В публикации 1880 года рассказывается об открытии скульптором Михаилом Канаевым ремесленно-художественной школы в Каслинском заводе и о том, какими трудностями это сопровождалось.
Не одному Екатеринбургу и Пермской губернии известны чугунные отливки Каслинского завода – они известны всей Европе и Америке. Каслинский завод за эти отливки получал высшие награды на выставках России, Англии, Франции, Австрии и Америки. Возникновению производства таких отливок Каслинский завод, сколько известно, обязан управляющему Кыштымских, Каслинских и других заводов покойному г. Петрову. В конце сороковых годов он неутомимою своею деятельностью и разумным взглядом на дело перестроил завод, подыскал отличные материалы для формовки, приучил формовщиков, литейщиков и чеканщиков, составил шихту на литейный чугун и, словом, поставил это дело на ноги.
Затем гг. владельцы этих заводов и последующие управляющие поддерживали это дело и выписывали довольно дорогие образцы работ лучших художников, но при этом попадались и работы худших художников и даже, может быть, и нехудожников. Поэтому были отливаемы и довольно уродливые фигуры, которые отталкивали художественный взгляд и наносили некоторый удар славе завода. Поправить эти фигуры было некому: в заводе не имелось даже плохонького художника. Формовщики стали стареть и при вольному труде, получая поштучно плату, перестали быть внимательными к делу, а главное – перестали дорожить каждым штрихом фигуры, имеющим огромное значение в художественном произведении.
Вот это-то вызвало просвещённых владельцев учредить место художника при Каслинском заводе, а вместе с тем и учредить при нём ремесленно-художественную школу на свой счёт, с приучением мальчиков рисованию фигур из глины и воску, резьбе на дереве и металле, формовке и отливке фигур из гипса и чугуна. 1876 год был ознаменован управляющими Дехановым и Одинцевым приглашением в Каслинский завод художника и открытием школы.
В школу ввели мальчиков, приучившихся уже в заводе формовке и отливке и преимущественно детей старых формовщиков. Сначала учеников набралось около 30 человек. Им выдавались все учебные пособия даром. Родители, по продержании детей в школе с месяц, начали просить выдавать им жалованье, иначе они детей не будут пускать в школу и, действительно, это сделали. Тогда заводоуправление, видя, что родители не понимают пользы, которой могут ожидать их дети, вынуждено было платить ученикам, которые приучаются в заводе, положа за день плату и за те дни и часы, в которые они были в школе.
В начале дело это, как и всякое новое дело, шло туго, но потом последовательно стало улучшаться и улучшаться, и в 1879 году уже стали показываться образцы ученических работ, достойные внимания и поощрения, а главное – проявилось желание учеников достойно относиться к делу и дорожить тщательностью работы, при старании выполнить работу в точности, как показывает оригинал. Старики-формовщики, увидев в детях успехи и плоды познаний, примкнули к ним и стали тоже дорожить тщательностью работы и верностью исполнения её по оригиналу.
Художник-учитель и художник-смотритель за формовкой в заводе, чеканкой и отделкой произведений сверх своих занятий по вечерам и в праздничные дни самолично воспроизводил оригиналы, так, например, он вылепил цыганку, несколько канделябр, кошку с чулком и клубком ниток, мальчика со снежным комом, стремящегося ударить другого мальчика, рамку с арматурой производств Кыштымских горных заводов и другое.
Самостоятельные работы учеников тоже проявлены на деле: они вырезали из дерева немало достойных рамок и рамочек, орнаментов и букв, вылепили много разных фигур с оригиналов и отлили их из гипса, а главное – что уже принесло и пользу заводу – это они вырезали из дерева иностранные буквы курсивного шрифта, как преимущественно ныне употребляемые на надгробных досках и памятниках: католиков, протестантов и лютеран. Из них некоторые самостоятельно работаю в формовочной для кабинетных вещей и в чеканной.
Казалось бы, полезная цель достигнута как для владельцев, так и для учеников. Искусство стало развиваться, но увы! всякому развитию противостоят и препоны: один из управляющих округом Кыштымских заводов купец 2-й гильдии В.А. Фадеев, учившийся в крепостничество, для чего-то, резанию на металле и даже медальерному искусству, в недобрый час 18 мая 1879 года хватил по боку и школу и художника и совсем было прекратил их существование в Каслинском заводе, если бы другие двое управляющих не приняли расходов на училище на части своих г-ж верительниц.
Хороши мотивы г. Фадеева к упразднению школы и художника: но пишет в бумаге в главное Кыштымское заводское правление: «я не считаю себя вправе продолжать непроизводительные затраты на содержание художника Канаева, а потому, увольняя г. Канаева от его обязанности предлагаю заводскому правлению с 1 июня сего года прекратить с части моей верительницы отпуск сумм на содержание его, г. Канаева, и ремесленной школы, находящейся под его управлением».
Между тем устройство ремесленно-художественной школы в Каслинском заводе обошлось, с обзаведением всех необходимых инструментов, припасов и учебных пособий, около 3 т. руб., а годовое содержание её с содержанием художника обходилось до 1600 р., а ныне даже до 1400 руб. Кажется, цифра не важная для таких заводов, как Кыштымский округ.
Правда, что художник г. Канаев при Каслинском заводе не из особо знаменитых художников, но за 1200 руб. ни один из особо знаменитых художников не примет две обязанности: учителя и смотрителя по литейному производству. Только оседлость его и кусок хлеба вынуждают служить за такое жалованье. Пробовали искать особо отличных художников, но они и думать не желают ехать на Урале менее 5-6 тысяч рублей в год, да при том с какой-нибудь одной специальностью, а не с умением резать на дереве и металле, лепить из гипса и воску, формовать и отливать из дерева, гипса и чугуна.
Источник:
Сугомак. Одно из прогрессивных дел в Каслинском заводе // Екатеринбургская неделя, № 16 от 16.04.1880.
Читайте также: