени сумму - 300 тысяч рублей (треть годового бюджета!). Не все были довольны такими тратами, особенно если учесть, что Екатеринбург в ту пору был совершенно неблагоустроен: в городе не было ни водопровода, ни канализации, твердое покрытие имели лишь несколько улиц.
Долгое время после открытия горожане назвали его Новым городским театром (современное название «театр оперы и балета» появилось лишь в 1931 году).
Богато декорированное здание сразу же превратилось в одну из главных достопримечательностей Екатеринбурга. Оно не утратило своей привлекательности и поныне - это самый красивый театр города. Здание театра оперы и балета непременно привлекает взгляды всех туристов и гостей города, оказывающихся в этой точке Екатеринбурга.
Новый городской театр. 1913 г.
Свой первый сезон театр открыл в 29 сентября 1912 года (по старому стилю) оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). А первый балетный спектакль - «Волшебная флейта» Р. Дриго - состоялся в 1914 году.
Открытие пришлось на субботу. Епископ Митрофан требовал перенести дату торжественного открытия театра - мол негоже давать спектакли накануне воскресных и праздничных дней. Но организаторы не отступились, и театр был открыт, как и было запланировано. В тот день театр был полон людей, свободных мест не было.
Первым главным режиссером театра стал Александр Альтшуллер, а главным дирижером - известный итальянец Сильвио Барбини. К сожалению, через год - 18 октября 1913 года - Барбини умер от остановки сердца и был похоронен на екатеринбургском кладбище. Интересно, что свою трудовую деятельность на должности рассыльного оперного театра начинал 9-летний Григорий Александров - будущий режиссер известных советских музыкальных комедий.
Первый театральный сезон продлился 5 месяцев. За это время поставлено 37 опер и дано 143 спектакля. При этом в репертуаре преобладали постановки по произведениям П.И. Чайковского. И если оперные постановки театра воспринимались зрителями на "ура", то балет в первые годы был не вполне удачен.
Театр с западной стороны у служебного входа. Впереди - Главный проспект (ныне - пр-т Ленина)
После бурь революции, затрагивавших театр, в советское время (с 1919 года) театр вновь стал выполнять свою культурную роль. В нем по-прежнему ставились оперы и балет. В 1922 году была создана балетная труппа. Её первым спектаклем стала «Коппелия» французского композитора Лео Делиба. Дровяную площадь, на которой стоял театр, после установления советской власти переименовали в площадь Парижской Коммуны. С 1924 года эта обитель культуры называется Государственным оперным театром имени А.В. Луначарского.
Театр не прекращал работу даже в трудные годы Великой Отечественной войны. Часть коллектива ушла на фронт, а остальные работали без выходных. За пять военных лет они дали более 4 тысяч спектаклей: в городе, на фронтах, в госпиталях. На заработанные выступлениями деньги коллектив театра купил для фронта три танка, а также совершал перечисления в фонд обороны.
В 1946 и 1987 году театр удостаивался Государственной премии СССР. В 1962 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени. В 1966 году театр стал академическим. В конце 1970-х была выполнена реконструкция театра. Он был значительно расширен за счет заднего пристроя.
Здесь начинали свой творческий путь певцы Сергей Лемешев и Иван Козловский, некоторое время работали выдающиеся артисты Ирина Архипова, Борис Штоколов, Юрий Гуляев, Евгения Алтухова, артисты балета Нина Млодзинская, Владимир Преображенский, Александр Томский, Нина Меновщикова. В оперном театре начинал свою трудовую деятельность будущий кинорежиссёр Григорий Александров (Мормоненко) - сначала рассыльным, а затем помощником реквизитора и электротехника.
Театр оперы и балета. Свердловск, 1970-е годы
Театр в наши дни
Еще недавно Оперный театр Екатеринбурга переживал тяжелые времена. Зал во время выступлений часто был полупустой. Изменения к лучшему произошли после назначения директором театра в 2006 году Андрея Шишкина, возглавлявшего до этого Башкирский театр оперы и балета.
В феврале 2011 года Урал потряс громкий скандал, когда против директора театра оперы и балета было возбуждено уголовное дело за «растрату бюджетных средств». Поводом для уголовного дела, по которому Андрею Шишкину грозило до 6 лет тюрьмы, стала сумма в 4 тысячи 139 рублей, которую театр потратил для аренды банковской ячейки. В ней хранилась подаренная театру королем Таиланда золотая ваза, украшенная бриллиантами. На защиту директора встал как коллектив театра, так и интеллигенция города, в результате абсурдное уголовное дело силовиками было закрыто.
К юбилею Оперного театра в 2011-12 гг. была проведена реконструкция, в ходе которой строители постарались вернуть театру его исторический облик.
Главной премьерой юбилейного 100-го сезона театра стала опера М.Мусоргского «Борис Годунов».
Сейчас зал театра вмещает 914 человек (что, между прочим, меньше, чем при открытии). Стоимость билетов в Оперный театр зависит от мест и колеблется от 50 до 1500 рублей.
В зале театра оперы и балета. Фото с сайта театра.
Отмечу также некоторые достопримечательности в непосредственной близости от театра. Напротив театра расположен один из корпусов Уральского федерального университета (в прошлом – УрГУ). В скверике, разделяющем проезжую часть, между университетом и театром стоит памятник Якову Свердлову – «черному менеджеру революции». Несмотря на личность самого Свердлова, этот памятник считается как минимум одним из самых лучших памятников в Екатеринбурге. Выполненный по проекту скульптора М.Л. Харламова памятник был установлен в 1927 году.
Памятник Якову Свердлову перед Оперным театром
В сквере у самого Оперного театра стоит обратить внимание на скульптуры Льва и Львицы (если стоять лицом к театру, они будут справа), а также на установленную недавно прямо за театром уменьшенную копию Эйфелевой башни.
Цитаты об открытии театра и его первых годах
М.Г. Ростовская:
«Когда мы подъезжали к Екатеринбургу, уже вечерело. На вокзале нас встретили и поместили в лучшей в городе «Американской гостинице» на Покровском проспекте. Мне не терпелось увидеть новый театр. Утром, раненько, я двинулась в центр города, где помещался «он». Идти было довольно далеко. Вот, наконец, большая площадь и посредине величественное здание светло-серебристого цвета. Новый театр! Гордо высится красавец и робко отступают от него небольшие особняки. Зачарованная, я рассматривала архитектурные детали здания, а в душе звучала музыка: «Привет тебе, чертог искусства!»…
Нас ждали приятные сюрпризы. Мы увидели то, чего не встречали в других провинциальных театрах (исключение составляли Киев, Одесса, Тифлис). Тут были новые, по последней технике, эффектные усовершенствования. Просто умиляли нас гардеробные комнаты для артистов – высокие, просторные, прекрасно обставленные. Это было совсем необычно для неизбалованного заботой провинциального артиста того далекого времени. Все говорило о том, что организаторы позаботились об удобствах артистов…
Зрительный зал был большой, вместительный, места для зрителей располагались так, что с каждого было видно и слышно…».
А.Н. Ульянов:
«Грязные, темные улицы наводили тоску… Мне казалось, что в театре будет мало народу… И каково же было мое удивление, когда я увидел большой поток людей, спешивших на спектакль. Вереница экипажей могла продвигаться только шагом. С большим трудом я пробрался в театр. В зале не было ни одного свободного места. Успех был огромный. Горячо принимала публика свой театр!»
Балетмейстер С.Н. Сергеев (1927 г.):
«Помню, как я волновался, пока не увидел здание театра, и как был обрадован, что оно совсем не похоже на те деревянные домики, которые сопровождали мою дорогу от вокзала. Я увидел великолепный четырехъярусный театр, с прекрасной сценой, удобной большой оркестровой ямой, комфортабельными артистическими уборными и подсобными помещениями…»
И.И. Келлер:
«В старом Екатеринбург театр окружали маленькие домишки, а на каменистом, неровном пустыре (где ныне весело зеленеют деревья) гулял ветер, наметая зимой снежные сугробы, а летом вздымая плотную завесу пыли. И здание театра выглядело поистине огромным, торжественным, не по масштабам деревянного города. Таким я увидел впервые театр, приехав в Екатеринбург в 1919 году!»
Музы на фасаде Оперного театра
Это интересно
Как ни парадоксально, но именно в этой обители культуры в Екатеринбурге была провозглашена советская власть. Вот как вспоминает события тех дней В.П. Аничков в книге «Екатеринбург – Владивосток. 1917-1922»:
«…Театр был настолько переполнен, что мы с большим трудом пробрались на сцену.
Перед нашими глазами представилась никогда ещё не виданная картина... Театр был переполнен народом так, что становилось страшно. Казалось, не миновать катастрофы. Это было почти сплошное море солдатских шинелей с небольшими крапинками женского элемента и штатских граждан. Шум стоял невообразимый, все что-то кричали, и из общего гула многотысячной толпы явственно долетали слова: "Арестовать, арестовать, арестовать..."
Особенно запомнилась мне мощная фигура очень тучного лысого солдата, чей бас покрывал весь хор. И, как бы в пандан к нему, на барьере одной из лож бенуара стоял тоненький, маленького роста человек, судя по бритому лицу - актёр (что потом и выяснилось). Невероятно визгливым тенором, жестикулируя руками, с какой-то особой злобой и упоеньем он выкрикивал всё те же слова: "Арестовать, арестовать..."»
Как найти Театр оперы и балета Екатеринбурга?
Академический театр оперы и балета знает каждый житель Екатеринбурга. Гости города также смогут найти его без каких-либо трудностей.
Театр находится в центре города: на проспекте Ленина между улицами Красноармейской и Мамина-Сибиряка. Сюда идут автобусы и трамваи, остановка «Оперный театр».
Адрес екатеринбургского театра оперы и балета: пр-т Ленина, 46а.
Телефон: (343) 350-80-57.
Сайт: http://uralopera.ru
Павел Распопов
Смотрите также:
- Дом промышленности - незавершённый первый советский небоскрёб
- Городок Чекистов и его подземелья
- Екатеринбургский тик-так