С.Д. Нечаев рассказывает о посещении старообрядческого скита в лесу между Черноисточинским и Висимо-Шайтанским заводами на Среднем Урале.
Скиты по здешней стороне бывают явные, то есть известные заводскому и полицейскому начальству, и потаённые, о которых весьма немногие знают из близ живущих старообрядцев.
В одном из явных, между Черноисточинским и Висимо-Шайтанским заводами, я был 26 числа [ноября]. Верстах в пяти от дороги, в самом густом лесу, на скате, или у подошвы Белых гор, при реке Чауше, выстроен дом, или громадная изба с перегородками. Здесь живёт до шести человек отшельников, из коих один только чернец, а прочие бельцы. Я застал только одного из последних, лет 70-ти. Не ожидал такого посетителя, старик очень было испугался. У него в то время был гость, молодой чернец Киприан из Верхнетагильского большого скита. Добродушный пустынник сначала спрятался от меня, и только после уверений бывшего со мной приказчика показал мне своего посетителя.
Он ходил поклониться могиле чёрного попа Иова, похороненного в Тагиле, по обету, данному во время страдания от ног. Продолжительное стояние производит большую в них опухоль. Наконец кровь скопляется желваками: делаются струпья и раны, которые у многих никогда не заживают, и тем облегчают их страдания. Киприан лишился было совсем возможности ходить, и хотя после данного обета и почувствовал некоторое облегчение, так что мог пешком пройти вёрст семьдесят, однако же и теперь с трудом держится на ногах и, хотя, особенно подгибает ту, на которой поджила рана, оказавшаяся от последствий стояния.
Он рассказывал, что с 7 лет до нынешнего 20-летнего возраста жил всегда в лесных скитах, и потому зверей менее боится, нежели людей. Там он выучился читать и порядочно переписывает уставом молитвенные книги.
Источник:
Из архива С.Д. Нечаева // Братское слово. 1893. Том 2. № 11-20.
Читайте также: