Ещё в XIX веке появился проект так называемого Трансуральского водного пути. Если бы его реализовали, то из Перми в Екатеринбург и обратно по реке Чусовой можно было бы попасть на пароходе. Но знаменитая красота чусовских берегов навсегда осталась бы в прошлом: многие скалы и достопримечательности ушли бы под воду.
Масштабный проект предполагал создание на реке Чусовой шлюзов, благодаря чему река должна была стать судоходной от города Перми и до окрестностей Екатеринбурга, где Чусовую хотели соединить с рекой Исетью — для выхода в судоходные реки Тобол, Иртыш и Обь. Этим проектом предусматривалось строительство 95 шлюзов (37 на Чусовой и 58 на Исети). Заодно планировалось построить несколько гидроэлектростанций.
Идею поддержали на съезде горнозаводчиков Урала, проходившем в 1912 году в Санкт-Петербурге, а также повторно на съезде следующего года. В 1912 году по маршруту будущего водного пути прошла экспедиция известного фотографа С.М. Прокудина-Горского.
В 1914—1916 годах был разработан новый проект по соединению реки Камы с Иртышом. Для создания глубоководного пути от Перми до Тобольска планировался огромный объём земляных работ, строительство 97 плотин, 117 шлюзов и двух водохранилищ. Это должно было обеспечить трёхметровые глубины на всём протяжении водного пути.
По проекту длина Трансуральского водного пути составила бы 3375 вёрст, соединив Волжско-Камский и Обь-Иртышский бассейны. Он прошёл бы по рекам Томи, Оби, Иртышу, Тоболу, Исети, каналу Исеть - Чусовая, по реке Чусовой на Каму. Этот водный путь разгрузил бы сильно перегруженную к тому времени Транссибирскую железнодорожную магистраль, позволил бы обеспечить Урал коксующимся углём и коксом из Кузбасса и Экибастуза дешёвым водным путём.
По объёму работ и сложности сооружения этот утопичный проект мог превзойти величайшие гидротехнические системы мира — Панамский и Суэцкий каналы. Екатеринбург мог стать крупным портом. Но не случилось…
В советское время власти вновь неоднократно возвращались к подобному проекту. Заглянем в печать того времени:
«Сегодняшний день Чусовой — это начало грандиозных преобразований, её большого будущего. Отправимся в путешествие в её недалёкое завтра.
За кормой теплохода, следующего рейсом Пермь — Ревда, остались массивные сооружения Верхне-Городковской плотины и шлюзов. Мы останавливаемся в крупном речном порту города Чусового. На несколько километров вдоль берега тянутся грузовые причалы. Вместе с железнодорожной станцией и сплавным рейдом они образуют огромный транспортный узел. Выше по реке, в 20 километрах от порта, — первая ступень каскада Чусовских гидроузлов — Вашкурская гидроэлектростанция. Это как бы «буфер» перед головным сооружением — Большим Понышским гидроузлом. Теплоход отмеряет километры. И вот Большой Поныш. Здесь создана гидроэлектростанция мощностью один миллион киловатт. Арочная бетонная плотина почти стометровой высоты преградила стремительный бег Чусовой. Механизмы поднимают судно на высоту 82 метров, и мы оказываемся в Понышском море, крупном водохранилище Урала. Оно вытянулось вверх по Чусовой более чем на 300 километров, заходя далеко в пределы Свердловской области.
На протяжении 420 километров, от Чусового и до Ревды, река превращена в магистральный судоходный путь с глубинами более трёх с половиной метров. Навсегда скрылись под водой опасные для флота «бойцы», исчезли бесчисленные каменистые перекаты —«таши», красочно описанные Д.Н. Маминым-Сибиряком. Река превратилась в цепь водохранилищ, и на её берегах и притоках выросли новые населённые пункты, промышленные предприятия, порты.
Проплываем мимо посёлков Кусье-Александровский [имеется в виду Усть-Койва] и Кын — нет, уже не посёлков, а городов! Как неузнаваемо изменились места! Гудки теплоходов разбудили вековую тайгу причусовских лесов. Суда озёрного типа везут из Свердловского и Пермского экономических районов в Поволжье и Центр нашей страны строительные материалы, лес, металлоизделия, нефтепродукты, металл…
Поднимаемся выше, минуя чёткие архитектурные линии Кашкинских шлюзов. Раньше на этом месте стояла деревня Кашка, а на крутом повороте река стремительно проносилась через Кашкинский перебор… Староуткинск, Билимбай, Первоуральск. Здесь, в пределах Свердловской области, в наиболее мелководной части среднего течения, 6 плотин преградили стремительный бег Чусовой. Водохранилища обеспечили более чем 3-метровые глубины и создали запасы воды, необходимые для промышленных предприятий и посёлков этой части нашей области. Воды реки плещут у подножия горы Волчихи. Здесь, на пересечении железнодорожной линии Свердловск — Казань с рекой Чусовой, протянулись бетонные причальные линии Ревдинского порта, высятся стрелы портовых кранов. Сюда с Волги и Камы приходят крупные речные суда. Здесь, всего лишь в 50 километрах от Свердловска, мы заканчиваем наше путешествие. А ещё через несколько лет мы сможем продолжить его уже до Тобола. Тогда Чусовая станет первым звеном Камско-Иртышского водного пути, длиною в 1 300 километров. Он начнётся у Перми, пройдёт по Чусовой через Уральский водораздел юго-западнее Свердловска и далее, по реке Исети, выведет нас к Тоболу. Так сольются Волго-Камский и Обь-Иртышский бассейны, так ещё теснее сомкнутся Европа и Азия».
(Цитата из книги Головко В. Вдоль берегов уральских рек. - Свердловск, 1961).
К счастью для Чусовой, проект не осуществился.
Павел Распопов
Читайте также: