Секта скопцов на Берёзовском заводе (1893 г.)

Сообщение о секте скопцов в XIX веке на Берёзовском заводе близ Екатеринбурга из дневника С.Д. Нечаева.

Берёзовский завод. 1870 г.

На Берёзовских заводах видел я скопцов, присланных из Орловской губернии, назад тому около 30 лет, в горную работу. Когда другие преступники отосланы были далее, люди сии оставлены были в числе немногих, совершенно одобренных со стороны поведения. Их всего человек восемь. Четверо из них жили вместе и между ними один старик Флор Никитин, которому теперь уже 82 года.

Удаление от семейств, бедность и труды не переменили в них понятий, для которых так много пожертвовали. Старший из них собрал недавно особую секту из молодых мастеровых, которые вовлекли в неё и жён своих (за исключением двух, которые на сие не согласились), всего набралось 9 женатых и 1 холостой. Сперва собирались они к старым скопцам беседовать, молиться, потом они научили их петь духовные песни, становясь в кружок и прискакивая в лад, наконец вертеться кругом до усталости. В сём положении старик пророчествовал (по их выражению), то есть каждому делал обетования или венца, или вечной жизни, одного говорил, что Спаситель подносит ему чашу жизни, – другим иное подобное, о себе же утверждал, что на него уже 60 лет сказывается Святой Дух. Такое богослужение называют они работою израильскою, или Божьею. За мужчинами начинали скакать и вертеться женщины, которые не перестают петь, сидя на лавке, когда мужчины отправляют израильскую работу. В заключение предлагалась общая трапеза, на которую бывал общий сбор. Собрания бывали по воскресеньям, чаще ночью.

Овладев таким образом умами сих неведующих, но вообще набожных и благонравных людей, старик начал предлагать им для спасения души скопить самих себя, и своими убеждениями, ложными уверениями и превратными толкованиями священного писания, а тем не менее и странными своими обрядами, умел наводить такую тоску на сердце, что многие из них вдруг решились сделать ужасную операцию, и когда болезнь и пользование лекарское открыли их преступление, тогда двое, не могшие в домах лишить себя соблазняющих удов, решились на это в подземных рудниках, не имея другого орудия, кроме железной лопатки, а вместо подставки употребив край тележки, на которой возят по ортам добываемую руду. Восьмеро из них, обрезавшие себя в июле месяце, и теперь ещё полагают, что сделали богоугодное дело, и готовы перенести всякое наказание, как говорят, за Христа, оставляя хладнокровно попечение о жене и детях. Но двое, из коих один имеет семейство, а другой очень молод и женат, почувствовали уже раскаяние и сделали признание об упоминаемых здесь обстоятельствах. Им не известно, научил ли старик женщин скопиться…

Он ни в чём не признаётся, говоря, что к нему сходились только молиться и беседовать и что он сам предостерегал сих людей, объясняя тексты так, как учит наша церковь. Осьмеро не раскаявшиеся тоже утверждают, показывая, что они решились на такой поступок сами, следуя словам Евангелия. Жёны у некоторых в великом огорчении. Молодые же скопцы, из которых один, Гагарин, грамотный и поумнее прочих, говорят, что они уже освободились от пожеланий плотских, не замечая, что страдания телесные, положение подсудимого, слёзы семейства и ожидающее наказание должны исключительно занимать их мысли, кроме того, что частые молитвы и твёрдая уверенность, что принесли жертву истинно богоугодную, должны теперь возвышать от грубых вожделений их душу.

Старик уверял их, что все святые спаслись через одно сие средство. Мне показался он сам убеждённым в таком заблуждении, ибо никакой особенной выгоды, а напротив строгого наказания должен был ожидать за распространение столь вредной секты. О жёнах своих думают они, что на них одних останется грех, ежели они по человечеству впадут в прелюбодеяние. Упоминали они с кротостью и видимым убеждением об отсечении руки, ноги и пр. для спасения всего тела от геены, ежели они соблазняют человека. Судя по такому состоянию их совести, я сообщил мнение своё начальнику завода, чтобы удалил от их сообщества старых закоснелых скопцов, и вообще думаю, что рассылать должно таких врозь, чтобы общими силами и примером не вовлекли слабых в свою секту.

Все сии несчастные поведения отличнейшего, почему и нельзя сомневаться, что они посягнули на искажение самих себя из одного исступленного, непросвещённого благочестия. То же можно сказать и о старых скопцах, которые показались мне более невежественны и загублены, нежели молодые. Здешняя горная контора производит уже суд свой над ними.

Источник:
Из архива С.Д. Нечаева // Братское слово. 1893. Том 2. № 11-20.

Читайте также:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации