…Но тщетно верить и надеяться.
Иных уж нет, и в пыль веков
Осели избы, кузня, мельницы…
Лишь храма каменный остов
Под небом хмурым изваянием.
Как крест всем тем, кто сгинул в прах,
Послужит шатким поминанием
Об их заслугах и делах…
М. Игнатьева
В одиночестве возвышается она, тянется к небесам из последних сил, пустыми окнами, как слепыми глазами, взирает на поселок, устремляется ввысь своей голой ободранной шеей без головы-купола. Каждая арка, словно рана, залита то дождями, то солнцем, плывущим по горизонту, льющим на небосклон нежный свет, греющим старый камень. Зори горят, как жертвенный костер. На фоне этого языческого неба немая церковь смотрится особенно беспомощно. Без креста, без купола, без алтаря и икон она похожа на простоволосую, нагую девку, опозоренную и пристыженную. И неприкрытое тело её, обожженное и раскрасневшееся, утопает то в зелени, то в снегу. Её заставили замолчать, ослепнуть и позабыть о пышных празднованиях Рождества и Воскресения Христова. С её рук содрали перстни-драгоценности.
Внешний вид Успенской церкви в наши дни. Автор фото Владимир Макарчук
Только за что? Так и остается загадкой. Некогда желанная, теперь стала ненужной, как и многие памятники старины. Не бережет человек никакой своей истории, с каждым поколением набирает славу Ивана, родства не ведающего. А зря. Задумывался ли кто-нибудь когда-нибудь о том, как богата история старинных зданий, сколько могли бы рассказать нам, людям, те ветхие камни или бревна.
Ну и что ж такого? Ведь не одну ее коснулась жестокая длань разорителей 1930-х годов, скажете вы. Да, наверное… Тогда почему стоит считать Успенскую церковь поселка Верхняя Синячиха одним из чудес Земли Алапаевской?
Фрагмент картины С.А. Батакова. 1989 г. Фанера, масло
Советская власть оставила нам множество разрушенных памятников. Но любой житель большого поселка не представит себе жизни в Синячихе без этого храма. Так было многие века. Так будет еще многие годы. Без своей малой родины мы – потерянные дети. А Успенская церковь – это немалая часть истории родной земли, которую нельзя забывать. Ведь именно с церковью была связана жизнь каждого жителя Верхней Синячихи, наших отцов, бабушек и прадедов. Вычеркнуть ее, оставить незаслуженно в тени, все равно, что вырвать большой кусок из жизни каждой семьи. Как не издевались над нею, как ни пытались стереть с лица земли… но церковь стоит, взирает на поселок слепыми окнами, напоминая о былом.
Именно поэтому здание, находящееся ныне по адресу Свердловская область, Алапаевский район, поселок Верхняя Синячиха, перекресток улиц Красной Гвардии и Советской достойно носить звание одного из чудес Алапаевской Земли.
Ах, если б камни умели говорить, если бы мы могли различить их голос… Если б вот так замереть перед руинами и… Слышите, тихо, едва уловимо, словно ветер в кронах старых деревьев, ее шепот, кружева едва различимых слов…
«Святейшему правительствующему Синоду от Варлаама Архиепископа Тобольского и Сибирского…Доношение» - скрипит перо по желтой тверди бумаги, бормочут сухие губы….
«Пермского наместничества Алапаевского округа партикулярного господина подполковника Сергея Яковлева заводская контора (…) просила о построенном в объявленном его заводе, состоящим в приходе Нижне-Синячихинского же завода при двухприходной Преображенской церкви вновь каменной во имя Успенья Божьей Матери с приделом святителя Николая Чудотворца церкви (…) для того, что по причине всегдашнего означенных жителей в заводских работах нахождения в праздничные дни в приходскую церковь отстоящую от Верхне-Синячихинского завода в 7 (семи) верстах к службам Божьим поспевать они не смогут» [18].
