В 1771 году мариец (Черемисин) по имени Тляк пришёл из Оренбургской губернии (территория современной Башкирии) и основал селение. Живописная природа и глушь манили сюда марийский народ от гонений за язычество. И сегодня среди жителей найдутся представители поклонению Берёзе. Этнический уклад за прошедшие почти 250 лет изменился, но не так кардинально, как у других этносов-народов, населяющих Октябрьский район Пермского края.
Лихолетье Гражданской войны прошло почти без ущерба для жителей деревни. В годы Великой Отечественной войны с фронтов не вернулось 37 защитников родины.
Уклад жизни и аутентичность сохранились в деревне до сего дня. Живя в гармонии с природой, местные жители довольствуются натуральным хозяйством и дарами природы. Есть здесь местный праздник цветов "Пеледыш пайрем", проводится он 1 июля и получил в последние годы статус районного и краевого.
Согласно книге «Не за тридевять земель», в деревне Тляково по сей день бытуют многочисленные рассказы о мифологическом персонаже Овда, наподобие «Чуди белоглазой». Неподалёку от деревни располагается гора Овда Курук (Лешачихина гора), где, по преданиям, обитали эти существа. Марийцы из поколения в поколения передают рассказы о встречах с Овда.
- Овда – как человек, волосатый, грудь большая, зубы крепкие, как железо. Жать мы ходили, видели: около берёзы сидит он, в волосах вшей ищет.
- Овда огонь не могли разводить, на лошади задом наперёд ездили, за хвост держались. за водой пойдёшь, они через реку кричат: «Воду с середины реки берите, по бокам гнилая вода течёт!». С людьми по-марийски разговаривали.
- В деревню овда не ходили, но всех жителей хорошо знали. По воду бабы идут, они говорят: «Ихи-хи! Вон она (по имени называли) идёт. У тебя ведь змея на поясе!». А мы же все раньше пояса шерстяные носили. И ещё овда могли человека до смерти защекотать.
- Мы мордой рыбу ловили. Морда в реке, а овда всё видит и кричит: «У тебя там восемь налимов!»
- Коноплю мы в речке мочили. Когда большая вода, овда предупреждали: «У тебя выплыла конопля, ловить надо!».
Овда считались богатыми, у них были золотые чашки, ложки (по другой версии, медная посуда). Однажды в их отсутствие в пещеру зашли люди и всё украли. Овда, обидевшись, ушли. Их давно уже никто не видел. Но тляковцы верят: если они будут почитать и сохранять традиции, овда могут вернуться. Между горой и деревней за рекой есть родник Куго Памаш (Большой ключ) – священный источник.
Если вас заинтриговала данная информация, то стоит это всё увидеть своими глазами.
5 июля 2017 года на въезде в Тляково была установлена стела-тотем. Ее автор - Олег Толетов.
Как добраться до деревни Тляково?
Добраться довольно сложно. От поселка Октябрьский по автодороге Октябрьский - Леун до деревни Шараповка (около 35 км), затем поворот на село Русский Сарс ещё 6 км, после села нужно проехать 7,5 км через деревню Усть-Саварово и вы окажетесь в мире легенд и этнографического своеобразия - деревне Тляково.
Андрей Кардашин
UraloVed.ru
Смотрите также:
Село Петропавловск и его окрестности