Святилище на озере Большие Аллаки

Живописное озеро с горами на горизонте, скальные останцы причудливых форм и древние наскальные рисунки... Всё это находится в прекрасной транспортной доступности на севере Челябинской области, близ трассы Екатеринбург – Челябинск.

Святилище на озере Большие Аллаки 

Каменные палатки на Больших Аллаках

На юго-восточном берегу озера Большие Аллаки (недалеко от посёлка Красный Партизан в Каслинском районе Челябинской области) расположены скалы причудливых форм. Их называют Большими каменными палатками. Они находятся на небольшом холме высотой 16 м над уровнем озера, примерно в 50 м от воды. Всего здесь 12 скал, сложенных гранитами. Их высота до 8 м. Они колоритно выделяются на фоне окружающей равнинной местности. Расположение скал относительно друг друга напоминает кольцо диаметром порядка 50 м. Вокруг нет деревьев, ландшафт степной, поэтому скалы хорошо видны даже издалека.

Каменные палатки на Больших Аллаках

Скалы на Больших Аллаках сравнительно пологие, на большинство из них можно без труда залезть. Сверху открывается превосходный вид на озеро, а на западе на горизонте возвышаются Потанины и Вишневые горы.

Некоторые из скал имеют достаточно необычную форму. Одна из них с определённого ракурса напоминает каменного сфинкса, а другая - лицо человека с горбатым носом. Особенно хорошо это заметно при определённом освещении. Неудивительно, что в давние времена здесь было святилище.

Скальные останцы на Аллаках

В скалах встречаются трещины и даже небольшие псевдокарстовые пещеры. В 2015 году их исследовали С.М. Баранов, В.А. и Т.А. Костромины. Достойных внимания оказалось 6 полостей. Наиболее интересна пещера Большие Аллаки 1. Она сквозная (с тремя отверстиями) и расположена в центральном, самом большом скальном останце (Бей-Таш). Размеры пещерки позволяют заползти внутрь. Она образовалась по межпластовой горизонтальной трещине, дополненной идущей снизу вертикальной тектонической трещиной. Длина пещерки 5,9 м.

Пещерка в останце Каменных палаток на озере Большие Аллаки

Ещё одна пещерка и грот расположены в крайнем юго-западном останце с условным названием «Гриб». Длина пещеры Большие Аллаки 2, по измерениям исследователей, 12,1 м, а грота Большие Аллаки 3 – 5,9 м. На других останцах есть ещё несколько небольших псевдокарстовых полостей.

Пещерка в скале Бей-Таш на озере Большие Аллаки

Первые исследования святилища Большие Аллаки

В этом месте открыт удивительный памятник истории – Большеаллакский археологический комплекс. Он состоит из четырёх археологических памятников: Аллакская писаница, святилище Большие Аллаки, поселение Большие Аллаки 1 и стоянка Большие Аллаки 2.

В литературе обычно указывается, что археологический памятник с древними писаницами на Больших Аллаках впервые открыл и исследовал в 1914 году уральский археолог Владимир Яковлевич Толмачёв. Однако в переписке основателя УОЛЕ О.Е. Клера и историка, археографа В.Г. Дружинина ещё в 1892 году говорилось об открытии членом УОЛЕ А.А. Наумовым древних изображений на камнях «на озере Аллак». Древние рисунки на Каменных палатках на Аллаках были известны местному населению как минимум с конца XIX века.

Останец с древними наскальными рисунками

Так или иначе, В.Я. Толмачёв первым описал и зарисовал древние наскальные рисунки на Больших Аллаках. Он же провёл здесь и первые археологические раскопки. Исследователь обнаружил каменные и бронзовые наконечники стрел, фрагменты керамики и т.д. Местный житель, владелец заимки на берегу озера В.П. Трутнев сообщил В.Я. Толмачёву, что случайно нашёл в 20-30 м к востоку от скал с рисунками два человеческих черепа, закопанных на небольшой глубине. На некотором удалении от них были найдены медное копьё и медный птицевидный идол.

Толмачёв датировал находки эпохами мезолита, неолита и бронзового века. Позже было установлено, что человек здесь появился ещё в эпоху верхнего палеолита. На протяжении многих тысячелетий Каменные палатки на озере Большие Аллаки служили местом поклонения – здесь действовало святилище.

Спустя более чем полвека после Толмачёва, в 1970-е годы, это место повторно изучал археолог В.Т. Петрин. Ему удалось найти ещё одну, ранее неизвестную группу наскальных рисунков, а во время раскопок обнаружить изделия из горного хрусталя.

Большие каменные палатки на Аллаках с высоты птичьего полёта

Аллакская писаница

Писаница на Больших Аллаках состоит из трёх групп рисунков на двух скалах. Древние изображения нанесены охрой, вероятно пальцами. Линии толщиной 1-1,5 см имеют красноватый цвет. Можно разобрать изображения людей, которые словно застыли в каком-то танце, геометрические фигуры (сетки, ромбы, гребни, отрезки). У некоторых антропоморфных фигур над головой изображены выступы. Скорее всего, это изображения шаманов в ритуальных масках (хотя некоторые любители фантастики предположили, что это не что иное, как антенны). Древние рисунки сохранились до наших дней, но частично пострадали от вандалов, любящих уродовать скалы краской.

По данным авторов энциклопедии «Челябинская область», Аллакская писаница (или Большеаллакская 1) была исследована археологами В.Я. Толмачёвым (в 1914 году) и В.Т. Петриным (в 1970, 1972, 1976 годах). Учёные насчитали тут в общей сложности 68 рисунков и их фрагментов, расположенных в трёх группах на двух скалах. 1-я и 2-я группы находятся на крайней северо-западной скале, а 3-я – на юго-западной скале.

Аллакская писаница

Первая группа рисунков нанесена под небольшим скальным козырьком на плоскости, которая обращена на север, в сторону озера. Найти её проще всего. Рядом проходит тропинка. Выступающая часть этой скалы сбоку напоминает нос, а ещё здесь есть сквозное отверстие. Ориентиром для поиска писаницы может быть и сделанная вандалами современная надпись «Ревда 2010». Рисунки нанесены на высоте 1,3–2,8 м над землей, на площади 2×1,5 м. В.Т. Петрин выделил тут 45 фигур. Среди них около 10 изображений антропоморфных существ, многие из которых с раздвоенной головой. Также заметны фрагменты сетчатых мотивов, гребневидный и ромбовидный знаки и неопределённые изобразительные мотивы – остатки геометрических форм.

Вторая группа находится на этой же скале, но на её противоположной стороне – в небольшой нише. Здесь нанесены геометрические мотивы в виде прямых горизонтальных линий с отростками и рядом сотовидных форм, диагональный крест и неопределённые изобразительные мотивы. Рисунки тут сохранились похуже, разглядеть их сложнее. Исследователи О.О. Полякова и Ф.Е. Жижилев считают, что здесь был древний календарь.

Аллакская писаница, вторая группа древних рисунков

Третья группа изображений Аллакской писаницы расположена на крайнем юго-западном небольшом останце («Гриб»). Эти изображения сохранились хуже всего, их сложно заметить. Исследователи выделили тут 5 рисунков: V-образную фигуру, пересечённую вверху дугой, и попарно расположенные схематичные изображения зооморфных (а по мнению Петрина антропоморфных) фигур в плане сверху. В наши дни прямо поверх этих рисунков кто-то нанёс свои.

Скала Гриб с древними рисунками

Аллакская писаница, третья группа рисунков

Аллакскую писаницу учёные относят ориентировочно к периоду энеолита – к завершающей фазе каменного века. Рисунки нанесли на скалы предположительно в III-IV тысячелетии до н.э.

И ещё немного об археологических памятниках

Под рисунками первой группы писаниц учёные в ходе раскопок открыли святилище, которое назвали по озеру – Большие Аллаки. Как сообщает энциклопедия «Челябинская область», в раскопе площадью 20 кв. м обнаружили 988 находок, в том числе 87 каменных и 24 бронзовых наконечника стрел. Очевидно, здесь совершалась обрядовая стрельба из лука в скалу (и это единственный подобный археологический памятник на территории Челябинской области из известных к настоящему времени). Большинство каменных наконечников было разбито, а острия бронзовых согнуты от удара о скалу. Древние люди могли целиться в расположенное в скале сквозное отверстие. Все наконечники лежали на расстоянии не более 1,5 м от скалы. Здесь обнаружены в том числе и более поздние вещи, датированные средневековьем. Это указывает на то, что жертвенное место существовало весьма продолжительное время.

Сквозное отверстие в скале на святилище Большие Аллаки

На южном подножии холма открыто поселение Большие Аллаки 1. Его следы обнаружены вдоль северного берега озера Репенды, на протяжении 200 м. Мощность культурного слоя 0,5-0,8 м. Среди находок преобладает керамика черкаскульской и межовской культур. Поселение датировали периодами неолита и поздним бронзовым веком.

А на вершине холма, прямо внутри кольца из скал открыта стоянка Большие Аллаки 2. В 1976 году В.Т. Петрин исследовал юго-восточную часть стоянки. Верхние слои отнесли к периодам неолита, бронзового и раннего железного века. Но самое интересное оказалось на нижнем, палеолитическом слое. Петрин обнаружил там угольки, сильно минерализованные кости животных и каменные изделия. Из 208 изделий 164 было изготовлено из горного хрусталя. Тут были выполненные из хрусталя нуклевидные куски, ножевидные пластины, пластинчатые сколы, отщепы. Исходной формой сырья являлись друзы и гальки горного хрусталя.

Эти предметы, вероятно, были жертвенными подношениями – для принесения в дар высшим силам, в которых верили древние люди. То есть выходит, что святилище на каменных палатках возникло ещё в эпоху палеолита. Согласно результатам радиоуглеродного анализа, этому археологическому памятнику около 25 тысяч лет. Археолог Ю.Б. Сериков называет каменные палатки на озере Большие Аллаки наиболее ранним культовым памятником Урала.

Святилище Большие Аллаки с высоты

Нужно помнить, что самовольно раскапывать археологические памятники и нарушать культурный слой недопустимо и наказуемо.

Малые каменные палатки

Внимательный читатель спросит: ведь если есть Большие каменные палатки, то где-то должны быть и Малые? Совершенно верно! Еще одни скалы (Малые палатки) расположены на другом, западном, берегу озера Большие Аллаки.

Малые каменные палатки на озере Большие Аллаки

Малые палатки значительно скромнее Больших, но и на них была найдена древняя писаница. К сожалению, рисунки наших далеких предков со временем оказались полностью закопчены кострами, которые разводили под скалой рыбаки. Писаница считалась утраченной, но во время посещения этих скал участниками проекта «Ураловед» в 2014 году мы обнаружили, что кто-то очистил небольшой участок скалы от копоти, и на камне можно различить фрагменты писаницы.

Писаница на Малых палатках

Легенда о Бей-Таше

Местные жители называли Малые и Большие каменные палатки как Кинель-Таш (или Килен-Таш) и Бей-Таш соответственно. С ними связаны местные башкирские предания. В 1888 году их опубликовали в газете «Екатеринбургская неделя». Вот одна из легенд.

«Между озёр Аллак и Большие Репенды лежит огромный камень, с огромными трещинами, впадинами, навесами, бороздами и небольшими пещерами… Поодаль от главной массы один кусок гранита представляет форму гриба. Все эти камни известны у местного населения под названием «Палатки». Башкиры в декабре 1887 года называли его «Бей-Таш» (Бей – именитый, Таш – камень). В незапамятные времена, ещё до прихода русских, около этого камня жил святой сарт и заповедовал башкирам окружающую землю, с тем чтобы они не передавали её никому, не оскверняли и не портили бы степи. И что пока кости его будут лежать под этим камнем, заповедь его будет соблюдена. Прошло много лет, и деды стариков в 1887 году продали землю русским. Но и после продажи долго ещё русским не удавалось распахать её, благодаря тому, что при первой борозде, проведенной сохой, пахарь видел позади себя мертвеца, который страшно стонал и грозил пахарю кулаком, так что начатое дело бросалось, пока не находился другой смельчак. Но повторялось то же самое, несмотря на палки, которыми угощали бежавших с работы заводские приказчики, щедрые на подобные «угощения» в старые времена. Продолжалось это долго, пока почитатели святого не перевезли его куда-то в степи за Ташкентом. Когда они прибыли туда, камень на озере Большие Аллаки вдруг распался и принял тот вид, в котором находился и в 1887 году. Тело же угодника было найдено в одной из трещин камня вполне сохранившимся. Перенесение праха угодника башкирами относится во времена устройства Каслинского завода, а именно к переходу его от Коробкова к Никите Демидову».

Скала Бей-Таш на Аллаках

Озеро Большие Аллаки

Нужно хоть немного рассказать и о самом озере Большие Аллаки. Считается, что его название произошло от тюркского слова «аллак» – «обширная впадина». Котловина имеет эрозионно-тектоническое происхождение.

И немного цифр. Озеро Большие Аллаки имеет овальную форму, его длина 4 км, ширина 2,5 км. Средняя глубина озера Большие Аллаки 4,7 м, максимальная до 7 м. Площадь водного зеркала 8,27 км2. Объём воды 39 млн м3, а площадь водосбора 58,4 км2. Урез воды озера 234,8 м над уровнем моря.

Озеро Большие Аллаки

Питание озера осуществляется в основном за счёт поверхностного стока и подземных вод. Никакие речки в него не впадают и не вытекают. Однако между Большими Аллаками и соседним озером Малый Кисегач прокопан прямой, как стрела, канал длиной 750 м.

Береговая линия озера изрезана слабо. Берега невысокие, плоские (кое-где с каменистыми выступами), в некоторых местах (особенно на юге) заболоченные. Дно у берегов песчано-каменистое, переходящее далее в илистое. Местность сложена гранитами и гранитогнейсами.

Рыбаки ловят на озере Большие Аллаки следующую рыбу: леща, щуку, окуня, ерша, плотву, линя, карася, язя, ельца, сига.

Озеро Большие Аллаки зимой. На горизонте Вишневые горы

Отдых на Больших Аллаках

В 2010 году земельный участок со святилищем арендовал Д.В. Крапивин из села Аллаки. После этого скалы огораживали забором, запрещали проезд на машинах и купание в непосредственной близости от святилища, но вход был по-прежнему свободным и бесплатным. Но, видимо, что-то не задалось, и в наши дни святилище снова полностью доступно. О заборе уже ничего не напоминает, поэтому, к сожалению, некоторые автовладельцы заезжают на машинах прямо на само святилище. 

Забор вокруг Аллакских каменных палаток

Рядом на озере расположено удобное место для купания. Летом около скал всегда очень много туристов и просто отдыхающих. Сюда организуют туры из Челябинска, Екатеринбурга и других городов. Многие останавливаются на берегу озера с палатками. На момент написания статьи проезд и отдых на озере были бесплатными. Популярность этого места сказывается на нём не лучшим образом. Вокруг валяется мусор и битое стекло, а все кусты вокруг превратили в отхожее место. На самих скалах появляется всё больше рисунков от современных вандалов, порой прямо на древних изображениях. 

Интересный факт: на озере Большие Аллаки любил отдыхать и маршал Г.К. Жуков, который в послевоенные годы был отправлен на Урал командовать Уральским военным округом.

Озеро Большие Аллаки с высоты

Окрестности

Немного расскажу и о ближайших окрестностях этого места. Рядом с Большими каменными палатками, к югу от них, расположено небольшое озеро Репенды. Оно отделено от озера Большие Аллаки перешейком шириной до 200 м и длиной около 800 м.

В 2 км к востоку от озера Большие Аллаки находится озеро Малые Аллаки. Если на Больших Аллаках нет никаких поселений, то на Малых – сразу два. На северном берегу раскинулась деревня Аллаки. Во время Гражданской войны в ходе Челябинской операции 19 июля 1919 года под Аллаками состоялся бой между 43-м полком Пятой стрелковой дивизии красных и 47-м полком Двенадцатой Сибирской стрелковой дивизии белых. Челябинская операция была решающей в ходе Гражданской войны на Южном Урале. В настоящее время в деревне Аллаки проживает менее 300 человек.

На южном берегу озера Малые Аллаки расположен посёлок Красный Партизан. Через него проходит путь к Большим каменным палаткам. Внимание туристов привлекают старинные руины. Этот посёлок был основан на месте бывшего хутора (заимки) Павловского, построенного в начале XX века. Рабочие занимались сельским хозяйством. В советское время здесь возник совхоз. В 2010 году в этом посёлке проживало 233 человека.

Старинные постройки в посёлке Красный Партизан

К югу от Красного Партизана возникло родовое поселение «Большая Медведица». Совсем неподалёку от него, южнее, в результате крупной аварии на комбинате «Маяк» в 1957 году прошёл Восточно-Уральский радиоактивный след (ВУРС). Сами озёра Большие и Малые Аллаки и их берега ВУРС не задел, поэтому отдыхающим радиация не угрожает.

Во время поездки на святилище озера Большие Аллаки также можно посмотреть достопримечательности городов Касли и Кыштым, сходить на гору Сугомак или к скале Крылья Дракона, а также посетить другие многочисленные достопримечательности. Выбрать места для маршрута путешествия можно с помощью общей карты достопримечательностей.

Цветущий шиповник около скал на Аллаках

Видео

Пока готовится новое видео об этом месте, предлагаю посмотреть небольшой видеоролик, снятый во время нашей поездки в октябре 2018 года. 

Как доехать до святилища Большие Аллаки?

Это место расположено в Каслинском районе Челябинской области. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Челябинск, затем повернуть по указателю на посёлок Красный Партизан (хотя можно проехать к нему и через деревню Аллаки). Здесь идёт дорога-бетонка. Нужно проехать через весь посёлок, затем за фермой начинается дорога к Большим каменным палаткам. Через 2,5 км грунтовая дорога приведёт к нужным скалам. В сухую погоду по дороге или по альтернативному объезду по полю справа от неё можно аккуратно проехать на любой машине (хотя встречаются ямы), а после дождей и в межсезонье лучше не рисковать.

На общественном транспорте сюда не добраться, если на автобусе по трассе Екатеринбург – Челябинск до поворота на Красный Партизан и затем идти пешком 7 км (или попробовать поймать попутку).

Координаты святилища Большие Аллаки: 55.959133°, 60.920367°. Расстояние что от Екатеринбурга, что от Челябинска составляет примерно 110 км.

Павел Распопов

Литература:
Баранов С.М., Костромин В.А., Костромина Т.А. Псевдокарстовые пещеры на Большеаллакском археологическом комплексе // Спелеология и спелестология: сборник материалов конференции. 2015. № 6.
Ванюшева К.В. Письма О. Е. Клера В. Г. Дружинину как источник по истории изучения финно-угорских народов // Ежегодник финно-угорских исследований, 2015.
Полякова О.О. Календарные знаки на каменных останцах Южного и Среднего Урала // Знаки и знаковые системы народной культуры-2019. Санкт-Петербург, 2019.
Самигулов Г.Х. Из истории зауральских башкир-сартов (XVIII век) // Гороховские чтения. – Челябинск, 2016.
Сериков Ю.Б. Становление ритуально-культовой практики у палеолитического населения Урала // Мировоззрение населения Южной Сибири и Центральной Азии в исторической ретроспективе. – Барнаул, 2007. 
Энциклопедия «Челябинская область»

Читайте также: 

Святилище Большие Аллаки (Челябинская область) и его окрестности на карте:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации