Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

4.71428571429 1 2 3 4 5 Рейтинг: 4.71 Голосов: 7

Хлебный спасИздавна на Руси в августе широко отмечались три Спаса – Медовый, Яблочный и Хлебный. В этом году представители клуба «Дорога» побывали на всех трёх праздниках. Медовый - праздновался 11 августа в селе Уинское, Яблочный Спас нам довелось увидеть 19 августа в селе Нижняя Синячиха Свердловской области, а 26 августа нас пригласили на Хлебный Спас в поселок Октябрьский. О последнем хочется рассказать особо, поскольку перед праздником мы познакомились ещё и с достопримечательностями Октябрьского района (Пермский край).

Совсем немного едем после Кунгура, и вот уже первая остановка - Богородск. Ранее это селение называлось Арий, так именовали его древние жители - остяки. Первое упоминание об Арии в летописи датируется 1651 годом, однако указано, что к тому времени в деревне уже было 9 дворов. Богородском же, по названию церкви, впервые было наречено в 1708 году. Не единожды Арий горел дотла: слишком часто случались с юга набеги башкир и татар. Так часто, что пришлось устроить на окраине селения стрелецкую заставу, сейчас на том месте высится памятный крест с надписью об упокоении душ, сложивших головы в братоубийственных войнах 1773-1774 и 1918-1920 годов. В былые годы Богородск славился ярмарками: январской – в канун дня Святого Василия, летней - Троицкой и сентябрьской – в праздник Пресвятой Богородицы. Частенько местные мальчишки хулиганили: требовали с владельцев конных подвод пятаки за проезд на ярмарку. Их так и звали – «пяташники», кстати, это прозвище дожило до сегодняшнего времени, прочно закрепившись за богородскими жителями.

Богородск - небольшое, но динамично развивающееся село. Яркий пример - семья индивидуального предпринимателя Виктора Владимировича Колпакова. Колпаков и трое из четырёх его детей занимаются торговлей, строительством и имеют собственное производство. Только пекарня и производство мясных полуфабрикатов даёт более 40 рабочих мест людям из окрестных деревень – Тюша, Басино, Зуевки и самого Богородска. Хлеб, булочки, калачи, более 30 видов пирожков со всевозможными начинками, шанежки, пельмени – за сутки на производстве Колпаковых изготавливается 1 300 кг продукции!

Мы отведали разных пирогов, знаменитых богородских баранок, пышных да румяных. А от пельменей вообще невозможно было оторваться! Работники пекарни во время экскурсии на производство раскрыли секрет этакой вкуснотищи: «Каждая баранка, каждый пельмешек делаются у нас вручную, мы ведь сюда частичку души вкладываем». Мария, дочь Колпаковых, рассказывает про фирменное блюдо – шанежки с пиканами, которые делаются только весной и разбираются покупателями моментально. Грядущей весной, кроме этой стряпни, Колпаковы впервые собираются порадовать односельчан куличами.

Беседуя на пасхальную тему, незаметно оказываемся у ворот церкви, сложенной из местного камня - оолита - в 1831 году. Храм трёхпрестольный, освящён в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где почётное место занимает мироточивая икона Божьей Матери «Всех скорбящих радость». По словам краеведа, бывшего священника Сергея Анатольевича Целищева, мироточение дважды было отмечено в 2001 году – на праздник Рождества и перед Благовещеньем. На мой взгляд, не меньший интерес представляет здесь икона Фёдора Владимировича Колпакова, уроженца деревни Шатуново. Местный иконописец, участник Великой Отечественной войны, побывавший в плену, до последних дней жил в селе Ненастье Октябрьского района. Фёдор Владимирович изобразил на холсте лик Иисуса, а рамку иконы совсем не по канону разрисовал нарядными полевыми цветами всех оттенков радуги.

Хочется ещё чуть-чуть побыть здесь, но нас ждут на обед, который приготовлен в берёзовой рощице на берегу небольшого озерка. Добираемся туда на тройке лошадей, под звон бубенцов в старинной повозке. Рядом верхом скачут мальчишки, семенит жеребёночек. В колхозе «Богородский» полсотни лошадей, существует конный маршрут. Лошадки породистые – орловские и американские рысаки, многие из них принимали участие в скачках и соревнованиях. Деревенские ребятишки, понятно, липнут к колхозной конюшне, да их и не гонят. Каждое воскресенье сюда приезжает глава Октябрьского района Георгий Васильевич Поезжаев и лично занимается со школьниками конными прогулками.

Пока мы катаемся по полю в сопровождении Георгия Васильевича, на костре уже поспевает деревенская уха, закипает чай с ароматными травами в старинном тульском самоваре… А после обеда ребята из богородского коллектива «Сюрприз» радуют танцами и показывают часть старинного свадебного обряда, где роли жениха и невесты исполняют Роман Егоров и Ульяна Ефремова.

После непродолжительного переезда останавливаемся у въезда в Ишимово и становимся свидетелями теперь уже настоящей свадьбы! Жених с невестой под звуки гармони подъезжают на телеге к «Берёзе памяти и оберега». Это место издавна почитается жителями Ишимово. Путники останавливаются здесь на отдых, призывники повязывают ленточки, чтобы девушки ждали их возвращения. А у молодожёнов другой обычай - жених должен как можно выше повесить тканое полотенце, символизирующее жизненный путь. Что под подбадривающие возгласы гостей и беспокойный взгляд невесты Айсель и делает Денис Мухаметзянов.

Ишимово возникло в 1742 году, название пошло от тюркского имени Иш, что означает «друг, брат». Сейчас здесь насчитывается 405 хозяйств. Жители – а их около 900 – занимаются животноводством, разводят гусей. В последнее время стало модным держать кроликов и пчёл. К примеру, даже на пришкольном участке сквозь зелень виднеются ульи: школьная пасека организована на грант компании «Лукойл». Школа – несомненная гордость сельчан, здесь в 1989 году Светланой Васильевной Гайнутдиновой создан музей истории села. В гражданскую войну Ишимово было центром «зелёного» движения. Не многие знают, что «зелёными» называлась третья сила, примкнувшие к которой не поддерживали ни красных, ни белых. В 20-е годы минувшего века уроженцы Ишимово братья Решетовы провели земельную реформу, организовали продотряд. Не всем это нравилось, и «зелёные» захватили семью Решетовых, а затем всех без разбору – старых и малых – кинули в яму и забросали гранатами. Из всей большой семьи уцелеть довелось бабушке и маленькому мальчонке. Сейчас в Ишимово есть улица имени братьев Решетовых.

Недалеко от Ишимово раскинулось село Самарово. Легенда гласит, что некогда два брата - Ишим и Самар – пришли на берега Ирени и основали поселения. Между селениями бьёт из земли сероводородный источник Манчэбай, который известен с давних времён. Старожилы рассказывают, будто жил неподалёку от этого места дед Мухамак, умеющий лечить людей. Подтверждением тому высится на берегу Ирени деревянная бочка, где пациенты Манчэбая принимали ванны. Однако деду не нравилось, если кто корчился, нюхнув сероводородного духа, целитель мог навсегда оставить тому лицо перекошенным. Говорят, призрак деда до сих пор живёт рядом, так что мы остереглись кривиться от специфического запаха. А по обычаю «сдобрили» воду, оставив подношение в виде монеток.

Сероводородный источник Манчэбай в селе СамаровоВ 1964 году местный житель Алексей Ильчебаев свозил образцы воды в лабораторию Свердловска, где и подтвердили её лечебные свойства. Раньше в Самарово была даже лечебница, куда воду из сероводородного источника возили в бочках двое мужиков на подводах. И по сей день там живут двое знахарей, только они знают, в каком соотношении и при какой температуре нужно разводить целебную водицу.

Под горой Чакра, на красивой излучине Ирени – комплекс для отдыха: гостевые домики, спортивная площадка, строится банька. Это база отдыха семьи Сабировых «Ирень таннары», в переводе на русский - «Иренские зори». Сегодня – торжественное открытие. Ясави и Резида Сабировы, хозяева базы, встречают гостей шампанским и традиционным чак-чаком. Стол ломится от угощений: копчёная рыба собственного производства, манты, балеш - многослойный национальный сладкий пирог... Резида отработала 20 лет в школе учителем географии, Ясави – труженик, каких поискать. Недавно они решили заняться туристским бизнесом, их поддерживают трое детей. С их дочерью мы не увиделись, она учится в Перми по специальности «туризм». Старший сын Альфиз - выпускник Академии российского ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова - встретил нас ранее в лавке «Ирень базары», где представил свои работы из бронзы, дерева, бересты. Особенно любопытны его скульптуры из бронзы - самобытные, запоминающиеся - «Единорог из нашей деревни», «Мальчик с мечом», «Принцесса». Работы Альфиза экспонировались в Перми, Казани, Москве.

Когда мы уезжали с базы отдыха, в вечернем небе без капли дождя встала радуга. Мы дружно решили, что это – очень добрый знак свыше для семьи Сабировых. Как говорится, алаберса, Сабировы, дай-то бог.

По дороге в поселок Октябрьский пытаемся найти пещеру в Дуванском логу. Старожилы утверждают, что раньше здесь на реке стояло 8 мельниц. Теперь, конечно, их нет, да и пещеры, оказывается, утрачены. В течение 2-3 лет в Октябрьском районе самопроизвольно «закрылись» многие подземные полости. Сергей Анатольевич Целищев отмечает, что в 2008 году уже было не попасть в пещеру Дуванского лога, Енапаевскую ледяную…

Жаль. Правда, впечатлений и без пещер уже предостаточно. Находим в себе силы посетить жаркую баньку, после которой моментально засыпаем.

Утром идём в Октябрьский краеведческий музей. Ветхое деревянное здание музея пребывает в аварийном состоянии. Плачевно… А между тем там находятся уникальные экспонаты, в числе которых резная деревянная скульптура ангела из Богородской церкви, датируемая XVIII веком!

В окрестностях Октябрьского есть святой источник, своё «маленькое Дивеево». До войны источник бил из-под земли, а спустя некоторое время оказался засыпанным пластом глины. По инициативе матушки Любови и при непосредственном участии работника лесхоза Дульцева несколько лет назад родник вновь появился на поверхности. Сейчас здесь оборудована купальня, на берегу озерца разбиты клумбы, есть часовня Сергия Радонежского.

Святой источник в Октябрьском

В полдень на главной площади посёлка, после шествия от храма преподобного Сергия Радонежского, открывается III краевой фестиваль «Хлебный спас». Отвечает за его проведение неугомонный человек - начальник Управления культуры, спорта и молодёжной политики Октябрьского муниципального района Людмила Гарифьяновна Целищева.

Каждое поселение Октябрьского района оформляет для праздника свою палатку. Цветы, мёд, выпечка, молочные продукты, овощи с личного подворья… Чуть поодаль работает выставка-ярмарка «Чародеи», где народные умельцы продают авторские изделия. Чего тут только нет! Домотканые половики, вышитые полотенца, поделки из бумаги и бересты, украшения из камней и полимерной глины, шерстяные игрушки, деревянные изделия… Со сцены льётся живая музыка, малыши катаются на пони, мальчишки торчат в тире, взрослые угощаются шашлычком.

Но главный герой дня, конечно, хлеб. Полей вокруг Октябрьского много. И хлеб здесь возделывать умеют, это мы узнали из научно-популярного фильма «От зерна до каравая»,  что был показан в музее. Даже на гербе Октябрьского изображена женщина со снопом.

Пройдёмся по ярмарке. В торговых рядах можно попробовать хлеб самый разнообразный: пшеничный, ржаной, из смеси злаков, с пророщенными зёрнами, с изюмом, с приправами… Так и просятся в рот многочисленные пироги и пирожочки, блинчики, булочки, сушки и баранки. Почти на каждом прилавке – произведения кулинарного искусства, ведь в рамках фестиваля проводится конкурс на звание лучшего пекаря Октябрьского района. Вот, к примеру, хлебное дерево, на печёных ветвях которого висят пышные булки. Гроздь винограда из теста, каждая виноградинка с начинкой. Высокие караваи, украшенные румяными цветами из теста. Выбираю для покупки портрет весёлой коровы с цветком во рту, только сначала сфотографирую. Едва успеваю щёлкнуть, как мою хлебную бурёнку забирает молодая женщина с пятилетним мальчиком: «Мы бабушке отнесём».

…Мы возвращались домой с твёрдой уверенностью, что ещё не раз вновь приедем на гостеприимную Октябрьскую землю. А вкус пирожков и баранок вспоминался ещё несколько дней.

Валентина Палкина,
руководитель туристского клуба «Дорога».
Фото автора.