В лесу на невысоком хребте Коноваловский увал в Свердловской области лежат обломки американского бомбардировщика А-20 «Бостон». Это место называют Острой Горкой, оно находится всего в 50 км по прямой от Екатеринбурга. Как американский военный самолёт оказался в центре нашей страны и что стало с его экипажем – расскажу в этой статье.
История находки
Место крушения самолёта расположено на территории Нижнесергинского района Свердловской области, но почти на границе с Ревдинским районом. Не так далеко отсюда расположена популярная среди туристов гора Шунут.
Обломки самолёта нашли поисковики под руководством исследователя Владимира Рыкшина в мае 2012 года. Среди находок была часть фюзеляжа с надписью «Made in USA».
В июле того же 2012 года здесь побывали представители нескольких поисковых организаций. Илья Прокофьев, один из участников, на сайте поискового объединения «Тризна» рассказал подробности экспедиции.
При осмотре обломков выяснилось, что они принадлежат двухмоторному американскому бомбардировщику А-20 «Бостон». Однако тут находилась лишь малая часть самолёта. Куда же делась основная часть?
Местный охотовед рассказал поисковикам, что в 1944 году обломки самолёта нашёл охотник из посёлка Краснояр. По его словам, рядом с обломками лежал труп одного из лётчиков, рядом с которым находились разложенный перочинный ножик и не раскрытая банка тушёнки.
В архиве Управления ФСБ по Свердловской области исследователи нашли сообщение, датированное октябрём 1950 года. В нём говорилось, что в 43 км от города Ревды охотником Рыжанковым был обнаружен разбившийся самолет:
«…Выехавшими на место падения самолёта оперработниками Министерства Государственной Безопасности (МГБ) было установлено, что действительно в районе Нижнесергинской лесной дачи находится разбившийся двухмоторный самолёт, детали которого были разбросаны в радиусе 100-120 м от места падения. Самолёт имел на вооружении пять пулемётов, на одном из его моторов были видны номер и надпись на иностранном языке. Рядом с самолётом находились останки трёх человек. По ним удалось определить, что один из членов экипажа был одет в кожаную куртку, а на другом была шинель. Здесь же были найдены погон старшего сержанта и полевая сумка с документами. Имевшиеся в ней бумаги истлели, поэтому прочитать их не удалось. На месте гибели самолёта были обнаружены также обложки двух партийных билетов с надписью «Черниговский областной комитет ВКП(б)У», кобура от пистолета и обойма к нему…».
В 1950-е годы, когда здесь вырубали лес, один местный житель приехал к месту катастрофы на тракторе. Он вывез наиболее ценную основную часть обломков самолёта из цветного металла и сдал в металлолом. Моторы разобрали на месте и тоже вывезли. В подтверждение этого поисковики нашли тут брошенные сломанные слесарные инструменты (зубило, молотки, кувалду), а также детали моторов.
То есть обломки самолёта неоднократно находили, но останки погибших членов экипажа никто так и не захоронил. При этом пропала часть вещей лётчиков – личное оружие, документы, парашюты (а парашютная ткань тогда высоко ценилась).
Результаты поисковых работ
Поисковики прочесали эту территорию с металлоискателями. Обломки лежали в лесу на участке шириной не более 50 м и длиной до 100 м.
В самом начале полосы падения самолёта исследователи нашли подвесные баки для авиационного топлива. На этом месте были следы горения на 20-30 см вглубь земли. Баки либо срезало при первом касании самолёта о деревья, либо пилот успел их сбросить, чтобы избежать взрыва топлива при столкновении с землёй. На месте расположения основных обломков самолёта следов горения не было.
При обследовании места под слоем почвы от 5 до 15 см поисковики нашли останки трёх членов экипажа. Останки двух из них были растянуты в полосе падения самолета. Помимо костных останков попались фрагменты лётной амуниции и некоторые личные вещи (фонарик, монеты, цепочка от карманных часов, зубная щётка и т.д.).
В память о погибших лётчиках здесь поставили деревянный православный крест.
Трасса Алсиб
Как же американский самолёт попал на Урал? Во время Второй мировой войны США поставляли в СССР самолёты по ленд-лизу. Одним из путей был воздушный – через Аляску на Чукотку, Красноярск и далее в центральную часть страны. Эта воздушная трасса известна как Алсиб («Аляска – Сибирь» или трасса Уэлькаль – Красноярск). Из Красноярска часть самолётов перевозили по железной дороге, а часть перегоняли по воздуху. В этом случае они делали остановку в Свердловске – в Кольцово.
Решение о создании воздушной трассы «Аляска – Сибирь» было принято ещё 9 октября 1941 года, но на организацию работы ушёл год. Были построены новые аэродромы и необходимая инфраструктура, сформированы перегоночные авиаполки. Перегонка самолётов началась с 6 октября 1942 года. Каждый перегоночный полк работал на своём участке. Передав в пункте назначения самолёт следующему полку, лётчики возвращались на транспортном самолёте.
Бомбардировщики в основном перегонялись поодиночке или по 2-3 самолёта. Истребители обычно отправляли группами, которые вели бомбардировщики. При сложных метеоусловиях перед общим вылетом на маршрут выходил разведчик погоды. Такую роль опять же выполняли бомбардировщики. И этот самолёт разбился как раз во время разведки погоды.
По Алсибу в СССР поступило более половины всех американских самолётов. Последние самолёты пролетели через Берингов пролив в сентябре 1945 года. По данным авторов книги «Американцы» в России» всего за годы Великой Отечественной войны в СССР поступило 14 126 самолётов американского производства. Каждый шестой истребитель и каждый пятый бомбардировщик в СССР в годы войны были американскими.
Бомбардировщик А-20
Бомбардировщиков Дуглас А-20 (английское название «Бостон»), один из которых разбился на Коноваловском увале, в СССР попала 2771 единица. Их поставляли через Аляску и Иран. Это был самый распространённый в советской авиации иностранный бомбардировщик (интересно, что в СССР их оказалось даже больше, чем в армии США).
Американские самолёты А-20 заслужили хорошую репутацию у советских лётчиков. Их кабины были просторными и отапливались, лётчик и штурман имели хороший обзор. Самолёты обладали хорошими лётными качествами, были оснащены современными для того времени навигационными приборами.
Подводило только вооружение. Штатные пулемёты калибра 7,7 мм не обеспечивали надёжной защиты от огня истребителей противника. В итоге вооружение заменили на отечественные крупнокалиберные пулемёты, а также поменяли бомбодержатели.
Бомбардировщики А-20 использовались до самого окончания Великой Отечественной войны. Они участвовали во всех крупных операциях завершающего периода войны. Затем часть машин вернули американцам или уничтожили под их контролем в 1946-47 годах, но не все. Эти самолёты ещё долго служили в морской авиации. Примечательно, что на вооружении в СССР эти самолёты использовались дольше, чем в США и Великобритании.
Экипаж разбившегося самолёта
Работая с архивными документами, поисковики смогли выяснить, когда этот самолёт потерпел крушение и кто был на его борту. 13 сентября 1943 года самолёт А-20 вылетел из Свердловска в Казань для разведки погоды. Экипаж относился к 453-му бомбардировочному авиаполку.
На борту было три члена экипажа:
- командир звена, лейтенант Илья Борисович Чупаков, 1911 г.р., уроженец села Малая Орловка Ростовской области;
- штурман звена, старший лейтенант Василий Филиппович Чабанюк, 1920 г.р., уроженец села Кустовка Каменец-Подольской области УССР;
- воздушный стрелок-радист, сержант Никита Андреевич Карачун, 1919 г.р., уроженец села Ярославка Каменец-Подольской области УССР.
Самому младшему из них было 24 года, а самому старшему – 32. Причина крушения самолёта точно не известна. Может быть это произошло из-за сложных метеоусловий и плохой видимости (самолёт мог задеть кроны деревьев на горе из-за тумана). А может быть заклинило двигатель. На месте поисковики нашли шатун двигателя со сломом, что и подтолкнуло исследователей ко второй версии.
Во время первой экспедиции Владимира Рыкшина поисковикам попадались останки лётчиков. Их собрали и захоронили на месте, поставив тут крест. Повторная экспедиция летом того же года обнаружила ещё некоторые останки. Их с почестями захоронили в июне 2013 года на Широкореченском кладбище в городе Екатеринбурге недалеко от памятника Неизвестному солдату, спустя 70 лет после катастрофы.
Поисковики выяснили, что в тот же день, 13 сентября 1943 года, на том же маршруте Свердловск – Казань разбился ещё один самолёт А-20, которым командовал старший лейтенант Василий Дмитриевич Захаров. Однако так и не ясно, где именно разбился второй самолёт.
На Урале известно ещё несколько подобных мест крушений самолётов во время их перегонки в годы Великой Отечественной войны.
Предлагаю посмотреть видео из нашего похода к месту крушения самолёта.
Указывать координаты места с обломками самолёта не буду, чтобы не растащили последнее.
Павел Распопов
Литература:
Котельников В.Р., Петров Г.Ф., Соболев Д.А., Якубович Н.В. «Американцы» в России. – Москва, 1999.
На Урале нашли американский бомбардировщик времен войны – Поисковое объединение «Тризна»
Читайте также: