В Целинном районе, в пограничной зоне, располагается село Усть-Уйское. Оно находится в устье реки Уй. Сразу отмечу для тех, кому хочется посетить это село, что необходимо заранее получить пропуск на территорию, иначе могут поймать пограничники и выписать штраф. А местные жители села очень бдительные и при обнаружении незнакомых людей сразу же сообщают пограничным службам.
Почти сразу же на въезде в село установлен памятный крест в честь заложения Усть-Уйского монастырского поселения в 1686 году. Его еще называют памятником основателям монастырского поселья.
Памятник основателям монастырского поселья, август 2017 г.
Согласно книге «История земли Целинной» (Куртамыш, 2004), в 1686 году игумен Исаак с братиею били челом Великим Государям Иоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу о позволении строительства поселья Успенской обители Далматова монастыря в устье большой реки Уй. В 1686 году поселье было заложено. Оно имело укрепления. Там ловили рыбу монастырские крестьяне. Поселение получило название Усть-Уйское. В 1687 году сюда прибыли пашенные крестьяне Омелька Назаров и Ивашка Кочесов со товарищи из Маслянской слободы, которые сняли в аренду свободные рыбные ловли с платою в казну. Жители занимались рыбным промыслом по речкам и озерам, а на возвышенных местах имели угодья хмелевые, сенокосные и горные промыслы. Со времени основания оно не раз подвергалось нападениям.
В 1743 году была построена Усть-Уйская крепость. Поселение стало укрепленной пограничной крепостью с земляным валом… В 1850-х годах в Усть-Уйской случился большой пожар, сгорели почти все дома.
По воспоминаниям старожилов станица Усть-Уйская условно была разделена на три части (края), граница проходила по Бараньему логу. Ближе к Роще располагалась Елшань (от прибывших елшанских казаков), в центре жили «каблуки», а за площадью – «телята». Усть-Уйская станица славилась ярмарками: летней, осенней и зимней. В середине XVIII века оживилась торговля с казахами. С 1760 года меновый торг с ними происходил в Петропавловской крепости, торговые пункты были открыты также в Звериноголовской и Усть-Уйской крепостях.
После основания крепости Усть-Уйской в ней построили временный храм. В 1821 году за счет казны был построен каменный храм, во имя Рождества Христова.
По воспоминаниям старожилов первая Усть-Уйская церковь находилась в центре села, являясь своего рода крепостью, где можно было укрыться. Это была так называемая Белая церковь, как называют ее и по сей день. Церковь была неприступной: ни пеший, ни конный не могли попасть сюда. Во времена набегов киргиз-кайсаков в ней прятались жители всего поселения. Позднее, когда опасность набегов миновала (2-я половина 1860-х годов), ограду вокруг церкви заменили на более красивую: фундамент выложили из кирпича, а на нем возвышалась чугунная с узорами ограда. Отапливалась церковь из подвала, а рядом находилась сторожка. В 1929 году церковь была закрыта и перестроена под клуб.
Есть в Усть-Уйске еще один храм, его называют Красная церковь, так как он выложен из красного кирпича. Говорят, эта церковь строилась долго, сооружалась она всем миром. Огромные двустворчатые двери, украшенные резьбой, располагались с южной, северной и западной сторон. С восточной стороны здание завершалось полукруглой апсидой. Перед каждым входом в храм возвышалось крыльцо.
Высокий барабан, несущий главу и венчающий церковь, прорезан узкими полуарочными окнами, обрамленными резными арками. В строительстве башни-звонницы и барабана применена традиционная схема церковного зодчества – восьмерик на четверике, характерная для архитектуры тех времен. Поражало богатство внутреннего убранства церкви. Старожилы вспоминали, что внутри было множество старинных икон, обрамленных позолотой, царские врата отделаны были резьбой по дереву и покрыты позолотой. Просторный и высокий зал был перекрыт пологим сводом, вдоль стен и на потолке – фрески, рассказывающие о жизни святых, библейские сюжеты из жизни Христа – все это великолепие заставляло восхищаться. В большие церковные праздники с купола опускалась огромная хрустальная люстра, на которой зажигались свечи.
Говорят, из Белой церкви в Красную вел подземный ход. В 1930-х годах Красный храм был разрушен: сняты кресты, убран купол, до основания разобрана башня-звонница, сброшены колокола. Рассказывали, что когда начали рушить церковь, на площади собралось все село. Большой колокол, упав, разбился. Дело дошло до разбора кладки звонницы, она никак не поддавалась, так до конца и не смогли разрушить башню. Стоит церковь и сегодня полуразрушенная. Но величавая и гордая. До сих пор на стенах ее внутри сохранились фрески, почерневшие от гари и копоти, грязи и пыли. В советское время в церкви хранили шерсть, а с 1955 года туда ссыпали зерно. В 1965 году был снят паркет и вывезен в с. Целинное для отделки пола в райкоме партии.
Сейчас церковь так и находится без куполов. Окон и дверей нет. Внутри церкви сохранились фрески.
Красная церковь в с. Усть-Уйском, август 2017 г.
Внутри Красной церкви, август, 2017 г.
В селе расположено много старинных домов, купеческие и другие дома. В одном из купеческих домов уже в наше время находилась какая-то контора. И когда эта контора съезжала из этого здания они оставили там всё. Как будто какая-то катастрофа случилась, и люди просто сбежали. Оставлены столы, бумаги, печатные машинки, открытые сейфы и много другое. В здание очень много комнат и коридоров, высоченные потолки. Ранее этот дом принадлежал купцу Краснопееву.
Дом купца Краснопеева, август 2017 г.
Мартын Краснопеев был самым богатым владельцем скота и хлеба по всей округе, скупал земли в Казахстане. Владел паровыми мельницами в станице Усть-Уйское и селе Щучье . Мука-крупчатка высшего сорта отправлялась в Санкт-Петербург, Ростов и за границу. В начале XX века Краснопеев приобрёл легковой автомобиль — это была единственная легковая машина в Усть-Уйском. На средства купца в Усть-Уйском в 1900 году были построены 3 школы — для девочек, мальчиков и высшее начальное четырёхгодичное училище-гимназия, попечителем которого являлся М. К. Краснопеев. На первом этаже гимназии располагалось казачье войсковое управление.
Потолки в доме очень высокие, если сравнивать с нынешними городскими квартирами, то высота в купеческом доме в два раза выше. Проходы и двери тоже очень высокие.
Ирина Третьякова
UraloVed.ru
Смотрите также:
Музеи Кургана и Курганской области
Памятники истории и культуры Курганской области (список)
Третьякова Ирина. Стихи о Зауралье