Просил Варлаам Великий Синод о построении нового храма для «613 душ, по расположению в каждом доме по 4 души, - 153 дворов», расписывал обязательства крестьян: «священнику Савве Попову, дьякону Ефиму Ланину и пономарю Алексею Серебрянникову производить в каждый год мастеровым с каждого человека от 7 до престарелых лет по 20 копеек, а крестьян хлебной руки священнику по пуду, дьякону по 30 фунтов, дьячку и пономарю по полпуду, да сверх того к лучшему их лучшему их продовольствию из угодных своих сенокосных мест имеют отвести для сенокосу способные места, с которых бы можно было сено поставлять всего не менее 500 копен, под строение домов удобные места» [18].(см. Приложение 1)
И прилагала рука старца к письму резолюцию указную на сорока листах. Было то 7 января 1796 года.
Ответ не замедлил себя ждать. Уже 20 февраля было дано добро.
С наступлением тепла началось и возведение храма [11].
Деньги на строительство собирали всем миром. Мастеровые завода отдавали до 2% от своей зарплаты, жители посёлка других сословий платили специальный налог. Внесла свою лепту и заводская контора [10, 2, 3].
Клали камень с помощью специального раствора, в народе называемого божьим цементом, на куриных яйцах и извести замешанном. Яйца свозили со всех дворов.
Наши предки знали толк в строительстве. Главное и важнейшее отличие известкового раствора от цементного – его пластичность. Сама известь обладала таким качеством. А куриное яйцо – тот самый секрет мастеров - усиливал сцепление микрочастиц, и придавал тем самым строению прочность монолита. Яйца использовали целиком. Ведь содержимое – это белок. А скорлупа – кальций. Использовали яйца с известью и в штукатурке церкви, придавая тем самым будущей церковной росписи устойчивость к осыпанию.
В 1804 году был освящён холодный храм в честь Успения Божьей Матери.
В 1813 году освящён и тёплый (отапливаемый зимой) придел во имя Богоявления Господня. Придел примыкал к западной стороне Успенской церкви. Завершилось строительство в 1849 году освящением придела во имя Святителя Николая [13].
Крест у стен Успенской церкви Верхней Синячихи. Автор фото Владимир Макарчук
Вот, что говорит нам «Ведомость о церкви Успенской» 1836 года [4]:
1. Построена 1796 года тщением прихожан.
2. Зданием каменная с таковою же колокольнею, крепка, недостроена сверх сводов кладею и потому еще ничем не ограждена.
3. Престолов в ней три в настоящей холодной во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Святителя Николая, не освященном; в пределе теплом во имя Богоявления Господня.
4. Утвари достаточно.
5. Причта положено по штату с построения церкви: священник, диакон, дьячок и пономарь (см. приложение 2).
6. земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной отведенной нет, а священноцерковнослужители сенными покосами довольствуются от Алапаевской заводской конторы.
7. Дома священноцерковнослужителей собственные деревянные, построенные на земле обывательской, кроме диакона, который проживает в квартире заводской.
8. На содержание церковносвященнослужителей от Алапаевской заводской конторы положено жалованье священнику 400, диакону 250, дьячку 175 и пономарю 150 рублей ассигнациями в год. Сверх того священнику 2 1/2 пудов сальных свеч (пуд равнялся 16 килограммам), 15 сажень квартирных дров (сажень была равна 2,134 метрам, имеется в виду количество дров, равное сажени), диакону – 10 сажень, дьячку и пономарю по 7 сажень в год. А за исправление мирских христианских треб получается на штат добровольного пожертвования от прихожан до 50 рублей серебром в год (прим.: 1909 году священник получал от заводоуправления 196 рублей, а псаломщик 50 рублей 94 копейки [22]).
9. Зданий, принадлежащих к сей церкви, богаделен, домов и лавок, не имеется.
10. Расстоянием сия церковь от консистории в 516, от духовного правления в 150 и от местного Благочинного в 16 верстах.
11. Ближайшая к сей церкви Нижне-Синячихинского завода Преображенская в 7 верстах.
12. Приписной к сей церкви нет.
13. Домовой в сем приходе не имеется.
14. Опись церковному имуществу сделана в 1803 году, скреплена присутствующим Иереем Матфеем Удинцевым и утверждена печатью Верхотурского Духовного правления.
15. Приходорасходные книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью Верхотурского Духовного Правления даны с 1809 года, ведутся исправно и хранятся в целости.
16. Копии с метрических книг с 1800 года хранятся в целости.
17.Исповедные росписи с 1800 года хранятся в целости (прим.: в церкви велись и хранились метрические книги с записями рождений, бракосочетаний и смертей, исповедные росписи, с именами прихожан, побывавших на исповеди, книги брачных обысков).
18. В обысковой книге, выданной за шнурком и печатью Верхотурского духовного правления в 1825 году и скрепкою присутствующего Иерея Иоанна Бабайлова; писанных 46 листов, неписанных не осталось.
Успенская церковь в наши дни. Автор фото Владимир Макарчук
В 1885 году была образована Екатеринбургская епархия, в ведение которой и перешла Успенская церковь.
«Въ составъ прихода входятъ деревни: Чечулина – смежная съ заводомъ; Тимошина въ 2 вер.; Ясачная въ 15 вер. И С(е)верная въ 33 верстахъ», - сказано в книге «Приходные церкви Екатеринбургской епархии» [20] (Верста равна 500 саженям или 1,0668 км.).
В 1836 году приход насчитывал 584 мужчины и 628 женщин, в 1909 году - 1288 мужчин и 1348 женщин [13, 22].
С увеличением численности прихожан храм стал тесен. В 1896 году Богоявленский придел упразднили, а в 1898 году храм отремонтировали и расширили (отапливаемый печами бывший Богоявленский придел объединили с не отапливаемой Успенской церковью в общее помещение).
Вероятно, денег не хватило. Полуколонны по углам здания снаружи были сделаны не из кирпича, а из дерева и заштукатурены [23].
В «Словаре дачи Алапаевских заводов», составленном в 1897-1899 годах в описании Верхнесинячихинского завода значится «Каменная церковь простой архитектуры» [20, 21]. (см. Приложение 3)
Дни престольных праздников 22(9 по старому стилю) мая и 19 (6) декабря (дни памяти Николая Чудотворца), 28 (15) августа (Успенье Пресвятой Богородицы) широко отмечались в посёлке. После праздничной службы на площади возле церкви открывалась ярмарка, на которую приезжали крестьяне окрестных деревень.
Службы в церкви сопровождались пением любительского хора, которым руководил с 1908 года псаломщик Вячеслав Иванович Дягилев. (На обелиске, установленном на площади посёлка в 1967 году, в списке красногвардейцев, погибших во время Гражданской войны значится Дягилев Вячеслав Иванович. [23])
Фотография доски памяти героям Гражданской войны с именем В.И. Дягилева
В фондах музея хранится фотография хора, сделанная в 1909 году. На фотографии запечатлён регент хора Дягилев и священник Иван Лукич Попов, служивший в Успенской церкви с 1903 года [22].
В 1904 году в посёлке организовался социал-демократический кружок. Политическую литературу, полученную по почте, хранили в церковной ризнице. Член кружка слесарь Иван Иванович Маньков, занимавшийся ремонтом и чисткой медной церковной утвари, сделал в своём шкафу для инструментов двойное дно. Церковнослужители об этом даже не догадывались. Сам же Иван Иванович был неграмотным [23, 6].
Февральская революция 1917 года взбудоражила посёлок. По воспоминаниям В.Д. Перовского весной 1917 года в посёлке создаётся ячейка партии социалистов-революционеров (эсеров), возглавил которую «поп А.В. Александровский и переименовал её в «Союз крестьянский за землю и волю» [5].
Октябрьская революция 1917 года привела к кардинальным переменам в стране. 21 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [3].
Декрет объявлял всё имущество церкви народным достоянием. Здания и предметы, необходимые для богослужения, передавались в бесплатное пользование религиозным общинам.
Начавшаяся Гражданская война отсрочила выполнение новых законов. С 26 сентября 1918 года до 20 июля 1919 года Верхнесинячихинский завод занимали части Белой армии. Перед отступлением Красной армии, 7(20) августа 1918 года состоялся пленум исполкома Совета рабочих и крестьянских депутатов, который принял решение спрятать все документы. Секретарь Верхнесинячихинской организации РСДРП\б Черепанов Иван Емельянович и командир красногвардейского отряда Кайгородов Пётр Яковлевич спрятали партийные документы и архив церкви в штольне Чехомовского рудника (ныне рудничные ямы).
