На берегу озера Сунгуль в окрестностях посёлка Вишневогорска (Челябинская область) расположены загадочные руины. Здесь можно найти остатки строений, каменную кладку, глубокий колодец, старые захоронения. В начале XIX века тут возник старообрядческий монастырь. В этой статье разберёмся в перипетиях его истории.
История Сунгульского скита
Местность тут живописная. Озеро Сунгуль имеет множество островов, его береговая линия изрезана многочисленными мысами и заливами, а к западу отсюда возвышается гряда Вишнёвых гор. Именно это место, на одном из полуостровов озера Сунгуль, выбрали для мужского старообрядческого скита. Информация об истории Сунгульского старообрядческого скита довольно отрывочная, вызывающая немало вопросов. Видимо, это связано ещё и с тем, что в этих местах было несколько старообрядческих скитов и иногда их путали.
Годом основания мужского старообрядческого скита на Сунгуле считается 1811 год. Ему покровительствовал сам Л.И. Расторгуев – екатеринбургский купец, купивший в то время Каслинский и Кыштымские заводы, который тоже был старообрядцем.
Журналист и краевед В.А. Весновский в «Путеводителе по Уралу» в 1904 году так описывал это место:
«Своеобразною и сказочною красотою веет здесь. На гористом мысу озера раскинулся раскольничий скит. На запад от скита виднеется Урал… Масса островов и островков, покрытых сосновым лесом и бархатной муравою, задумчиво смотрятся и отражаются в чудных водах. Природа здесь величественная, прекрасная, но характер этой красоты дышит строгостью, точно стиль византийской живописи. Лучшего места для скита трудно отыскать в окрестностях. Скит теперь небольшой: не более 10 человек. А было время, когда братия считалась в нём десятками. Широкой волной лились подаяния на нужды скита и с Дона, и с Москвы, и с Сибири».
Раньше Сунгульский старообрядческий монастырь был широко известен и получал пожертвования не только с Урала, но также из Европейской части страны и Сибири.
Старообрядцы жили не только в самом монастыре, но и в его окрестностях. Например, на самом большом острове на озере Сунгуль жил скитник Никодим со своей семьёй. По его имени этот остров и получил своё название.
В зависимости от мировоззрений верховного правителя, преследования старообрядцев то усиливались, то ослаблялись. Во время правления Николая I для скита начались сложные времена. После неудавшегося восстания декабристов, опасаясь любого свободомыслия, он прессовал и старообрядцев. В 1836 году в России начали закрывать старообрядческие часовни и разорять скиты. Добрались и до Сунгуля. По данным на 1836 год тут жили 13 скитников. Все они были крестьянами, приписанными к Каслинскому и Кыштымским заводам. В то время был осуждён и фактический управляющий горным округом, «кыштымский зверь» Григорий Зотов.
В 1837 году в Сунгульском ските оставалось лишь несколько ветхих старцев. Остальные подались в Сибирь. Часть монахов под угрозой преследования перешла в единоверие. Единоверцы присоединялись к официальному православию и подчинялись ему, но получали разрешение сохранять древние обряды. Среди переметнувшихся в единоверие был и Михаил Митрин (отец Макарий), принявший постриг в Сунгульском старообрядческом ските ещё в начале 1820-х годов. Перейдя в единоверие, он всё же остался жить в лесу.
В 1849 году власти решили полностью ликвидировать пустынь на озере Сунгуль. В качестве главного аргумента при принятии такого решения было то, что «раскольники, присоединяющиеся к православию или единоверию, часто снова уклоняются в прежний раскол, что может случиться и с крестьянином Митриным, который под предлогом рыболовства может привлекать в раскол и других, и, таким образом, уничтоженный уже Сунгульский скит… может снова восстановиться».
Строения мужского скита, по всей видимости, были разрушены, а насельники (Макарий и Авель) выселены. Однако известно, что в начале 1860-х годов Макарий по-прежнему жил на берегу озера Сунгуль. После отмены крепостного рабства он принялся за восстановление обители, опять «уклонившись в раскол». На берегу снова возвели часовню, возобновили богослужения.
Преобразование в женский скит
Когда старцы умерли, место стало пустеть, однако на рубеже XIX – XX веков тут возник женский старообрядческий скит. Его основательницами были матери Фёкла (Феодосья Устиновна Дорогина, ? – 1944) и Елена (Елена Васильевна Меренкова, ок. 1882 – 1927). Сначала в ските жило 5 человек, а затем Сунгульская обитель приобрела известность и стала многочисленной. По этому скиту данный полуостров на озере Сунгуль теперь известен под названием Монашки.
Во время голода 1921-23 годов крупный скит разделился. Несколько келейниц, в том числе Елена, остались на старом месте, а большинство (вместе с Фёклой) переселились в Западную Сибирь – «на Тюменьщину». Некоторые из них потом продолжили путь на восток. О своём путешествии они рассказали в тексте Урало–Сибирского патерика.
В 1926 году Сунгульский скит опять стал самым крупным в окрестностях, в нём проживало 35 человек (7 мужчин и 28 женщин). Около 1927 года Елена заболела раком. Ей сделали операцию, но та не помогла. Женщина скончалась 17 апреля 1927 года в Сунгульском скиту и там же была похоронена.
Вскоре после смерти Елены, зимой 1928-29 годов, на Сунгуль приехали представители НКВД. Молодых насельниц отправили по домам, а стариц сначала отвезли в отделение милиции, а затем продержали в заключении до окончания следствия. Некоторые женщины смогли скрыться и избежать ареста. Старообрядческий монастырь был окончательно разорён.
Что представлял собой скит
Со стороны озера постройки монастыря и часовня были огорожены стеной. К воде вёл проход с выложенными из камней ступеньками. За стеной была ровная терраса, за которой в вырытых углублениях в горе располагались монастырские погреба. Молились старообрядцы в построенной тут часовне.
Умирающих хоронили рядом с монастырём. Монастырское кладбище было довольно большим, насчитывало порядка 40 могил. Могилы обкладывали камнями. В настоящее время прослеживается лишь несколько из них. Некоторые могилы были почитаемым. Над могилами старицы Елены и старца Леонида соорудили навес, чтобы служить всенощную во время отправлявшихся сюда крестных ходов, в которых принимало участие много людей.
У монастыря было своё подсобное хозяйство. Здесь держали домашний скот, выращивали овощи и ягоды. На берегу Сунгуля и сейчас встречаются заросли клубники и цветёт с дивным ароматом несвойственная для дикой природы сирень.
Краевед Е.О. Дроздова в одной из своих статей приводила воспоминания А.Д. Чернявской:
«Мой отец Дунаев Данил Егорович похоронен на старообрядческом кладбище по его просьбе. Он любил и уважал историю этого скита. Его отец, мой дед, принял религию старообрядцев и уехал туда, где они жили. Построил избу...
Отец помнил старца Максима, ходил к нему в келью. Старец угощал отца пряниками и другими сладостями. Помнит отец и матушку Елену, когда она босая, повязанная платком, пришла на скит. В руке она держала маленькую, завернутую в платочек иконку.
Показывал отец и келью Вассы, Максима и трех сестер. Жили они отдельно, от скита влево к курье озера. От них в курью прямо через камыш была дорожка, ведущая к маленькому островку. Там жили три монаха, у каждого из них была своя келья.
Строились кельи в виде балагана, обносились камнем плитняком (от слова плитка). Стены внутри были из жердей, снаружи засыпались землей. Потолки делались так же. Как рассказывал отец, зимой в них было тепло. В кельях у всех были печи, сложенные из камня плитняка. Обитатели келий жили бедно, никакого золота у них не было, трудились, брали от природы что могли и молились…».
Легенды Сунгульского скита
Существуют легенды, что от монастыря шли тайные подземные ходы на остров Большой Никодим и в район Красного камня. Впрочем, такое масштабное строительство скитникам явно было не под силу и эти красивые легенды не имеют под собой никаких реальных оснований. Также есть легенды о якобы чеканившихся тут фальшивых монетах и об ограблении скита разбойниками.
Ещё одна полуфантастическая версия принадлежит Александру Шестакову – первооткрывателю «Зюраткульского геоглифа», оказавшегося, впрочем, отнюдь не геоглифом. Так вот, Шестаков решил, что постройки Сунгульского скита напоминают поселение Скара-Брей в Шотландии, основанное 5 тысяч лет назад. Он предположил, что старообрядцы поселились на Сунгуле в уже существовавших тут древних постройках.
Что осталось от Сунгульского скита к настоящему времени
Рассказывают, что бывший скит в относительно хорошем состоянии простоял до 1970-х годов, а затем был разрушен. Даже могилы раскопали – в поисках сокровищ. Позже энтузиасты закопали могилы обратно и посадили над ними цветы.
Около кладбища сохранился выложенный из камней фундамент погреба. Рядом с ним – очень глубокий колодец кувшинообразной формы. Стенки колодца выложены камнем, вода блестит далеко внизу. Случайно провалишься в такой – и уже не выберешься. Хорошо, что недавно кто-то соорудил над ним крышку. Вода в колодце считалась святой. Старинные колодцы такой формы и конструкции больше нигде на Урале не встретишь.
Около кладбища установлен деревянный крест. Ещё один крест, куда больших размеров, поставили на берегу озера. Он стоит на месте старообрядческой часовни. Близ берега озера местами видны каменные кладки, сохранилось несколько фундаментов каменных келий, выкопанных в земле и выложенных диким камнем. В стенах таких построек видны ниши. Видимо, туда ставили иконы.
В настоящее время территория бывшего Сунгульского скита Челябинским минкультом внесена в список вновь выявленных памятником истории и культуры и подлежит охране.
В 1943 году неподалёку был основан посёлок с красивым названием Вишневогорск. Здесь интересно посетить Вишневые горы и Курочкин Лог, а если проехать дальше, то можно попасть к озеру Аракулю и скальной стене Аракульского Шихана. Ну а про озеро Сунгуль я писал в отдельной статье.
Видео про озеро Сунгуль и Сунгульский скит
Предлагаю посмотреть видео, снятое нами во время посещения этих интересных мест.
Как добраться до Сунгульского скита
Руины Сунгульского старообрядческого скита можно найти на западном берегу озера Сунгуль в Каслинском районе Челябинской области. На автомобиле нужно ехать по трассе Екатеринбург – Челябинск, в районе Каслей повернуть на Вишневогорск. Перед въездом в Вишневогорск направо будет уходить грунтовая дорога, пересекающая железнодорожные пути. Она идёт по просеке вдоль ЛЭП и газопровода. Дорога не очень хорошая, но сколько-то проехать можно. Через 2 км от этой просеки будет отходить лесная дорога налево – на полуостров Монашки. Отсюда до скита остаётся ещё 1,5 км.
На подходах к бывшему скиту сначала встретится деревянный крест на развилке дорог. Тут лучше повернуть налево (по правой дороге вы тоже попадёте к остаткам строений скита, но там не так интересно). Сразу за крестом расположено кладбище. Рядом с могилами довольно хорошо сохранились остатки здания со стенками из дикого камня – тут был погреб или келья. Напротив – глубокий колодец.
Продолжив путь, придерживайтесь дорожек направо. Перед полянкой на берегу озера можно найти ещё несколько бывших келий. На самой полянке стоит большой поклонный крест на месте часовни.
GPS-координаты Сунгульского скита: N 55° 58.348´; E 60° 40.698´ (или 55.972467°, 60.6783°). Расстояние от города Екатеринбурга – 140 км, от Челябинска – 150 км. Сориентироваться поможет размещённая ниже карта.
Павел Распопов
Источники:
Весновский В.А. Путеводитель по Уралу. – Екатеринбург, 1904.
Дроздова Е.О. Сунгульский скит // Каслинский альманах, вып. 2, 2006.
Дроздова Е.О. Сунгульский старообрядческий скит: версии и легенды // Каслинский альманах, вып. 11, 2017.
Энциклопедия Челябинской области
Читайте также:
- Источник святой Платониды
- Как на Шемахинском заводе боролись со старообрядческим расколом
- Старообрядцы на Весёлых горах (очерк 1910 г.)