Салават Юлаев – национальный герой Башкирии, один из руководителей Крестьянской войны 1773-1775 гг., сподвижник Емельяна Пугачёва; поэт-импровизатор (сэсэн). Почему же он так почитается в Башкирии? Потому что это наиболее яркая личность, в истории Башкирии дошедшая до наших дней. Во все времена неразделимую суть башкирского воина составляла отвага, любовь к лошадям, песне, родным просторам, древним обычаям и священной вере предков. Идеал башкирского народа тех веков – воин-певец. Именно таким и был Салават Юлаев. Но известно о нем немного.
Заговорили о нем в XX веке - на заре русского коммунизма после создания Башкирской Автономной Социалистической Республики (БАССР). Наверное, Салават Юлаев был ярким примером борца из башкирского народа и нужен был пример. Башкирская АССР стала первой автономной советской республикой в составе РСФСР. Но при этом, ссылаясь на нехватку в Башкирии инженерных кадров, отрезали от исконно башкирских земель весь куст южноуральских заводов в пользу Челябинской области: Симский, Усть-Катавский, Катав-Ивановский, Юрюзанский, Саткинский, Златоустовский и их заводские поселки. Это были те земли, за которые воевали Салават Юлаев, его отец Юлай Азналин и их соратники.
Но этот земельный конфликт произошел еще раньше - до рождения Салавата Юлаева. Главное действующее лицо в нем – Шаганай Барсуков, старшина Шайтан-Кудейской волости до 1743 года. Вероятно, его фамилия происходит от слова «бурхык» (в пер. с башк. – барсук) - это прозвище его отца, данное ему за копание шахт и шурфов. Барсук, имея подземное жилище, выкапывает наружу все, что в горе содержится, и дает знать о горных внутренностях. Барсуки и башкиры были в то время главными действующими лицами в области поиска металлических руд. Незлобивый зверь барсук, рудокопщик Бурхык, его сын рудознатец Шаганай и железоделательный Симский завод, расположенный на их землях – это звенья одной «железной» цепи. Возможно, что из-за своего рудокопного подземного дела род Шаганая и его отца Бурхыка получил свое прозвище Шайтан, а та часть Кудейской волости, где они проживали, после разделения стала называться Шайтан-Кудейской волостью.
Не случайно именно заводчик Матвей Мясников вел переговоры об отводе земли под стройку Симского железоделательного завода. И не только потому, что Шаганай легче шел на сделку. Это была вотчинная земля Шаганая и его родственников, им она принадлежала. Юлай Азналин, отец Салавата, с другой частью башкир-вотчинников попытался опротестовать эту сделку по купле-продаже земли, совершенную Шаганаем, но суд не только ему отказал, но и приговорил к штрафу. Именно тогда отношения между семействами Азналы и Шаганая накалились.
Второй конфликт родов произошел в 1771-1772 годах. Старший сын Шаганая был Рысбай, участвовавший в 1762 году в отводе земли заводчикам Симского завода Твердышеву и Мясникову. Юлай Азналин был в боевом походе в Польше и на старшинской должности оставил вместо себя молодого Салавата. Тут то и произошла стычка Рысбая Барсукова и Салавата Юлаева. Видимо, Рысбай не воспринял Салавата на старшинской должности.
Дальнейшие события развивались аналогично известной трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Родилось новое поколение, в котором молодые люди из враждующих родов полюбили друг друга, несмотря на многолетнюю вражду, и поженились. Один из сыновей Салавата, женился на дочери Рысбая. Девушка под именем Усиктете с крутым нравом сумела потушить пожар кровной вражды, длившейся без малого целый век.
Биография Салавата
Но вернёмся к Салавату Юлаеву. Устоявшейся датой рождения Салавата Юлаева считается 1752 год (хотя некоторые исследователи говорят 1754 год). Отец Салавата Юлай Азналин был старшиной Шайтан-Кудейской волости Уфимского уезда после Шаганая Барсукова. Волость объединяла нынешние деревни Идрис (Идрисово), Юнус (Юнусово), Алька (Алькино), Шаганаево (ныне Юлаево), и ныне уже несуществующие Текеево и Азналино. Известно, что Салават родился в деревне Текеево и много времени в детстве проводил в деревне своего деда – Азналино. П.С. Паллас в своих путевых записках отметил эту деревню: «Между первых взгорьев нашли мы ручей Кулмяк, у него находится маленькая башкирская деревушка из шести дворов, плотина и крупяная мельница…» Основал её влиятельный вотчинник Шайтан-Кудейской волости Бикбулат Тюкаев (Текеев), участвовавший в сделке по сдаче в оброк на 60 лет земли для Симского завода. В договорной записи по этой сделке упомянуты влиятельные вотчинники, состоящие между собой в родстве: Идрис Девятков, Алка Пулатов (Алексей Булатов), его отец Бикбулат Тюкаев, и другие. Деревня Текеево предположительно возникла в XVII веке при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, и в 1730-х годах была наиболее известным населенным пунктом в округе, центром волости. Поэтому Юлай и Салават и указали ее местом своего рождения, что было естественным для полукочевого образа жизни башкир того времени.
Известно точно, что мать Салавата была дочерью муллы и была образованной женщиной. Своих детей она с ранних лет обучала грамоте. Возможно из-за того, что Салават научился рано читать и писать, он рано начал сочинять стихи. До наших дней дошло около пятисот поэтических строк, написанных Салаватом Юлаевым. Глядя на отца, на его непримиримую борьбу с несправедливым расхищением башкирских земель, это оказало на Салавата Юлаева большое влияние. Салават впервые поднял башкирское поэтическое слово как острое оружие борьбы за светлую жизнь. Башкирский народ мечтал видеть у себя не только батыров с мечом, но и поэтов с пером в руке. Неудивительно поэтому, что он признал в легендарном Салавате и своего национального поэта.
Потом был конфликт с родом Шаганая. Подлило масло в огонь и без того кровной вражды родов нарушение царскими властями некоторых условий договоров (захват вотчинных земель, увеличение налогов, уничтожение самоуправления, принудительная христианизация и др.). И это неоднократно приводило к возникновению башкирских восстаний. И вот, жажда свободы, справедливости привели Салавата в ряды повстанцев.
В ноябре 1773 года Салават Юлаев добровольно перешел на сторону Емельяна Пугачева. Всего год находился он в пугачевском войске, но навсегда вошел в историю России. Когда Салават появился перед Пугачевым, ему было всего 19 лет. Юный башкирский воин быстро завоевал доверие, и в декабре 1773 году Пугачев произвел Салавата в полковники, в июне 1774 - в бригадиры (генералы). Салават участвовал в 28 сражениях, был трижды тяжело ранен. После поражения восстания и ареста Пугачева продолжал борьбу против правительственных войск, но 25 ноября 1774 был взят в плен, судим и сослан в крепость Рогервик на Балтийском море (ныне город Балтийск (в пер. от эст. – Палдиски) в Эстонии), где пробыл 26 лет до своей смерти в 1800 году.
17 марта 1775 года российская императрица Екатерина II объявила манифест, предавший пугачевский бунт «на вечное забвение и глубокое молчание». Родные деревни сподвижников Пугачева уничтожались карателями, среди них были Текеево и Азналино. Были переименованы все места, связанные с этими событиями, река Яик переименовалась в Урал. Восстание Пугачёва стало последним массовым крестьянским и казацким восстанием в России вплоть до начала XX века. Но память о Салавате Юлаеве у башкирского народа вырвать не удалось.
Память о Салавате Юлаеве
Долгое время даже неизвестно было, где родина Салавата Юлаева. Краеведы, опросив старожилов, изучив исторические материалы и старые карты, записали шежере (родословная, летопись) рода Салавата Юлаева и установили место расположения деревни Текеево (Текей), в которой родились Салават и его отец Юлай. Текеево находилось при слиянии речек Кускянды и Хары Кундуз. В 1936-1938 годах в чистом поле на родине Салавата был построен новый райцентр – Малояз (по имени ближайшей речки). Район активно развивался, жизнь в районе стала налаживаться, колхозы и совхозы получали хорошие урожаи. Начали строиться новые дома, школы, клубы, детсады, дороги. Именно тогда, в предвоенные годы, начали строить дорогу Кропачево - Месягутово. Её проложили по старинному Сибирскому тракту времен Екатерины II, тянущемуся из Москвы через Уфу и Екатеринбург в сибирские города и каторги.
22 июня 1941 года было воскресенье, в райцентре начался Сабантуй. Но праздничное настроение людей вскоре омрачилось сообщением о том, что фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. В стране была объявлена всеобщая мобилизация. Вся тяжесть тыловой работы в районе легла на плечи стариков, женщин и детей. В последующие годы все становилось труднее и труднее. Весь выращенный хлеб отправляли на фронт, не отставляя даже на посадку.
В 1943 году произошел коренной перелом в ходе войны. Государство предприняло ряд дополнительных мер для усиления патриотического воспитания бойцов и тружеников тыла. Тогда и вспомнили о национальных чувствах башкир, о традиционном боевом духе, не раз проявленном ими в тяжелые для родины дни. В войсковых частях в периодах затишья между боями демонстрировали фильм «Салават Юлаев» с Арсланом Мубаряковым в главной роли. Бойцы видели на экране свою родину, ощущали боевые традиции предыдущих поколений, патриотические чувства переполняли их. Не забывали и о тружениках тыла. В 1943 году в целях увековечения памяти национального героя башкирского народа Малоязовский район был переименован в Салаватский, и с тех пор он с честью носит имя славного батыра.
После войны в 1952 году Башкирский обком ВКП(б) решил провести юбилейные мероприятия, посвященные 200-летию со дня рождения Салавата Юлаева, и это было неожиданно для общественности. Реальная ситуация была просто удручающей. Даже место проведения юбилейных торжеств вызывало споры. Еще не было установлено место рождения Салавата. Дело в том, что в протоколах допроса Салавата и Юлая указано, что оба они родились в деревне Текей. Некогда деревня с таким названием существовала на территории Салаватского района при слиянии речек Хары Кундуз и Кускянды, но была сожжена карателями в далеком 1774 году. Деревня с похожим названием Тикей сохранилась до наших дней на территории современного Иглинского района возле Уфы у трассы М5 «Урал». До пугачевского бунта Юлай был старшиной на территории, входящей и в Шайтан-Кудейскую, и в Кубовскую волости. Деревня Тикей относилась к Кубовской волости и на этом основании руководство Нуримановского (на момент 1952 г.) района заявило свои претензии на право считаться родиной Салавата. Но кроме схожести в названии, ничто не связывало деревни Тикеево с Салаватом Юлаевым. Позже было доказано, что именно в Салаватском районе находится родина Салавата и Юлая.
В том же 1952 году в Уфе и Малоязе установили бюст, созданный Тамарой Нечаевой. Работая над образом, Т. Нечаева создала много скульптурных набросков с натуры, выполнила ряд этюдов с художника А. Лутфуллина и артиста А. Мубарякова, который после успешного исполнения им роли Салавата в фильме «Салават Юлаев» стал олицетворением национального героя. Народный артист СССР Арслан Мубаряков родился в 1908 году, значит в 1951-1952 годах, когда скульптор работала над бюстом, ему было 43-44 года. Салавату Юлаеву в годы его боевой деятельности было всего 20-22 года. Бюст представлял собой лик мужчины, возраст которого ровно в два раза превышал возраст героя. В два раза! И это не могло не бросаться в глаза людям, знавшим историю Салавата Юлаева. Это, конечно, является главным недостатком скульптуры. К сожалению, «мубарякизация» Салавата, заложенная Т. Нечаевой, стала не лучшей традицией. В последующих скульптурных и художественных изображениях Салавата стали представлять сорокалетним мужчиной. Таков, например, Салават в известной скульптуре, сотворенной С.Д. Тавасиевым и установленной в Уфе на крутом берегу реки Белой.
Но большая нелепость произошла при проведении мероприятий, посвященных 200-летию Салавата Юлаева, был совершен исторический подлог - деревню Шаганай, основанную одним из знатных башкир того времени Шаганаем Барсуковым, всю жизнь верно служившим царской власти и кровному врагу Юлая Азналина, переименовали в Юлаево, назвав именем повстанца Юлая Азналина. Установлено, что Юлай Азналин никакого отношения к деревне Шаганай не имел и никогда там не жил.
В месте, где когда-то находилась деревня Текеево, в 1960-х годах учитель географии из близлежащей деревни Алькино Тархан Загидуллин вместе с детьми из своего краеведческого кружка сложил здесь из кирпичей памятный обелиск. В то же время начал образовываться на общественных началах музей. Естественно, музей никак не финансировался и держался на энтузиазме. Популярность школьного музея в деревне Алькино росла, увеличивалось количество экспонатов. Сюда стали привозить гостей, интересовавшихся судьбой Салавата. Тогда руководством района было принято решение о размещении музея в районном центре. Количество посетителей еще больше возросло за счет экскурсий отдыхающих из санатория "Янган-Тау", туристов, проплывающих по Юрюзани, школьников, студентов. Тогда созрело решение о строительстве отдельного здания для Музея Салавата Юлаева.
Закладка первого камня Музея Салавата Юлаева осуществилась в 1984 году. Но вскоре в стране начались великие преобразования и строительство приостановилось. Ну как можно было смириться с тем, что на родине героя все еще нет музея? Позже нашлись спонсоры. Немного переделали проект здания, и стройка продолжилась. В архитектурном решении музея стали доминировать классические формы. В основу композиции заложена конструкция башкирской юрты. Центральная часть здания стала поддерживаться слева и справа шестью арочными проемами под скульптуры. Первоначально предлагалась тема «Сподвижники Салавата Юлаева: Кинзя Арсланов, Юлай Азналин, Кинзафар Усаев и другие». Но не было никаких сведений о физическом облике этих людей. Тогда возникла идея создать скульптуры-символы. Композиция скульптур приобрела аллегорическое звучание: «Борьба», «Призыв», «Победа, «Прощание», «Песня» и «Память». Этими шестью образами описывается жизненный путь Салавата Юлаева.
Открытие музея состоялось 15 июня 1991 года. С вступительным словом к собравшимся обратился Риф Xайруллович Вахитов - человек, на плечи которого легла вся тяжесть организаторской работы по созданию музея:
«Наш современник Мустай Карим о нашем батыре пишет: «Чем же все-таки объяснить, что в течение двух столетий Салават остается первым башкиром, превратившись в символ своей нации? Видимо, прежде всего, его человеческая личность соответствовала требованиям того времени и тех событий. Соединение в нем двух качеств - поэта и воина - отражало духовный облик самого народа. И поэтому не удивительно, что его славное имя живет в сердцах соплеменников. Оно стало нарицательным, означая высокий смысл любви и верности своему народу, своей Родине».
Музей Салавата Юлаева – историко-биографический музей. Шесть экспозиционных залов рассказывают о национальном герое башкирского народа - Салавате Юлаеве. Экспозиция музея рассказывает о судьбе поэта Салавата Юлаева. Представлены предметы убранства башкирские юрты, одежда, орудия труда, утварь; выделены седло и сабля, по преданию, принадлежавшие Салавату. Экспонируются материалы, раскрывающие причины присоединения башкир к Е. И. Пугачеву, отражающие этапы Крестьянской войны 1773-1775 годов.
Адрес музея: 452490, республика Башкортостан, Салаватский район, село Малояз, ул. Советская, 61-а.
Телефон +7 (34777) 2-13-69.
Режим работы с 9:00 до 17:00, выходной – понедельник.
Еще одно условное увековечивание Салавата Юлаева есть на гербе Башкортостана. На гербе изображен памятник Салавату Юлаеву, который находится в Уфе, на фоне восходящего солнца. Ниже на гербе изображено соцветие курая, из которого делали башкирский духовой инструмент и на нем наверняка умел играть Салават. Однако, памятник в Уфе, и на гербе изображена не конкретная личность. Ведь считается, что на гербе нельзя указывать конкретную, пусть и героическую личность. Памятник Салавату Юлаеву — обобщённый образ джигита-воина, борца за свободу и справедливость, он символизирует дружбу и единение народов Башкортостана.
По материалам книги Радика Вахитова «Помним тебя, Салават!», 2011 год
Алексей Кухтин
Читайте также: