Святилище Савин – древний календарь, который называют Зауральским Стоунхенджем

Савин – это, пожалуй, самый удивительный археологический памятник Курганской области. Более 4,5 тысяч лет назад это святилище служило древним календарём, к которому приходили для совершения обрядов представители народов с обширной территории. При этом святилище Савин старше Стоунхенджа и Аркаима. В наши дни здесь сделали интересный музей под открытым небом.

Святилище Савин с высоты птичьего полёта

Открытие святилища Савин

Это место расположено на небольшом холме (размерами 350х60 м) в широкой пойменной долине на правобережье реки Тобол и окружено заболоченной старицей. Эту возвышенность местные жители издавна называют Савином. В переводе с угорского слова «сав», «савн» означают «остров (холм) среди болота». 

Археологический памятник открыли благодаря Василию Павловичу Бабушкину – жителю деревни Бузан. В 1982 году он принёс сделанные тут находки в Курганский краеведческий музей. В 1982-86 годах археологический памятник Савин-1 изучали историки Михаил Павлович Вохменцев и Тамила Михайловна Потёмкина. Проводились исследования и в 1990-е годы. Площадь раскопа составила 1100 кв. м.

Святилище Савин в Курганской области

Результаты исследований

В раскопе на самой высокой части холма исследователи обнаружили следы древних сооружений. Здесь было два примыкающих друг к другу круга с внутренним диаметром 14 и 16 м, образованных рвами шириной 0,8–1,4 м и глубиной 0,6–0,8 м (в плане они напоминали цифру 8). В первом круге имелись проходы с восточной и западной сторон (из некогда сплошь вкопанных брёвен), а во втором – только один проход с северо-восточной стороны (в виде разрыва во рву, со следами кострища). Строго к востоку от центров кругов было два вала: длиной 30 и 100 м.

На дне рва, внутри колец и за их пределами археологи обнаружили следы 117 ям, часть из которых – от некогда врытых в землю столбов. Были тут и ямы со следами жертвоприношений. Всего в ходе раскопок найдено более 11 тысяч предметов.

В ямах нашли кости более 100 особей лошадей, около 60 косуль, по 10 лосей и кабанов, а также одиночные кости волка и медведя (всего в общей сложности – 3900 костей). Археологи извлекли и разнообразные орудия труда, которые использовались для обработки кости, дерева, камня, шкур, рыбы, мяса. Больше всего было орудий труда из камня – 1670 предметов. Среди находок: скребки и ножи на отщепах, резчики, свёрла, долота, топоры и т.д. Здесь также нашли наконечники копий и стрел, гарпун, рыболовные грузила, пластины-вкладыши от метательных орудий. Это говорит о том, что люди в то время активно занимались охотой и рыболовством. А ещё на святилище было два десятка следов кострищ.

Реконструкция культового места Савин-1

Больше всего найдено керамики – 5400 фрагментов от 380 сосудов. Именно керамика позволяет идентифицировать оставившие её группы населения (по форме сосудов и орнаменту). Удивительно, что найденная тут керамика характерна сразу для многих археологических культур с огромной территории. Преобладала керамика лесостепных культур (сосновоостровского и аятского типа), но также имелись изделия народов из центральной и южной части Урала, севера современного Казахстана, западносибирской тайги. То есть сюда приносили пожертвования люди с обширных пространств.

Но и это ещё не всё. В каждом круге в юго-восточных секторах были человеческие погребения. Внутри северо-западного круга сохранились лишь фрагменты черепа и зубы, принадлежавшие взрослому человеку и ребёнку. В юго-восточном круге было захоронение трёх человек – двоих взрослых мужчин и женщины около 16 лет. Останки изучила палеоантрополог Г.В. Рыкушина. Самое удивительное, что погребённые относились к разным народам – к восточно-средиземноморскому европеоидному и североазиатскому монголоидному типам.

Сколько же лет археологическому памятнику Савин-1? По данным радиоуглеродного анализа, святилище функционировало в XXVII-XXV веках до н.э., то есть более 4,5 тысяч лет назад. Савин старше Стоунхенджа и Аркаима.

Святилище Савин с высоты птичьего полёта

Древний календарь

Главная загадка Савина – многочисленные ямки от столбов, стоявших определённым образом. Столбы были важнейшей конструктивной особенностью святилища. Учёные предположили, что так наши предки отметили на местности самые важные астрономические события. Расчёты, проведённые учёным В.А. Юревичем, подтвердили догадки археологов. Столбы были связаны с восходами и заходами Солнца в дни солнцестояний и дни равноденствия, а также Луны в её крайних позициях. В некоторых публикациях это место даже называют древней обсерваторией. 

В.А. Юревич также высказал предположение, что центральный столб первого круга служил гномоном, а столбы в северной половине рва отмечали положение его тени на земле в определенный момент суток (примитивный вариант солнечных часов). Следя за смещением тени, древние наблюдатели с помощью столбов-мет пришли к идее о делении времени на промежутки. Расчёты показали, что тень гномона в дни равноденствий от одного столба к другому смещалась за 34 мин (с ошибкой в 3 мин).

План святилища Савин. Из работы Т.М. Потёмкиной
План святилища Савин. Из работы Т.М. Потёмкиной "Динамика мировоззренческих традиций южнотаежного Тоболо-Иртышья"

На теории специалисты не остановились и решили подтвердить гипотезу на практике. В 1997 году под руководством Т.М. Потёмкиной исследователи создали реконструкцию святилища Савин-1. Они установили столбы на места столбовых ям и восстановили приблизительный облик святилища.

Тамила Михайловна Потёмкина вспоминала:

«Чем больше мы узнавали о Савине, тем острее осознавали необходимость дальнейшего его исследования. Очень важно было попытаться максимально приблизиться к условиям наблюдения за Солнцем и Луной людьми того далекого времени, когда святилище функционировало с помощью тех же самых методов и из тех же точек. Такая возможность представилась только летом 1997 года – через 15 лет после начала изучения памятника.

Работа этой экспедиции на Савине была необычной. Мы тщательно копали участки по периметру старого раскопа в поисках его прежних границ, уточняя всё буквально до сантиметра. Затем вновь разбили его на квадраты (2 х 2 м) для удобства фиксации. Затем на этой площади предельно точно наметили расположение рвов, столбов-мет, основных скоплений находок. Потом поставили и сами столбы – около 40. И уже после этого с найденных точек начали наблюдать восходы и заходы Солнца и Луны в дни, близкие к летнему солнцестоянию, а также проверять работу «солнечных часов» и многое другое. Так впервые мы стали смотреть на небо глазами древнего человека».

Исследователям удалось подтвердить гипотезу. Определённые столбы ориентировались по дням летнего и зимнего солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия, а также по некоторым другим солнечно-лунным событиям. По результатам работ Т.М. Потёмкина создала первую графическую реконструкцию святилища Савин-1.

Графическая реконструкция вида святилища Савин в период его функционирования по данным материалов раскопок. Реконструкция Т.М. Потёмкиной
Графическая реконструкция святилища Савин в период его функционирования по данным материалов раскопок. Реконструкция Т.М. Потёмкиной

Археологи пришли к выводу, что создавшие святилище люди хорошо знали основные солнечные и лунные направления. Столбы служили визирами восходов-заходов светил на горизонте. Малый и большой валы близ кругов были визирами восходов солнца во время равноденствия. На святилище Савин наблюдали за важнейшими астрономическими явлениями, за Солнцем и Луной. Это был древний календарь, имевший важное значение для хозяйственной деятельности людей того времени. Наблюдения за Солнцем позволяли судить о смене времён года.

Однако далеко не все столбы (а их было более сотни) являлись визирами для определения точек восходов и заходов светил. Некоторые из столбов были результатом уточнения нужных направлений, перестройки, замены пришедших в негодность. А другие могли иметь чисто ритуальное значение. Тут могли стоять идолы или жертвенные столбы, например, со шкурами животных, черепами, костями и другими дарами.

Самые важные ориентиры выделялись наиболее толстыми и глубоко вкопанными столбами. Около астрономически ориентированных столбов располагались наиболее значительные скопления находок. Больше всего костей жертвенных животных лежало в центре первого круга около центральных столбов и вокруг столбовых ям в кольцевом рве у входного коридора, ориентированных на восход солнца 21 марта и 23 сентября.

Реконструкция культового места Савин

Возле столбов, которые соответствовали восходу солнца в дни солнцестояний (21 июня и 21 декабря), костей животных было сравнительно немного, что указывает на незначительное число жертвоприношений в эти дни. Заметны сезонные отличия. Среди жертвенных животных на восход солнца в летнем солнцестоянии преобладала лошадь, а в зимнем солнцестоянии – косуля и лось. С азимутом восхода солнца в зимнем солнцестоянии связано ритуальное погребение трёх человек во рву. Совершались и жертвоприношения, приуроченные к заходу солнца в значимые дни года (особенно в дни равноденствий).

Что касается жертвоприношений, связанных с восходом Луны, то больше всего костей встречено у столбов, ориентированных на восходы низкой луны в дни равноденствий и высокой луны в дни летнего солнцестояния.

Для проведения религиозных праздников и совершения жертвоприношений в самые важные дни солнечного цикла на святилище Савин собирались представители разных групп населения с больших территорий. Некоторые преодолевали путь в 300-400 км. На сам остров-святилище допускали только служителей культа. Обычные люди туда попасть не могли.

«Связь основных церемоний с восходом солнца и луны в наиболее значимые для природных циклов года дни заставляет предполагать отношение к данным светилам как к божествам. Архитектура святилища, присутствие астрономических ориентиров, характер выявленных ритуально-обрядовых действий и особенности отдельных находок свидетельствуют о чётко сложившейся мировоззренческой системе. Нет сомнения, что святилище Савин осмысливалось его создателями как модель Мира и потому имело строго организованную пространственную структуру в соответствии с горизонтальной, вертикальной и горизонтально-вертикальной проекциями Вселенной. По мировоззренческой логике ей придавалось не просто астрономическое, а более сложное и сущностное мифологоритуальное и космологическое содержание», – писала Т.М. Потёмкина. 

Святилище Савин с высоты

Регистрация основных календарных дат была важна при становлении производящего хозяйства – земледелия и скотоводства – и, вероятно, появление таких календарей было вызвано его потребностями. 

По мнению историка Д.Н. Маслюженко, встречи для проведения обрядов на Савине способствовали развитию торговли, здесь устанавливались политические и социальные связи значительной части населения. Святилище использовалось на протяжении нескольких поколений. Вероятно, знания передавались между жрецами – служителями культа.

Примерно в XXV веке до н.э. Савин (как и другие подобные святилища) был заброшен. Как считает историк Д.Н. Маслюженко, одной из причин мог быть переход к курганным погребениям вождей, которые стали важными религиозными центрами. В дальнейшем на курганах проводились обряды, связанные с культом предков.

Деревянный настил к святилищу Савин

Музей под открытым небом

Власти Курганской области решили использовать святилище Савин-1 для развития регионального туризма. Действительно, это один из самых известных и знаковых археологических памятников региона.

Осенью 2020 года здесь открыли первый в Курганской области археологический музей под открытым небом. В основу легли результаты работ Т.М. Потёмкиной, которая на основе эксперимента 1997 года создала первую графическую реконструкцию святилища Савин-1. 

Реконструкция святилища Савин, музей под открытым небом

Здесь поставили 74 столба – в тех же местах, что и в древности. Важно, что этот музей под открытым небом создавали специалисты-археологи, а не просто чиновники или строители. Получилась полноразмерная реконструкция археологического памятника. Примерно таким он и был 4,5 тысячи лет назад.

Неподалёку от дороги, у начала пути к святилищу, поставили арт-объект, символизирующий «часы в прошлое».

Арт-объект Часы в прошлое

Далее стоит большая надпись «Савин». Она многофункциональная. Тут можно не только сфотографироваться на память, но и посидеть на лавочке, покачаться на качелях, подтянуться на канате или гимнастических кольцах. Получилось здорово!

Арт-объект Савин

Далее дорожка приводит к беседке со столом и скамейками. От неё начинается деревянный настил через болото – к самому святилищу. Можно представить, как тут наблюдали за солнцем и проводили обряды наши далёкие предки. Особенно интересно побывать здесь и встретить рассвет в важные дни солнечного цикла (во время солнцестояния или равноденствия) – знаковые моменты для этого святилища. В планах у чиновников – продолжать обустраивать туристическую инфраструктуру.

Музей под открытым небом на святилище Савин

Также создан сайт музея «Святилище Савин». Там можно посмотреть многочисленные фотографии с раскопок и познакомиться с результатами исследований. Рекомендую заглянуть. Информацию с сайта я использовал в этой статье.

Савин для Курганской области – это что Аркаим для Челябинской. Хотя Савин пока не так раскручен и не так оброс легендами и байками (что скорее плюс). Людей здесь бывает не так много, поэтому есть возможность не спеша прогуляться в одиночку или небольшой компанией, подумать о прошлом, проникнуться атмосферой этого необычного места.

На момент нашего посещения летом 2021 года вход в музей под открытым небом был свободным. Культовое место Савин-1 имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Пожалуйста, берегите это место и не оставляйте после себя ни грамма мусора!

Начало маршрута к культовому месту Савин-1

Аналоги Савина

Когда в 1980-е годы археологи раскапывали святилище Савин-1, аналогичные памятники на территории страны не были известны. В наши дни подобные объекты на Урале и в Зауралье открыты в Курганской, Тюменской областях, Республике Башкортостан. Это Слободчики-1, Велижаны-2, Мергень и Бакшай. Из них памятник Слободчики-1 расположен всего в 800 м от Савина-1 и возник, судя по керамике, чуть позже Савина. Возможно, это случилось после того, как Савин оказался в зоне затопления. Там тоже найдена площадка, очерченная кольцевым рвом, с земляночным сооружением в центре, ямами от столбов, с костями жертвенных животных и следами многократного разведения огня во рве. Из перечисленных выше памятников лишь Савин-1 полностью раскопан, тщательно изучен и досконально описан в научной литературе.

Озеро-старица около Савина

Как добраться до святилища Савин

Савин находится в Белозерском районе Курганской области, между деревней Бузан и селом Зюзино. На автомобиле нужно ехать до города Кургана, а около него с трассы на Омск повернуть на Падеринское. По пути можно посмотреть заброшенные церкви в Шкодинской и Падеринском. Дорога после деревни Борки плохая, но ехать остаётся уже недалеко. Около святилища будет соответствующий указатель. Сориентироваться поможет размещённая ниже карта.

Координаты святилища Савин: 55.698634°, 65.644654°. Расстояние от Кургана – 42 км, от Челябинска – 310 км, от Екатеринбурга – 410 км.

Павел Распопов

Археологический памятник святилище Савин на карте

Поддержать «Ураловед»

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации