Трансуральский водный путь: из Перми в Екатеринбург на пароходе

Ещё в XIX веке появился проект так называемого Трансуральского водного пути. Если бы его реализовали, то из Перми в Екатеринбург и обратно по реке Чусовой можно было бы попасть на пароходе. Но знаменитая красота чусовских берегов навсегда осталась бы в прошлом: многие скалы и достопримечательности ушли бы под воду.

На реке Чусовой
Сейчас по Чусовой сплавляются лишь на небольших плавсредствах, но если бы проект осуществили, то

Масштабный проект предполагал создание на реке Чусовой шлюзов, благодаря чему река должна была стать судоходной от города Перми и до окрестностей Екатеринбурга, где Чусовую хотели соединить с рекой Исетью — для выхода в судоходные реки Тобол, Иртыш и Обь. Этим проектом предусматривалось строительство 95 шлюзов (37 на Чусовой и 58 на Исети). Заодно планировалось построить несколько гидроэлектростанций.

Идею поддержали на съезде горнозаводчиков Урала, проходившем в 1912 году в Санкт-Петер­бурге, а также повторно на съезде следующего года. В 1912 году по маршруту будущего водного пути прошла экспедиция известного фотографа С.М. Прокудина-Горского.

Экспедиция С.М. Прокудина-Горского на реке Чусовой. 1912 г.
Экспедиция С.М. Прокудина-Горского на реке Чусовой. 1912 г.

В 1914—1916 годах был разработан новый проект по соединению реки Камы с Ирты­шом. Для создания глубоководного пути от Перми до Тобольска планировался огромный объём земляных работ, строительство 97 плотин, 117 шлюзов и двух водохранилищ. Это должно было обеспечить трёхметровые глубины на всём протяжении водного пути.

По проекту длина Трансуральского водного пути составила бы 3375 вёрст, соединив Волжско-Камский и Обь-Иртышский бассейны. Он прошёл бы по рекам Томи, Оби, Иртышу, Тоболу, Исети, каналу Исеть - Чусовая, по реке Чусовой на Каму. Этот водный путь разгрузил бы сильно перегруженную к тому времени Транссибирскую железнодорожную магистраль, позволил бы обеспечить Урал коксующимся углём и коксом из Кузбасса и Экибастуза дешёвым водным путём. 

По объёму работ и сложности сооружения этот утопичный проект мог превзойти величайшие гидротехнические системы мира — Панамский и Суэцкий каналы. Екатеринбург мог стать крупным портом. Но не случилось…

В советское время власти вновь неоднократно возвращались к подобному проекту. Заглянем в печать того времени:

«Сегодняшний день Чусовой — это начало грандиозных преобразований, её большого будущего. Отправимся в путешествие в её недалёкое завтра.
За кормой теплохода, следующего рейсом Пермь — Ревда, остались массивные сооружения Верхне-Городковской плотины и шлюзов. Мы останавливаемся в крупном речном порту города Чусового. На несколько километров вдоль берега тянутся грузовые причалы. Вместе с железнодорожной станцией и сплавным рейдом они образуют огромный транспортный узел. Выше по реке, в 20 километрах от порта, — первая ступень каскада Чусовских гидроузлов — Вашкурская гидроэлектростанция. Это как бы «буфер» перед головным сооружением — Большим Понышским гидроузлом. Теплоход отмеряет километры. И вот Большой Поныш. Здесь создана гидроэлектростанция мощностью один миллион киловатт. Арочная бетонная плотина почти стометровой высоты преградила стремительный бег Чусовой. Механизмы поднимают судно на высоту 82 метров, и мы оказываемся в Понышском море, крупном водохранилище Урала. Оно вытянулось вверх по Чусовой более чем на 300 километров, заходя далеко в пределы Свердловской области.

Река Чусовая в низовьях около Верхнечусовских городков
Река Чусовая в низовьях около Верхнечусовских городков

На протяжении 420 километров, от Чусового и до Ревды, река превращена в магистральный судоходный путь с глубинами более трёх с половиной метров. Навсегда скрылись под водой опасные для флота «бойцы», исчезли бесчисленные каменистые перекаты —«таши», красочно описанные Д.Н. Маминым-Сибиряком. Река превратилась в цепь водохранилищ, и на её берегах и притоках выросли новые населённые пункты, промышленные предприятия, порты.

Проплываем мимо посёлков Кусье-Александровский [имеется в виду Усть-Койва] и Кын — нет, уже не посёлков, а городов! Как неузнаваемо изменились места! Гудки теплоходов разбудили вековую тайгу причусовских лесов. Суда озёрного типа везут из Свердловского и Пермского экономических районов в Поволжье и Центр нашей страны строительные материалы, лес, металлоизделия, нефтепродукты, металл…

Поднимаемся выше, минуя чёткие архитектурные линии Кашкинских шлюзов. Раньше на этом месте стояла деревня Кашка, а на крутом повороте река стремительно проносилась через Кашкинский переборСтароуткинск, Билимбай, Первоуральск. Здесь, в пределах Свердловской области, в наиболее мелководной части среднего течения, 6 плотин преградили стремительный бег Чусовой. Водохранилища обеспечили более чем 3-метровые глубины и создали запасы воды, необходимые для промышленных предприятий и посёлков этой части нашей области. Воды реки плещут у подножия горы Волчихи. Здесь, на пересечении железнодорожной линии Свердловск — Казань с рекой Чусовой, протянулись бетонные причальные линии Ревдинского порта, высятся стрелы портовых кранов. Сюда с Волги и Камы приходят крупные речные суда. Здесь, всего лишь в 50 километрах от Свердловска, мы заканчиваем наше путешествие. А ещё через несколько лет мы сможем продолжить его уже до Тобола. Тогда Чусовая станет первым звеном Камско-Иртышского водного пути, длиною в 1 300 километров. Он начнётся у Перми, пройдёт по Чусовой через Уральский водораздел юго-западнее Свердловска и далее, по реке Исети, выведет нас к Тоболу. Так сольются Волго-Камский и Обь-Иртышский бассейны, так ещё теснее сомкнутся Европа и Азия».

(Цитата из книги Головко В. Вдоль берегов уральских рек. - Свердловск, 1961).

К счастью для Чусовой, проект не осуществился.

Павел Распопов

Читайте также:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Рекомендации