Черепанов вскоре погиб в бою под Верхнейвинском. Кайгородова военная судьба забросила на Дальний Восток, в родной посёлок он вернулся только в 1926 году. Когда документы раскопали, оказалось, что они подмокли и сгнили [23,15,7,8]. Хорошо, что метрические записи велись в двух экземплярах. Таким образом, погибли вместе партийные билеты синячихинских коммунистов и документы церкви [23].
В 1920-е годы Советская власть, осознав невозможность быстрого уничтожения церкви, взяла курс на её подчинение и разрушение изнутри. В 1922 году создаётся так называемая обновленческая церковь. 23 февраля 1922 года был принят декрет «Об изъятии церковных ценностей». Екатеринбургский архиепископ Григорий, противившийся изъятию ценностей, был арестован. Большинство церквей епархии переходят на позиции обновленчества [23,14].
Обновленческой ориентации придерживается и духовенство Успенской церкви. В посёлке организуется обновленческая община, которой передаётся храм. В конце 1920-х годов политика советского государства в отношении церкви изменилась. Началась антирелигиозная кампания, сопровождавшаяся массовым закрытием церквей и притеснением духовенства. В списках лишённых избирательных прав по посёлку Верхняя Синячиха на 11 декабря 1928 года и 19 января 1930 года значатся священник Кукшин Виктор Александрович (1882 г. р.), его жена Кукшина Ольга Сергеевна (1890 г.р.) и мать Кукшина Александра Андреевна (1865 г. р.).
В списке на 11 декабря 1928 года значатся также священник Попов Иван Лукич (1843 г.р.) и псаломщик Новошин(?) Николай Евстафьевич (1883 г.р.), учительница Новошина(?) Анна Петровна (1882 г.р.), его жена [23,17,1].
В воспоминаниях жителей посёлка упоминается «отец Иван» как последний священник.
Купол Успенской церкви. Автор фото Владимир Макарчук
В 1930-1935 годах в доме священника размещалась фабрично-заводская семилетка (вообще она занимала несколько зданий), затем почта. В конце 1960-х годов дом сломали, место заровняли как территорию перед новым зданием почты.
Партийная организация ВСМЗ приняла решение закрыть церковь и направила своё решение в поселковый Совет. 4 февраля 1932 года расширенный пленум Верхнесинячихинского поселкового Совета постановил: «Решение парторганизации о закрытии церкви закрепить. Просить РИК закрыть церковь в 24 часа после получения материалов от поселкового Совета».
Но одного желания парторганизации оказалось недостаточно. С новым предложением о закрытии церкви и открытии в ней клуба выступили рабочие доменного цеха ВСМЗ. В посёлке провели кампанию по сбору подписей с жителей о закрытии церкви, на всех предприятиях проводились собрания по этому поводу. И если рабочие завода, рудника и АУЖД почти единогласно подписались за закрытие церкви, то среди остального населения поселка только 21,7% поддержали идею.
Президиум Верхнесинячихинского поселкового Совета 29 ноября 1932 года постановил: «Требование рабочих доменного цеха поддержать. Церковь закрыть и превратить в культурный цех» [23,2].
В списке лишённых избирательных прав на 18 декабря 1932 года значится священник Чечулин Виктор Алексеевич, 48 лет. Имеется пометка «выбыл» [23,16].
Церковь закрыли, но клуб в здании размещать не стали. В 1919 году, в доме управляющего уже был открыт молодёжный клуб, который и стал клубом металлургов. Здание церкви перешло в ведение поселкового Совета и использовалось в качестве складского помещения. По инвентаризации на 1 января 1937 года в документах значится церковь и «кумпола» (судя по размерам, это купол Успенской церкви и колокольня: 13,90 х14,17 м и 4,50 х 4,50м). Ограждения вокруг церкви уже отсутствуют.
Инвентаризационные документы: план Успенской церкви 1932 года
Из той же инвентаризационной описи узнаем следующее:
«Фундамент каменный.
Стены оштукатуренные и окрашенные, кирпичные.
Снаружи побелено. Полы серые.
Потолки сводчатые, кирпичные, штукатуренные, мозаика и краска, крыша железная.
Имеется электричество.
Канализация и водопровод отсутствуют.
Система отопления 0/4.
Процент износа на день обследования – 63%.
Тротуаров и мостовых нет.
На момент инвентаризации служб не проводилось, т.к. здание являлось складом» [12].
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 ноября 1944 года был образован Синячихинский район с центром в посёлке Верхняя Синячиха. Зданий, пригодных для размещения районных учреждений в посёлке не было. В западной части церкви вместо колокольни надстроили второй этаж, где некоторое время находились детская библиотека и народный суд. Подниматься туда приходилось по узкой железной лестнице. Основной четверик здания занял хлебозавод. В здании проводились перестройки для нужд хлебозавода, в частности переделали алтарную часть. Высокая температура и влажность привели к разрушению кирпичной кладки. В апреле 1982 года свод храма обвалился. Хлебозавод закрыли [23,9].
Некоторое время в здании располагалась автомастерская (1990-е гг. XX в.). Рабочие ЖКО разобрали алтарную часть храма, а камень использовали на бытовые нужды.
В 1995 году храм был возвращен верующим.
В 2001 году началась реконструкция старой Успенской церкви. Постановлением главы администрации поселка был разрешен снос деревьев, растущих рядом с руинами:
«Рассмотрев представленные документы о сносе деревьев вокруг Храма Успения Пресвятой Богородицы и в связи с планировкой и благоустройства его постановляю:
Разрешить снос деревьев в количестве 11 штук, так как создают препятствие в связи с планировкой и благоустройством Храма Успения Пресвятой Богородицы.
С данными постановления ознакомить всех заинтересованных лиц» [19].
Немногим позже обрядили старый храм в леса. В 2002 году принялись за расчистку территории, установили поклонный крест рядом с церковью. В то же время проводили богослужения во временном молитвенном доме на приходской территории по адресу Свердловская обл., Алапаевский р-н, пос. Верхняя Синячиха, ул. Ленина, 116. (см. Приложение 3)
Молитвенный дом Успения Пресвятой Богородицы. Фото Н. Женишек, 2005 г.
К сожалению, многое в России, не доделывается до конца. Вот и забросили работу на начальной стадии, снова покинули люди церковь. Тяжело восстанавливать разрушенное, ведь ломать – не строить. Решили, что проще возвести новое.
9 октября 2011 года Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий совершил чин закладки первого камня и памятной плиты в основание будущей церкви в честь Успения Божией Матери по адресу Свердловская обл., Алапаевский р-н, пос. Верхняя Синячиха, ул. К.Маркса. Над памятной плитой был установлен деревянный Поклонный крест.
Июль 2013 года… Новая церковь все еще находится в состоянии строительства. В скором времени планируется внутренняя отделка храмового здания, после чего в него будет перенесен иконостас, его освятят и начнутся богослужения. Для отопления планируется установить электрокотел [24]. Старый же храм снова брошен на произвол судьбы и дождей…
Новый храм Успения Пресвятой Богородицы. Фото В.М. Кутенёва, 2012 г.
Зайдите под древние своды, замрите… слышите? Нет не гул, не эхо, не ветер в узловатых ветвях деревьев … то голоса намоленной земли, отголоски благодарностей и прошений, долгими годами звучащих в стенах… Это - память наших прадедов и бабушек. Неужто не сохранить ее для потомков? Неужто проще возвести современную церковь из безжизненного кирпича?
Мы выделяем миллиарды в какие-то непонятные нанотехнологии, а вековая история умирает на глазах. Пройдет еще пару десятилетий и наши дети и внуки уже не смогут увидеть даже развалин прошлого...
Использованные источники:
1 - Алапаевский городской архив, ф. 3, оп.2, д. 1, л.38-39
2 - Альманах «Истоки», 2000 г.. М 9, с.208
3 - Большая Советская Энциклопедия, т.50, с. 401
4 - Ведомость о церкви Успенской Пермской губернии Верхотурского уезда Мурзинского благочиния Верхнесинячихинского завода за 1836г, копия - научный архив
музея, п.31, д. 1, п. 33, 13 ;
5 - Воспоминания В.Д Перовского, п. 71, д.12, л. 5
6 - Воспоминания В.Д Перовского, п. 71, д.12, л.12.
7 - Воспоминания В.Д Перовского, п. 71, д.12, л. 7.21
8 - Воспомининия Н.А. Просолупова, п.48, д.3, л.1б об.
9 - Записи В. В. Косых - научный архив, 11.81, т. 7, л. 88.
10 - Записи краеведа Н.С. Шарина - научный архив Верхнесинячихинского музея, п. 43, т. 1, л. 406
11 - Записи краеведа Н.С. Шарина – научный архив Верхнесинячихинского музея, п. 43, т. 2, л. 4-6.
12 - Инвентарная карточка на строение - научный архив музея, п.31, д. 12-15.
13 - Клировая ведомость Успенской церкви за 1836 год. Копия - научный архив Верхнесинячихинского музея, п.31, д. І
14 - Лавринов В. Возникновение и распространение обновленческого движения на Урале в 1920-е гг. \ Седьмые Татищевские чтения. Екатеринбург, 20082, с. 442-450.
15 - Начало организации красногвардейских отрядов Алапаевского района - научный архив, п.12, д.6, л.3-4
16 - Нижнетагильский архив, ф. р-220, д.10, л.57, выписка - научный архив музея, п.20, д. 8
17 - Нижнетагильский архив, ф. р-220, д. 10, выписка - научный архив музея, п.20, д. 9
18 - Прошение Варлаама о построении Успенской церкви. Копия Л.9 ф. 7.96 от 77 Д-5
19 - Постановление главы администрации пос. В. – Синячиха Н. В. Шибаловой от 27.08.2001г №62 о сносе деревьев в пос. Верхняя Синячиха.
20 - «Приходные церкви Екатеринбургской епархии» Екатеринбург, 1902г. Получено из библиотеки им. Белинского.
21 - Словарь дачи Алапаевских заводов - Екатеринбург, 1901г., с. 17
22 - Справочная книжка Екатеринбургской епархии на 1909 год, копия - научный архив музея, п.31, д. 10
23 - Статья А.Р.Дунаевой «Деньги собирали всем миром», выпуск АИ №2 от 12 января 2012 года.
24 – Вечерний Алапаевск №24, Алапаевская Искра №62 от 13 июня 2013 г.
Приложения
Приложение 1
Прошение Варлаама о построении Успенской церкви
Святейшему правительствующему Синоду от Варлаама
Архиепископа Тобольского и Сибирского.
Доношение
Пермского наместничества Алапаевского округа партикулярного господина подполковника Сергея Яковлева заводская контора, по присланному от него подполковника Яковлева к главноуправляющему всеми заводами его приказчику Ивану Никитину предписанного, а к нему Яковлеву с просьбой находящихся в Верхне-Синячихинском заводе жителей на его собственных, но государственных крестьян, приписанных с казенной стороны, кроме его партикулярному заводу, просила о построенном в объявленном его заводе состоящим в приходе Нижне-Синячихинского же завода при двухприходной Преображенской церкви вновь каменной во имя Успенья Божьей Матери с приделом святителя Николая Чудотворца церкви собственным их государственных людей с помощью назначенного от того завода содержателя Яковлева, для того, что по причине всегдашнего означенных жителей в заводских работах нахождения в праздничные дни в приходскую церковь отстоящую от Верхне-Синячихинского завода в 7 (семи) верстах к службам Божьим поспевать они не смогут.
Вследствие чего по забранным через посланных из тобольской пансистории указа от Алапаевского духовенства правления выправкой засвидетельствованными в Алапаевском народном земском суде явствует:
1. В Объявленном Верхне-Синячихинском заводе мастеровых и трех деревнях: Тимошиной, Чечулиной и Ясачной государственных крестьян, желающих вновь церковь строить по поданным и прошедшей 4-й ревизии с мужского пола состоит 398 душ, полагал в каждый дом по 3 душ иметь быть 99 дворов, а по росписям за 1793 год от священнослужителей по данным счисляется оных 613 душ, по расположению в каждом доме по 4 души, - 153 двора.
Макет Успенской церкви, Верхнесинячихинский музей
2. То жители оного завода и деревень государственных крестьян письменно обязались объявившим желание быть при имеемой строиться у них церкви от прежней их приходской Нижне-Синячихинского завода Преображенской церкви священнику Савве Попову, дьякону Ефиму Ланину и пономарю Алексею Серебрянникову вообще производить в каждый год мастеровые с каждого человека от 7 до престарелых лет по 20 копеек, а крестьяне хлебной руки священнику по пуду, дьякону по 30 фунтов, дьячку и пономарю по полпуду, да сверх того к лучшему их лучшему их продовольствию из угодных своих сенокосных мест имеют отвести для сенокосу способные места, с которых бы можно было сено поставлять всего не менее 500 копен и под строение домов удобные места, чем и же священнослужители довольны будучи, то согласие рукоприкладством своим утвердили.
3. В прежнем Нижне-Синячихинском приходе, за отчислением Верхне-Синячихинского завода с объявленными деревнями остается значащихся по росписям 1793 года мужского пола 566 душ, полагая, что у них по 4 души на каждый двор, то всего 141 двор.
4. Из находящихся при прежней двухприходной Преображенской Нижне-Синячихинской церкви в полном количестве священно- и церковнослужителей, когда новая церковь будет построена и к ней священник и два причетника по одной определены будут, то остающиеся при ней священник и дьякон и два причетника от оставшихся прихожан на производимый от них денежной и хлебной руки, а именно: с мастеровых живущих на заводе на весь причет по 40 копеек с венца, а за недостаточных мастеровых в годовых крестьян от конторы особо дачаю(?), с живущих же в деревнях Кабаковой, Путиловой, Халеминой(?), Ямовой государственных крестьян хлебной руке с венцов священнику по пуду. Дьякону 30 фунтов, причетникам по полпуду, в содержании себя почитать быть довольными, да и те остающиеся прихожане оных священно церковнослужителей тою денежной и хлебной рукой довольствовать письменно обязались же.
Того ради Святейшему Правящему Синоду представляю со мнением моим(?) таковым! Хотя объявлений Верхне-Синячихинский завод от приходской Нижне-Синячихинского завода Преображенской церкви состоит и не в дальном расстоянии и только в 7 верстах, но жители в оном находящиеся, объявляют, что они по всегдашнему в заводских работах нахождению лишаются слушать Славословия Божья, то для того по просьбе их в оном Верхне-Синячихинском заводе вновь каменную во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом святителя Христова Николая Чудотворца церковь построить дозволить можно потому, что в том новом приходе имеет быть да и в прежнем останется приходских дворов по числу указному и содержанием от оных священнослужители отзываются быть довольными, на что и прошу от Святейшего Правительствующего Синода указной резолюции. Чего под (?) силу Святейшего Правительствующего Синода указа соствлявшегося 1770 года декабря 10 все о построении оной церкви подлинное дело на благорассмотрение (?) при сии доношении на 40 листах прилагается.
Вашего Святейшества усердный послушник Варлаам Епископ Тобольский
7 января 1796 г.
Приложение 2
О причте успенской церкви
О притче назначенной церкви
Священник Николай Иоаннович Кожевников, 59 лет.
Священнический сын, ни в каком училище не обучался.
В 1798 году, июня 29 дня Преосвященным Варлаамом Архиепископом Тобольским произведен Камышловского уезда в Колчедакскую Слободу в дьячка;
1803 года, февраля 17 дня по Указу Пермской Духовной Консистории переведен того же уезда в Травянское село к Введенской церкви дьячком же;
1808 года, января 1 числа преосвященным Йустином Епископом Пермским к той же церкви произведен в диакона;
1812 года, июня 27 числа тем же Преосвященным к вышеупомянутой церкви произведен в священника;
1820 года, августа 20 по Указу Пермской Духовной Консистории переведен в Боголяковскую Слободу к Богородицкой церкви священником;
в 1829 году, августа 30 определен В Талицкий завод к Петропавловской церкви для исправления дьяческой должности;
в 1834 году февраля 23 переведен в уездное село к Спасской церкви священником.
И, наконец, в 1837 году, мая 22 дня переведен к сей Успенской церкви. До него священником был Стефан Петрович Крюков, переведенный в Невьянское Экономическое село в Богоявленскую церковь.
