На окраине города Кургана находится большое живописное водохранилище — Орловское. В 1951 году, когда началось строительство Курганской ТЭЦ, было создано искусственное озеро Орлово (были построены 3 гидротехнические дамбы с глиняным ядром и каменной наброской).
Озеро Орлово атмосферно-паводкого типа (наполняется за счет осадков), чашеобразной формы с пологими берегами. Площадь 1000 га, максимальная глубина – 4 метра. В озере водится следующая рыба: карась серебряный, карась золотой, окунь, плотва, щука, карп, толстолобик, белый амур, судак, ерш.
Живописные пологие берега водохранилища осенью усеяны ягодами облепихи. Около перешейка, разделяющей озеро на две части, целый облепиховый «лес».
Когда дует сильный ветер, Орловское водохранилище чем-то напоминает настоящее море! Сильный ветер подгоняет волны так, что они с шумом выплескиваются на берег.
Зимой водохранилище обычно используется для ловли рыбы. Множество рыбаков и палаток располагается по всему озеру. Также любители активного отдыха любят зимой, пока не выпал снег, кататься по льду на коньках. Да и когда выпадет снег, то не проблема его очистить и наслаждаться катанием на коньках. Места хватает всем: и рыбакам, и любителям активного отдыха.
Летом на водохранилище много отдыхающих и рыбаков. В озере купаются, а на пологих берегах загорают. Обычно купаются около дачных поселков, так как остальные берега водоема зарастают камышом и к берегу не пробраться.
Раньше в Кургане было две электростанции. Одна, построенная в 1914 году, была слишком маломощной. Ей в помощь в 1929 году построили электростанцию на машзаводе (Кургансельмаш), для заводских нужд. В июне 1937 года в Курган прибыла комиссия московского проектного отдела треста «Коммунэнергострой» для рассмотрения вопроса энергоснабжения города и выбора площадки для строительства городской ТЭЦ. В это время Наркомат путей сообщения начал строить в Северном поселке свою ТЭЦ для получения энергии для железной дороги и продольного водопровода. Наркомат сразу же предупредил город, что своей энергии он не даст, все пойдет для собственных нужд. Первая очередь железнодорожной ТЭЦ вступила в строй в 1939 году, а для городской ТЭЦ только выбирали площадку. Грянувшая война заставила все поступавшее оборудование отправлять на расширение железнодорожной ТЭЦ. В 1942 году была пущена ее вторая очередь. В условиях военного времени ее энергией пользовались город и железная дорога. Работала станция на дешевом челябинском угле. В 1943 году железнодорожная ТЭЦ питала электричеством 30 предприятий города, железнодорожный узел, продольный водопровод, а также культурно-бытовые учреждения города. Приходилось ограничивать потребление электричества, особенно в вечернее время. В диспетчерской висел график – сколько энергии должно потреблять каждое предприятие и если был перерасход, то диспетчер звонил и предупреждал. Если это не помогало, электричество заводу просто отключали. Это часто прерывало технологический процесс, и получался брак целой партии продукции.
Чтобы хотя бы частично решить проблему нехватки электроэнергии в начале 1950-х годов в Курган с Дальнего Востока пригнали энергопоезд американского производства (электростанция на колесах). Поезд нельзя было оставлять под открытым небом, и для него в железнодорожном тупике был выстроен «туннель» из шлакоблоков. В течение нескольких лет энергопоезд наряду с железнодорожной ТЭЦ снабжал город электричеством. Обходился он дорого – почти как сама железнодорожная ТЭЦ. Когда на Уралсельмаше была запущена своя электростанция на базе трофейного немецкого оборудования, энергопоезд был остановлен. С пуском в 1956 году курганской ТЭЦ поезд, по слухам, был отправлен на Колыму.
25 апреля 1951 года вышел приказ №175 Министра электростанций СССР Д.Г. Жимерина «Об организации курганской ТЭЦ». Площадку для строительства выбрали на западной окраине города и летом 1951 года работа закипела. Одновременно с производственными корпусами строились гидротехнические сооружения, которые должны были обеспечить ТЭЦ водой. Было создано искусственное озеро Орлово, для чего были построены 3 гидротехнические дамбы с глиняным ядром и каменной наброской, а также бетонная водосливная плотина и насосная станция на берегу Тобола. В ноябре 1956 года первая очередь ТЭЦ была введена в число действующих. Расширение и усовершенствование ТЭЦ продолжается по сей день. Сначала ТЭЦ работала только на угле, которого расходовала 450 тонн в час. Потом стали пользоваться мазутом, а в настоящее время и газом. Но сегодня городу и области не хватает мощности ТЭЦ и в 2007 году произошла закладка новой мощной Северной ТЭЦ, в районе Рябково.
Начало строительства ТЭЦ в 1951 году положило начало строительству жилого массива, который сейчас называется поселком Энергетиков. В это же время в городе начали строить новые линии освещения. Вручную копали ямы под столбы глубиной в 1,5 метра, вручную же эти столбы устанавливали. Даже бревна для столбов заготавливали сами: ездили на лесную деляну, валили с корня деревья, на месте срубали сучья и сплавляли бревна по Тоболу до лесопристани (перед Кировским мостом), где их вылавливали, сушили, шкурили и устанавливали. Между столбами натягивали провода. Для обслуживания уличного освещения была выделена специальная бригада электромонтеров. Диспетчеры тоже должны были ходить включать и выключать уличное освещение с разных подстанций.
С одной стороны ТЭЦ и сегодня соединяется с Орловским водохранилищем двумя каналами: зимним и летним. ТЭЦ по этим каналам сбрасывает теплую техническую воду в водохранилище. Данное место очень популярно у рыбаков весной после отключения отопления в домах и осенью перед включением отопления. Многие, кто любит теплую водичку, здесь купаются. Вода эта, скорее всего, техническая. На ТЭЦ ей ополаскивают различные котлы. Потом воду сбрасывают.
Так как вода теплая, то каналы ТЭЦ не замерзают даже зимой. В зимнее время года интересно посетить эти места, особенно когда на улице -25 градусов и ниже. Деревья, камыши, тростник на берегу покрывается инеем. Места кажутся сказочными, а пейзажи завораживают душу. Уходить из этого места не хочется.
Как добраться?
До Орловского водохранилища можно доехать по трассе Курган - Куртамыш, поворот на СНТ «Синтез-2». Или по дороге от поселка Энергетики по ул. Юргамышская (вдоль железной дороги) по направлению к станции Введенской, поворот в СНТ «Станционник» и до упора в водохранилище.
Ирина Третьякова,
автор паблика "Путешествия по достопримечательностям Зауралья"
Читайте также:
- Музеи Кургана и Курганской области
- Курганская Троицкая церковь
- Река Ик (Черный Ик), Курганская область