Географ Ж.-Э. Реклю в одном из своих произведений сказал: «Реки несут на своих волнах историю и жизнь народов», и эту мысль подтверждала и подтверждает мировая история.
Большое значение для России имели естественные, а позднее и искусственные водные пути. Они обеспечивали коммуникативные связи между севером и югом, западом и востоком, содействовали не только познанию страны, но и развитию промышленности и общества в целом [1]. В частности реки внесли определяющий вклад в освоение Урала и полноценному включению этого региона, а потом и Сибири, в состав России.
С помощью рек в свое время были по настоящему открыты Уральские горы [2], с помощью рек были обнаружены пути в Сибирь [3]. Известная Бабиновская дорога, особенно в восточной части, была невозможна без рек Туры и Тобола.
Издавна проторенной дорогой на восток за Урал была Печора. По ее притоку Усе и впадающей в нее реке Елец, что на Приполярном Урале, преодолевали хребет и по реке Собь попадали в сибирскую реку Обь [2, с.33]. Этот путь сохранил свое значение до наших дней. По нему ежегодно путешествуют сотни туристов и публикуют отчеты на туристическом сайте «Скиталец» [4]. Кроме того, по нему в советское время проложена переваливающая Уральские горы железная дорога, заканчивающаяся станцией Лабытнанги на берегу той же Оби напротив Обдорска, ныне Салехарда.
Проложены были пути и по другим печорским правым притокам – Щугору и Илычу. Этими северными путями в старые времена пользовались новгородцы и поморы [5].
Кама и ее притоки также активно использовались для проникновения на Урал. По Каме, Вишере и далее на восточном склоне по Ивделю и Лозьве в 1483 году прошли Федор Курбский с дружиной, закончив поход на Оби в месте, где впоследствии будет основан город Березов [2, с 33; 5]. И конечно предпринимались попытки связать Каму и Печору. Это позволило бы наладить трафик сибирской пушнины в североморские порты и за границу.
Подобная задача была решена с помощью так называемого Якшинского торгово-купеческого пути, который активно использовался в средние века.
Якшинский тракт в наше время
Начинался он из Чердыни, в XV веке она считалась столицей Перми Великой. «По сей день стоят выполненные местными зодчими и каменотесами… торговые ряды и склады, огромные купеческие хоромы…» [6, c.46] Чердынь стоит на реке Колве, оттуда отправлялись караваны с товарами вверх по течению. Из Колвы через реку Вишерку, Чусовское озеро и реку Березовку попадали в большое верховое болото. Их него начинаются притоки и Березовки, и Печоры. В старинные времена верховые болота часто использовались для переходов из рек одного бассейна в реки другого, достаточно вспомнить Северо-Екатерининский водный путь из Камы в Вычегду [1, с.85-87] и Обь-Енисейский канал [1, с. 89-92]. По описываемому болоту сначала организовали волок длиной около пяти километров, а затем даже построили шестисотметровый канал, выводящий в приток Печоры Волосницу.
Здесь в древности и проходил этот Северо-Двинский водный путь, им по Северной Двине, затем Вычегде и ее притоку Нему новгородские ушкуйники плавали на Урал за мехами.
На берегу Печоры стоит поселок Якша, в нем сейчас располагается контора Печоро-Илычского заповедника, а раньше Якшинская пристань служила отправным пунктом судоходства на всей Печоре. Подробно пешеходный маршрут по Якшинскому торговому пути описан в [7].
Верховья Печоры
Весь Северо-Двинский путь насыщен историей, еще сохраняются некоторые населенные пункты и исторические объекты типа развалин лагерей. В советское время, развивая идею переброса вод северных рек на юг, в этих местах планировали соорудить между Колвой и Печорой канал, для чего даже пробурили скважины и заложили заряды. Идею похоронили, а неизвлекаемые заряды все еще сидят в земле, об этом был репортаж на одном из телевизионных каналов. Но обнадеживают богато иллюстрированные отчеты современных путешественников-исследователей, в них можно достоверно увидеть состояние старинного купеческого тракта [8,9].
Интерес к истории не потерян!
© Владимир РАСТЯПИН
Фото с ЖЖ http://qzmn.livejournal.com
UraloVed.ru
Литература:
1. Л.А.Плечко. Старинные водные пути. М., «Физкультура и спорт», 1985.
2. Н.П.Архипова, Е.В.Ястребов. Как были открыты Уральские горы. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1990..
3. http://experts/megansk.ru/full_news.html?id-news=62
4. http://skitalets.ru/
5. http://verkhoturye.eunnet.net/win/index_r.jsp?nch=1&cl=4&vl=0&no=1
6. В.Головко, В.Оконешников. По рекам Урала. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1973.
7. http://uraltourist.ru/2010/11/po_kamsko-pechorskomu_puti/#ixzz1t1tZrWsv
8. http://qzmn.livejournal.com/38254.html
9. http://www.off-road.perm.ru/exped/104.html
Н.Е. Ермилов о Печорском волоке (1888 г.)
Интересные сведения о пути из Чердыни на Печору можно получить в путевых очерках Н.Е. Ермилова "Поездка на Печору" 1888 года. Вот небольшой фрагмент о Печорском волоке.
«…Наконец и наша «прогулка по Вогулке» окончилась, и мы доплыли или, вернее, дотащились до Вештомовой пристани. Далее плыть уже нельзя было: в Вогулке было почти сухо. Здесь начался сухопутный Печорский волок – перешеек между системами вод рек Камы и Печоры. От Вештомовой пристани на лошадях по довольно сносной дороге мы добрались до «Пуповой пристани». На этой пристани, находящейся от первой в расстоянии 6 верст, имеется изба, в которой живет подрядчик, обязавшийся чердынским купцам, за известное вознаграждение, содержать в исправности существующие дороги и иметь лошадей и телеги для перевозки по определенной таксе товаров с одной речки на другую.
Приехав сюда на лошадях, мы должны были дождаться перевозки через волок нашего багажа и ложок, так как на той стороне волока – в речке Волоснице, притоке Печоры, - лодок не было. Перевозка лодки на лошадях – дело трудное, тем более по болотистой дороге, устланной жердями, - отняла у нас более суток времени. Эти сутки пришлось провести в имеющемся при избе подрядчика сарае, где устроили парусинные «полога» - большой чехол из парусины, закрывающий вас наподобие ящика, под которым можно лежать, не опасаясь быть заеденным комарами. Забравшись под полог и сжегши там изрядное количество персидского порошка, можно было сравнительно спокойно провести ночь; днем же приходилось спасаться в чаду дымокура.
На другой день, 13-го июня, рано утром, пройдя пешком около четыре верст, достигли мы речки Волосницы, с которой путешествие наше началось уже по течению воды, тогда как до сих пор шло против течения».