О судоходстве вверх по реке Чусовой, от впадения её в Каму до Усть-Уткинской пристани (1855 г.)

В 1848 году Нижнетагильское заводоуправление, изыскивая способы сохранения лесов (поиски каменного угля до сего времени в Нижнетагильском заводском округе остаются без успеха), сделало распоряжение поднять из Камы, вверх по Чусовой, до Усть-Уткинской пристани, одну полубарку. Опыт этот, хотя с большими затруднениями, был исполнен, и доказал возможность предположения.

В 1851 году отправлен был рекою Чусовою заводский служащий Кирило Серебряков. Он снял топографическую карту р. Чусовой, от Усть-Уткинской пристани до впадения Чусовой в Каму, пополнил эту карту гидрографическими замечаниями, указанием работ, какие требовались для устранения препятствий к поднятию судов, изысканием удобных мест для бечевников и проч. Управление Нижнетагильских заводов, по замечаниям Серебрякова и по указанию опыта, произвело необходимые работы на р. Чусовой, расположило бечевники и сделало предположение каждогодно употреблять некоторую сумму денег, чтобы сделать подъём судов вверх по реке ещё удобнее, и в том же 1851 году было поднято 6 полубарок.

П.П. Веденецкий. Пристань на реке Утке. 1835 г.
П.П. Веденецкий. Пристань на реке Утке. 1835 г. Картина из экспозиции Нижнетагильского историко-краеведческого музея

В 1852 году было поднято 13 судов и 6 полубарок, а в следующем 1853 году поднято уже 60 судов и 8 полубарок, и наконец в прошедшем 1854 году было поднято 50 судов и 24 полубарки. Из отправленных в 1855 году судов некоторые уже четвёртый раз были нагружаемы металлами на Усть-Уткинской пристани. Чтобы видеть, как важен этот опыт для сохранения лесов, а особливо по р. Чусовой, где лесное хозяйство наиболее расстроено каждогодной потребностью строевого леса для новых судов, как требовало доныне освящённое вековым обычаем отправление металлов с Уральских заводов во внутренние губернии Европейской России, должно сообразить, что на каждую барку*, как обыкновенно строятся на пристанях Чусовой, для сплава металлов до портовых и торговых городов, употребляется лесу 260 дерев.

Если возьмём последние 10 лет, в которые на Усть-Уткинской пристани на постройку судов для сплава металлов употребляется каждогодно до 22000 деревьев, то выйдет, что в эти 10 лет израсходовано строевого лесу 220000 деревьев.

А по замечанию судоводов (сплавщиков), барка, выстроенная хозяйственным образом, то есть не так, как строилась прежде для одного сплава, но гораздо прочнее, с пристружкою досок, может до 10 раз быть обращена на Усть-Уткинскую пристань для сплава металлов. И так, в 10 лет, от поднятия судов вверх по р. Чусовой, будет сберегаться строевого лесу до 200000 деревьев – цифра весьма значительная в лесном хозяйстве.

Чтобы поднять барку вверх по р. Чусовой, делают на ней оснастку, заменяют поносные рулём, ставят мачту, в которой прикрепляется бечевая, и на каждую барку назначаются лоцман, 8 человек рабочих, 6 лошадей и, сверх того, 1 или 2 лошади запасные. На некоторых барках отправляются служители, под смотрением которых, при управлении подъёмного лоцманом, барки и поднимаются. От впадения р. Чусовой в Каму до Усть-Уткинской пристани, по измерению Серебрякова, 365 ½ вёрст. Это пространство вверх по Чусовой барки проходят в 25 дней. Расход на поднятие барки простирается до 200 р. сер.

Денисов-Уральский А.К. Утро на реке Чусовой. 1896 г.
Денисов-Уральский А.К. Утро на реке Чусовой. 1896 г.

Опыт показал, что при нагрузке до 500 пуд тяжести судно поднимается удобнее, потому что при поднятии его вверх по течению воды, носовая часть от напора воды, а кормовая от тяжести самого устройства кормы, погружаются ниже середины судна. Груз же, помещаемый на середине, уравновешивает судно. Это обстоятельство довольно важно и в экономическом отношении, потому что из Перми отправляются каждогодно в заводы большие обозы различных материалов, покупаемых в Нижегородской ярмарке. Вместе с тем оно представляет выгодный способ доставления на заводы пермской соли. Сверх того, зимою, из Кунгурского уезда, доставляется на заводы всё количество требующегося алебастра.

* Барка, или, как здесь называют, коломенка, на пристанях р. Чусовой строится длиною 17 сажен, шириною 4 сажени, вышина стенок 2 арш. 12 верш. Но нагруженная сидит в воде от 5 до 7 верш., а с полным грузом от 1 арш. 8 верш. до 1 арш. 10 верш. и может поднять до 10500 пуд. Кроме барок строятся озерные лодки (белозерки), длиною 12 саж., шириною 4 саж. и вышиною 1 саж. Белозерка ненагруженная сидит в воде от 5 до 6 верш., а с полным грузом 1 арш. 10 верш. и 1 арш. 12 верш. и может поднимать до 8000 пуд. Для летних караванов, по мелководью р. Чусовой, строятся полубарки, длиною 12 (а ныне строят полубарки длиной до 15 саж), шириною 10 арш. и высота стенок 1 арш. 14 верш. Полубарка без груза сидит в воде 4 верш., а с грузом от 12 до 14 верш., грузу может поднимать 3500, а пятнадцатисаженной длины до 5000 пуд.

Ирод. Рябов

(Перм. Г. В.)

Источник: 
Рябов. О судоходстве вверх по реке Чусовой, от впадения её в Каму до Усть-Уткинской пристани // Журнал Министерства внутренних дел. 1855. 

 

Читайте также:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации