Деревня Сербишино и её святыни

Здесь заканчивается автомобильная дорога, идущая из Невьянска, поэтому до тупиковой деревушки Сербишино мало кто доезжает. Она интересна историей иеромонаха Симеона. На другом берегу реки Нейвы до наших дней даже сохранились следы его скита.

Крест на Голгофе около Симеоновского скита

Сербишино стоит на левом берегу реки Нейвы в Свердловской области, в устье её левого притока – речки Сербишная. Этот населённый пункт возник во второй половине XVIII века. По данным ревизии 1782 года, здесь проживало пять семей. Первыми жителями были переселенцы из деревень Решевской, Верх-Нелобской и Фетьковки. В 1858 году здесь жило 232 человека. В деревне имелась православная Михайловская часовня. Второе название деревни – Малехоны. По легенде, оно дано по имени жившего тут вогульского шамана Малехонга.

Деревня Сербишино, Свердловская область

Симеон Сербишинский

Эта деревня – знаковое место для православных. Здесь родился, жил и похоронен местночтимый Симеон Сербишинский (или Афонский). Сведения о его жизни немного разнятся. А. Назаров в книге «Таволожский маршрут» пишет, что он родился в 1860 году в местной крестьянской семье и его звали Анисим. На информационном аншлаге в мужском скиту говорится, что в миру его звали Семён Бородин, а родился он в 1857 году.

Так или иначе, он с детства мечтал уйти в монастырь и любил ходить по святым местам. Чтобы отвлечь сына от этого, родители женили его на девушке Варваре, которая жила в этой же деревне. Однако, по легенде, тот не отступил от своего замысла и уговорил Варвару воздержаться от физической близости – жить, как брат и сестра.

Симеон и Валерия Бородины

Вскоре мужчина пошёл по святым местам, в том числе на гору Афон. Путешествие продлилось несколько лет. Варвара осталась в деревне, погрузившись в молитвы. К ней стали приходить верующие девушки, постепенно образовалась община. В 1913 году она приняла постриг в Покровском женском монастыре в Верхотурье с именем Валерия. Через три года, уже монахиней, она вернулась в Сербишино с благословением строить обитель от Покровского монастыря.

Тем временем её муж дошёл до своей цели. Один из старцев в Пантелеимоновом монастыре, согласно легенде, сказал ему: «Ступай в мир. Ты там нужен. Будет там у тебя и Афон и Голгофа». И он вернулся в Сербишино иеромонахом Симеоном как раз к началу строительства его женой монастыря. Симеон и Валерия отдали под строительство свою землю, помогали им и другие крестьяне.

Крест около родника у горы Афон

Введенский монастырь в Сербишино, Афон и Голгофа

В июле 1913 года в Сербишино заложили храм, который освятили 1 февраля 1914 года. Симеон пожертвовал в него икону «Скоропослушница», которую принёс с Афона. Возникла Сербишинская женская община. В неё входило 37 женщин под руководством Валерии. В 1916 году общину преобразовали в Сербишинский Введенский женский монастырь, а Валерия стала игуменьей. Необычность появления православного монастыря в этом месте в том, что в соседних населённых пунктах жило много старообрядцев, а в этих лесах издавна было несколько старообрядческих скитов.

Введенская церковь в Сербишино

По рассказам местных жителей, Симеон, помня слова афонского старца, установил на самой высокой горе в окрестностях Сербишино (на другом берегу реки Нейвы) крест на насыпной каменной возвышенности. Так в Сербишино появилась своя Голгофа, а гору прозвали Афоном. Рядом с крестом он выкопал землянку-пещерку, где зажигал лампадку перед иконой святого пророка Илии. В молитвах в этом безлюдном месте Симеон проводил значительную часть времени. Иногда к нему приходили местные жители за советом.

Лес на горе Афон около Сербишино

В 1924 году Сербишинский Введенский женский монастырь закрыли. В 1928 году общину выселили из монастырских корпусов. Однако монахини поселились в частных домах и нелегально продолжали проводить свои обряды, а несколько женщин по-прежнему носили монашескую одежду. Центром нелегальной обители был по-прежнему действовавший Введенский храм. Иногда они совершали крестные ходы к отцу Симеону, поднимались на гору к кресту – Голгофе.

Мост через реку Нейву

В 1935 году сестёр обители арестовали. Часть из них отправили в лагеря. Валерию и Симеона в силу возраста направили в старческий дом в Нижний Тагил. Позже они смогли вернуться в Сербишино. Какое-то время Симеон снова жил в избушке на горе. Затем вместе с Валерией они проживали в самой деревне. Симеон умер 3 мая 1947 года. Валерия пережила мужа на 10 лет и скончалась 3 октября 1957 года. Их могилы сохранились на местном кладбище и почитаются верующими. Осталось добавить, что в 1940 году Введенскую церковь закрыли, затем она сгорела.

Сербишино в наши дни

В 2012 году в Сербишино был образован Свято-Введенский Симеоновский мужской скит. Его возглавил иеромонах Евфимий (Репьев). Скит относится к Нижнетагильской епархии. Здесь построили деревянный храм. Рядом появилось несколько жилых и хозяйственных построек. В лесу за скитом расположено местное кладбище, на котором похоронены Симеон и Валерия. Их могилы выделяются резными деревянными крестами и навесами. По словам отца Евфимия, при установке навеса в земле откопали два тяжёлых железных креста – вериги, которые связывают с Симеоном. Рядом – могилы бывших монахинь. На некоторых могилах можно заметить таблички-эпитафии в назидание потомкам.

Свято-Введенский Симеоновский мужской скит

Скит находится на въезде в деревню (его координаты: 57.620813°, 60.347194°). А в самом населённом пункте расположена Преображенская церковь. Внутри можно увидеть старый деревянный крест, который, как говорят, ставил сам Симеон на своей Голгофе. Здесь же висит железный крест, который Симеон носил на теле как вериги. Ещё одну церковь в Сербишино построила на своём участке местная жительница Галина Кротова, пытавшаяся возродить женский монастырь. Однако РПЦ отказалась освящать храм под предлогом, что не выдавала разрешения на строительство.

В деревне много колоритных домиков с красивыми резными наличниками. По данным переписи 2010 года, численность населения Сербишино составляла 44 человека.

Деревня Сербишино

Бывший Симеоновский скит

Но всё же самое интересное место в Сербишино – это Симеоновские Афон и Голгофа на правом берегу реки Нейвы, а также остатки его скита. Чтобы туда попасть, нужно проехать до конца деревни. Через 200-300 м после последних домиков расположен подвесной мостик через реку Нейву (координаты: 57.631586°, 60.358523°). Мост кажется довольно хлипким, а по бокам защищает от падения в воду лишь проволока. Слабонервным по этому мосту лучше не ходить. Передвигаться по нему нужно осторожно. Вода в реке мутная, дна не видно, и кажется, что здесь отнюдь не мелко и в брод не перейти. Зимой проще – можно пройти по льду. Впрочем, раньше переправиться на другой берег было ещё сложнее. Тогда вместо моста была канатная переправа из двух тросов: за один держались, а по другому шли. Был реальный риск оступиться и упасть в воду.

Мост через реку Нейву в Сербишино

За мостом тропа уходит влево – вниз по течению реки. Вскоре она приводит к подножию горы. Здесь можно заметить два родника (57.632766°, 60.360603°). В прошлом Симеон брал здесь воду. Рядом стоит православный крест. Чуть в стороне заметен небольшой скальный выход.

Крест около источника

Родник-колодец

Дальше тропа поднимается вверх по довольно крутому склону горы, которую прозвали Афоном. Вскоре покажется домик-часовня. Внутри стоят иконы. Рядом видно углубление в земле – бывшая пещерка-землянка, которую выкопал Симеон (57.632962°, 60.363154°). Внизу стоит крест. Здесь же можно заметить старые брёвна – возможно, оставшиеся от жилища Симеона.

Тропа на гору Афон к Симеоновскому скиту и Голгофе

Место пещеры Симеона

В нескольких метрах отсюда – возвышение с насыпью из камней. На её вершине стоит деревянный крест. Это и есть Голгофа.

Голгофа в Сербишино

И ещё немного об окрестностях Сербишино. Между Нижними Таволгами и Сербишино расположено место, известное под названием Богодан. Старообрядцы собирались сюда «на святые могилки». Богодан славился исцелением кликуш, которое происходило во время общего моления, «когда поют особенно». В наши дни тут, среди леса, стоит мраморный памятник.

По пути около деревни Верхние Таволги можно посмотреть урочище Клады со святым источником и почитаемыми могилами на месте старообрядческого скита. Также во время поездки стоит заглянуть в Золотое ущелье, познакомиться с достопримечательностями города Невьянска и села Быньги, посетить гончарные мастерские в деревне Верхние или Нижние Таволги.

Радуга около деревни Сербишино, Свердловская область

Как добраться до деревни Сербишино

Из Екатеринбурга на автомобиле нужно выехать на Серовский тракт, далее повернуть на Невьянск. Проехать насквозь через город по улицам Ленина, Кирова и Строителей. Затем миновать Быньги, Верхние и Нижние Таволги, после которых будет Сербишино. От Невьянска до Сербишино – 21 км.

Можно доехать и на общественном транспорте: на электричке или автобусе до города Невьянска, а затем на пригородном автобусе до деревни Сербишино (ходит редко, актуальное расписание нужно уточнять перед поездкой). Расстояние от Екатеринбурга – 110 км.

Павел Распопов

Фотографии Павла Распопова и Надежды Шималиной

Литература:
Белобородов С.А., Боровик Ю.В. Староверы горнозаводского Урала. – Екатеринбург, 2017.
Гурин А. Третье рождение обители
Карпунин Д. Сербишино. Свято-Введенский Симеоновский мужской скит
Назаров А. Таволожский маршрут. – Екатеринбург, 2008.
Рундквист Н.А., Задорина О.В. Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург, 2009.
Рычков А., Рычков Д. Лучшие путешествия по Среднему Уралу. – Реж, 2010.

Читайте также:

Сербишино и его окрестности на карте

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации