Весна на нашей улице, по народному календарю

Данная публикация является продолжением публикации о морозах Урала. Она содержит краткие сведения о весенних природных явлениях, которые отмечены в народном календаре. Как и в случае морозов, для всех явлений характерно опережение или запаздывание на 3–4 дня, а иногда на неделю и больше. Использован очерк Бориса Рыбакова «Народный календарь» в журнале «Уральский следопыт», 1978, № 1, а также народные календари, найденные в Интернете, в том числе «Русский месяцеслов» в «Википедии». Дни даны по новому стилю.

Весна

На Руси испокон веков, до 1492 года, новолетие начиналось весной. Связано это было с началом годового цикла земледельческих работ. Весне посвящены выразительные пословицы:

  • «Рано затает – долго не растает».
  • «Поздняя весна не подведет, не обманет».
  • «Весна да осень – на дню погод восемь (дождь, снег)».
  • «Зима весну пугает, да всё равно тает».
  • «Как зима ни злится, а всё весне покорится».
  • «Клади весной навоз впору, соберешь хлеба гору».

В первой пятидневке марта еще может быть по-зимнему холодно (до -20 ºC в 2013 году), но уже во второй пятидневке обычно становится теплее.

6 марта. «Тимофей-весновей теплом веет». Особенно в солнечную погоду.

8 марта – современная встреча весны, не связанная с народным календарем. Женский день, большой всенародный праздник, – это и весенний праздник по окончании нашей долгой зимы. В этот день в Екатеринбурге примерно -4 ºC (с 1997 года, в 12 часов дня). Преимущественно без осадков.

Весенние сосульки

12 марта. «Прокоп-перезимний дорогу рушит». Начинал портиться санный путь.

13 марта – Василий-капельник. Начинает таять снег.

14 марта – Евдокия, Авдотья. По народному календарю – первая встреча весны (1 марта по старому стилю). «Евдокия красна – и вся весна красна». «Какова Евдокия – таково и лето».

17 марта – Герасим-грачевник. «Увидел грача – весну встречай».

18 марта – Конон-градарь (огородник). Замачивали семена капусты, помидоров. Готовили парники.

Весенний лед на водоеме

22 марта – Сóроки (сорок святых). Прилетают жаворонки. По народному поверью, с этого дня 40 птиц прилетают. «Увидел скворца – весна у крыльца».

26 марта – Никифор. Продолжают прилетать птицы. По народному поверью, на Никифора начинают просыпаться медведи. В Екатеринбургском зоопарке медведи выходят из спячки в первой половине марта.

30 марта – Алексей-теплый. «Алексей – из каждого сугроба кувшин пролей».

31 марта – Кирилл – дери полоз. Ездить на санях становилось трудно.

5 апреля – Никон. Прилетают зяблики.

7 апреля – Благовещенье. Окончательная встреча весны. «Если весна раньше Благовещенья станет, много морозов еще впереди» (по народному календарю). В наше время уже в первой пятидневке апреля температура становится плюсовой.

Весенняя дорога

8 апреля – Гаврила-Благовест. Наши предки считали, что пробуждение природы начинается тогда, когда впервые прогремит гром. С 1997 года первая гроза приходит в Екатеринбург не раньше 20 апреля.

14 апреля. «Марья половодье начинает». «Зажги снега, заиграй овражки».

В среднем 18 апреля (на Федула) тает зимний снег. Иногда это происходит на неделю раньше или на неделю-полторы позже. В прошлом, по народному календарю, в этот день происходило существенное потепление: «Пришел Федул – теплый ветер подул» (в старину теплый ветер называли тепляком). «До Федула дует северко, с Федула – теплынью тянет». Но теперь теплые ветры приходят раньше. На смену легким морозам приходят весенние заморозки (ночные понижения температуры ниже нуля при положительной дневной температуре).

23 апреля – Терентий. К этому дню дорога рушилась: снег растаял, грязь.

24 апреля – Антип-половод. «Антип воды распустил».

Весенний снегопад

Для Урала характерно также и похолодание в конце апреля (было -4 ºC 26 апреля 2014 г.). Это похолодание может запоздать и прийти в первые дни мая. В 1984 году оно оказалось очень снежным: снег шел непрерывно 3 и 4 мая. В первой половине 1990-х годов 20-градусные морозы в конце апреля у нас побывали. Больше их не было.

3 мая – Фёдор. По преданию, на заре летят души пращуров к родовым гнездам, навещают близких.

5 мая – день Луки. День гуляний молодежи и свадеб. Сеяли лук. «Сей лук, он – от семи недуг».

6 мая – Юрьев (Георгиев, Егорьев) день. «После Егорья бывает еще двенадцать морозов». Теперь для мая морозы нехарактерны, но ночные заморозки возможны. Прилетают ласточки. «Сей неделю после Егорья, да другую после Еремея».

7 мая – Евсей – овсы отсей. Сеяли овес.

8 мая – Марк. Прилетают птицы стаями.

В среднем 9 мая появляется листва. Опережение или запаздывание этого события может достичь двух недель.

14 мая – Еремей-запрягальник. «Днем раньше посеешь – неделей раньше возьмешь».

15 мая – Соловьиный день. «Соловей запел – весна пошла на убыль, а лето на прибавку». Соловьи поют до Петрова дня (12 июля).

В четвертой пятидневке мая может прийти майский холод (17 мая 1998 г. было 0 ºC в 12 часов дня). Раньше это похолодание нередко совпадало с Днем пионерии 19 мая. «В мае два холода живут: черемуха цветет и дуб распускается». «Майский мороз не выдавит слез».

18 мая – день Ирины-рассадницы. Высаживали капустную рассаду в грунт. Теперь Иринин день совпадает с похолоданием четвертой пятидневки мая – в Екатеринбурге в этот день примерно +12 ºC. В прошлые века это похолодание могло приходить в другие дни, например позже.

19 мая – Иов-огуречник. Садили огурцы.

21 мая – Иван-пшеничник. Пахали землю под пшеницу.

Почки на деревьях

В мае начинают цвести: черемуха – 21 мая, яблони – 26 мая, сирень – 30 мая (в среднем). Начало цветения может опередить средний срок на полторы недели. В 2018 году цветение черемухи и яблонь запоздало на две недели, а сирень зацвела почти на три недели позже среднего срока.

22 мая – Николин день, Никольщина. «С Николы-вешнего сади картофель». «Дождь на Святого Николая – жди хорошего урожая». «Пришел бы Никола, а тепло будет».

24 мая. «Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее».

26 мая – Лукерья-комарница. «Появились комары – пора сеять рожь».

27 мая – Сидор-огуречник. Когда северные ветры отступают, прекращаются заморозки. Прилетают стрижи. «На Сидора сиверко – и всё дето таково». «Как кукушка закукует – первый посев льна». В Екатеринбурге отдельные заморозки наблюдаются по 31 мая. В 1997 году единичный заморозок пришел 18 июня.

28 мая. «На Пахома тепло – всё лето теплое». «Можжевельник зацветет – пора ячмень сеять». Досевали пшеницу.

29 мая – Фёдор-житник. Сеяли рожь и ячмень. Заканчивали сев яровых.

31 мая. «Пришел Федот – последний дубовый листок развернется». «Пришел Федот – принялась земля за свой род».

Первоцветы

В старинных месяцесловах представлены весенние работы, характерные для того времени:

  • пока был крепок наст, вывозили на санях с дальних полей оставшееся сено, а из лесу – дрова;
  • точили сохи, чинили бороны;
  • назмили гряды;
  • замачивали семена капусты, помидоров; готовили парники;
  • до большой воды готовили телеги;
  • отбеливали холсты;
  • заменяли сани телегами;
  • отсортировывали репу, годную на семена;
  • выставляли ульи из омшаников;
  • на огородах копали гряды, сеяли морковь, свеклу;
  • высаживали на гряды лук;
  • начинались пахота и сев;
  • сеяли рожь, овес, горох;
  • высаживали капустную рассаду в грунт;
  • садили огурцы;
  • пахали землю под пшеницу;
  • садили картофель;
  • сеяли пшеницу, рожь, ячмень;
  • сеяли лён и коноплю (для изготовления пряжи);
  • заканчивали сев яровых.

 

О народном календаре

Народный календарь уходит корнями в те давние времена, когда новый год, как и земледельческие работы, начинался весной, а люди поклонялись языческим богам. В обычаях, отображенных в календаре, могли продолжаться дохристианские обычаи Древней Руси. Например, восточнославянскому земледельческому празднику летнего солнцестояния – празднику Ивана-Купалы – мог предшествовать древний культ бога солнца и плодородия – Дажьбога.

С приходом христианства языческие боги были заменены христианскими святыми, а языческие праздники получили новое, христианское толкование. Дни в народном календаре – это дни памяти христианских святых согласно святцам, а также дни православных праздников. В прошлом их использовали вместо чисел и месяцев. Все они были переосмыслены соответственно потребностям практической хозяйственной деятельности людей. Вместо церковных имен святых используются, как правило, более привычные и удобные для произношения обычные (народные) или видоизмененные имена: Иван-Купала вместо Иоанна Крестителя, Макрида вместо Макрины, Мокей вместо Моки́я, Семен вместо Симеона, Федул вместо Феодула, Юрий (разговорный вариант – Егорий) вместо Георгия и т. д.

Тающий лёд

Народный календарь долго существовал в устной форме, а также в виде резных дощечек и брусков, рукописных списков. С развитием книгопечатания появились печатные месяцесловы. Много созданных народом легко запоминающихся, рифмованных поговорок и примет, относящихся к народному календарю, собрано и опубликовано Владимиром Ивановичем Далем и другими лексикографами.

Календарь основан на чередовании сезонных явлений природы, начиная с весны, когда в древности встречали новый год. В календаре отображены основные этапы сельскохозяйственных работ в течение года, природные условия главным образом центральной части Европейской России, обряды и другая деятельность людей в прошлые столетия. Значительная часть поговорок и примет народного календаря создавалась, в основном, в центральной части России во время третьей – самой холодной – стадии малого ледникового периода, которая проходила в XVII–XIX веках. Поговорки и приметы, созданные не в нашем регионе и не в нашем климате, для нас могут не подойти. Похолодание малого ледникового периода не было последним: с начала XX века до 1920-х гг. прошло новое похолодание. При сравнении старых народных наблюдений с современным климатом заметно, что весенние потепления приходят теперь раньше, а осенние похолодания – наоборот, позже. Обусловлено это, по-видимому, глобальным потеплением климата и, возможно, выделением тепла крупным городом.

В народном календаре про 2 августа говорится: «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна». Теперь средняя температура первой пятидневки августа мало отличается от июльской, а заметное похолодание по названной поговорке приходит во второй пятидневке. Про 4 ноября: «С Казанской тепло морозу не указ». А у нас в начале ноября обычно ноль градусов. Некоторые другие современные данные тоже отличаются от сведений народного календаря.

В народном календаре отмечены не только морозы, но и возможный приход теплой погоды вместо любых морозов, в том числе и крещенских. Отмечен возможный ранний приход первых зимних морозов 14 ноября вместо обычного срока 21 ноября, что и произошло в 2016 году.

Надежны ли народные приметы? Существует примета: «На Игната (2 января) большие морозы – к жаркому лету». С 1997 года сильные морозы на Игната были четыре раза. Лето в те же годы оказалось: в 1999 году средним, в 2000-м теплым, в 2010-м жарким, а в 2015-м – холодным. Эта примета сбывается только в одном случае из четырех (в 25%).

На Аггея (29 декабря) существует примета: «Если сильный мороз затрещит – стоять ему до Крещения». С 1997 года волны сильного холода были четыре раза. Примета сбылась только один раз: зимой 2009-2010 гг. Вероятность того, что данная примета сбудется, – примерно 25%.

Весенний лед

Всем известны такие приметы: «Какова зима, таково и лето. Если зимой холодно и сухо – летом сухо и жарко». «Лето сухое, жаркое – зима малоснежная, морозная». С 1997 года выявлено шесть морозных зим. Из них только за двумя в том же году последовало жаркое лето. То есть, вероятность жаркого лета после морозной зимы составляет примерно 33%. Жарких летних сезонов выявлено тоже шесть. И только за двумя из них последовала морозная зима. Вероятность морозной зимы после жаркого лета составляет тоже примерно 33%.

По приблизительным оценкам, сбываются народные приметы редко. Надежных прогнозов они не дают. За длительное время существования народного календаря, в природе что-нибудь могло измениться: средние сроки, средние температуры и другие показатели.

В поговорке речь может идти об ожидании близкого события, а не о самом событии. На Варвару (17 декабря) говорят: «Варвара ночи урвала, дни притачала». На самом деле уменьшение ночи и увеличение дня начинается после зимнего солнцестояния.

Бывает, что морозы, представленные в народном календаре как сильные, теперь приходят редко. О дне Климента-холодного (8 декабря) в народном календаре говорится: «Мороз в этот день ярый случается». С 1997 года этот день был морозным только три раза, причем морозы были не очень сильные: -19, -20 и -25 ºC в 12 часов дня.

В СМИ могут сообщить, что такие-то морозы запоздали или такое-то явление пришло раньше среднего срока. В народном календаре пришедшее погодное явление (мороз, оттепель и т. д.) относят к тому христианскому святому, которого поминают в этот день, или к отмечаемому в этот день православному празднику. Сама возможность опережения (запаздывания) бывает уже учтена в соответствующей примете, например: «Если Кузьма-Демьян (14 ноября) закует, то Михайло (21 ноября) раскует». Об обычно повторяющемся явлении в народном календаре сообщают, что оно приходит если не в этот день, то на следующий. Реально природное явление, такое как появление постоянного снежного покрова, может опередить средний срок или запоздать на три недели и больше.

Несмотря на несоответствие современного климата климату прошлых веков, а также на ненадежность примет, народный календарь все равно интересен. Интересно, как наши предки жили, о чём думали. Люди использовали этот календарь на протяжении столетий. Известно, что в 1630-е годы Ницинский завод выпускал продукцию «с Семенова дня летопроводца (14 сентября) по Николин день вешний (22 мая)». В остальное, летнее, время крестьяне, задействованные на заводских работах, трудились на пашне и занимались другими промыслами. 

Александр Порядин

Фотографии Павла Распопова

UraloVed.ru

Читайте также: 

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Рекомендации