В семействе имеется жена Наталья Степановна, 58 лет.
Чтение, пение, катехезис довольно хорошо.
Поведения доброго.
Нижеописанным дьячку и пономарю сват.
Штрафован в 1818 году по Указу Пермской Духовной Консистории от 26 июня запрещением свяшеннослужения за драку с диаконом Травянского села Алексеем Задориным.
1829 года, января 30 дня запрещением от священнослужения и удаления от должности за венчание мастерового Моисея демьянова с солдатской женой Дарьей Козьминой Квашниных;
1830 года, июня 12 дня за венчание шести братьев Балагирского прихода без вписаний в церковные документы, и того же года ноября 27 числа за позволение погребсти без медицинского освидетельствования скоропостижно умершего крестьянина Козьму Фаносова - 500 земных поклонов в Спасской церкви при штатных церковнослужителях.
Диакон Иоанн Михайлович Михайлов, 38 лет.
Священнический сын, обучался в Пермской семинарии по классу словесности.
1825 года, июня 23 дня Преосвященным Дионасием произведен в пономаря в Верхотурский Николаевский монастырь;
1827 года, сентября 23 дня по Указу Пермской духовной Консистории переведен в Верхотурскую Покровскую церковь с переименованием в дьячка;
1828 года, мая 13 дня, оным же Преосвященным произведен в диакона в Алапаевский завод к Алапаевской церкви;
1836 года, января 31 дня переведен в Верхотурскую Знаменскую церковь;
а в 1841 году по Указу Пермской Духовной Консистории от 7 марта за № 987 переведен к сей Успенской церкви, грамоты и переводные указы имеются.
В семействе: жена Мария Яковлевна, 38 лет.
Дети:
Петр, 7 лет
Анастасия, 12 лет
Евдокия, 9 лет
Павел, 1 год
Чтение, пение и катехезисы хорошо.
Поведения доброго.
При сей церкви ни с кем ни в родстве.
Судим не был.
Дьячок Иоанн Николаевич Словцов, 54 года.
Священннческий сын, ни в каком училище не обучался.
1808 года, июня 13 дня по Указу Пермской Духовной Консистории определен дьячком в сей Успенской Церкви, а в 1816 году;
сентября 15 дня Преосвяшенным Иустином Епископом Пермским и
Екатеринбургским посвящен в Стихарь и награжден Ставленною грамотою.
В семействе у него жена Анастасия Семеновна, 54 года.
Чтение хорошо, пение и катехезис порядочно.
Поведения доброго.
Свяеннику сват и пономарю свояк.
Судим и штрафован не был.
Пономарь Николай Афанасьевич Володимиров, 56 лет.
Священнический сын, в училищах не обучался.
В 1805 году, августа 8 дня посвящен в Стихарь Преосвященным Иустианом Пермским и Екатеринбургским и определен к сей церкви пономарем по грамоте.
В семействе жена Татьяна Семеновна, 51 год. Просвирня вдова мастерская жена Анна Тихоновна Простолупова определена в 1840 году.
Чтение не худо, пение и катехезис плохо.
Поведения доброго.
Священнику сват и дьякону свояк.
Судим и штрафован не был.
О прихожанах означенной церкви
В заводе: |
дворов |
мужчин |
женщин |
духовных |
3 |
6 |
6 |
отставных солдат |
1 |
6 |
14 |
госуд. мастеровых |
75 |
176 |
198 |
непременных работнков |
74 |
192 |
198 |
крепостных |
3 |
5 |
5 |
госуд. крестьян |
1 |
4 |
5 |
В деревне Чечулиной |
32 |
96 |
100 |
В деревне Тимошиной |
14 |
42 |
45 |
В деревне Ясашной |
|
|
|
непременных работников |
5 |
18 |
19 |
государственных крестьян |
12 |
39 |
38 |
Итого: |
220 |
584 |
628 |
Алапаевский иерей Александр Попов
ГАСО, ф. 638, оп. 1, д.5л.16
© Мария Игнатьева
п. Верхняя Синячиха
UraloVed.ru
Смотрите также:
Нижняя Синячиха и музей-заповедник деревянного зодчества
Верхняя Синячиха на карте: