На реке Большая Сатка в Челябинской области расположено удивительное по своей красоте место. До недавнего времени тут работала ГЭС, дошедшая практически в первозданном виде с начала XX века и не искаженная советскими реконструкциями. Старинные сооружения гармонично вписываются в окружающий природный ландшафт. Предлагаю познакомиться с историей и особенностями этих мест.
6 мая 1908 года по инициативе горного инженера Александра Филипповича Шуппе на реке Большой Сатке, левом притоке реки Ай, был основан первый в России электрометаллургический завод по производству ферросплавов (на тот момент Россия закупала ферросплавы за границей). Условия были самыми подходящими: имелось сырье (месторождения хромистых железняков и кварцитов), лес для выжига древесного угля, полноводная горная река. Для производства требовалось много энергии, поэтому была построена собственная гидроэлектростанция.
Плотину на реке Большая Сатка построили по проекту известного ученого, инженера-гидравлика Б.А. Бахметьева. После революции 1917 года он эмигрировал в США, где получил звание профессора Колумбийского университета.
Плотина выложена из дикого камня, что придает ей особенное очарование. В качестве связки между крупными, обработанными камнями применяли глину и цемент. Ширина плотины составила около 12,5 метров у подошвы и 4,2 метра по гребню. Общая длина гидротехнического сооружения - 125 метров, длина водосливной части - 70 метров, высота - 21 метр.
До сооружения плотины на этом участке реки Большой Сатки было два порога со сливами высотой до четырех метров. Вода в этом месте кипела и бурлила. Место считалось нехорошим, дьявольским, за что его прозвали «Чертовой ямой».
По бытовавшей среди старожилов поселков Пороги и Постройки легенде, при закладке Порожской плотины в ее тело был замурован живой татарин. Будто бы это должно было уберечь плотину от размыва во время весенних паводков. Конечно, к реальности это не имеет никакого отношения.
Предприятие было оснащено по последнему слову техники оборудованием ведущих европейских фирм из Германии, Англии, Австрии и других стран. В помещении машинного зала работали две гидротурбины немецкой фирмы «Бригель Хансен и Ко» из города Гота 1909 года. В плавильном цехе электроплавка велась в дуговых печах «Эру» из Франции. Использовалось и отечественное оборудование.
1 июля 1910 года электростанция дала первый ток. Вскоре, 12 июля, была получена первая опытная партия ферросилиция, а 24 августа – выпущена первая опытная плавка феррохрома весом 954 килограмма.
Ферросплавы – это сплавы железа с редкими металлами. Например, с хромом, вольфрамом, молибденом, кремнием. Их получают при очень высоких температурах в особых плавильных печах. Этим достигается большая прочность сталей и жароустойчивость.
В возникший при строительстве поселок Пороги с ГЭС стало поставляться электричество, что для небольших населенных пунктов по тем временам было роскошью.
В советское время Пороги вошли в состав Южно-Уральского горнозаводского треста, а затем в объединение «Востоксталь». В 1928 году комплекс Пороги был передан Саткинскому металлургическому заводу, продолжив производство ферросплавов. До 1931 года это был единственный завод по выплавке ферросплавов в стране. Однако они уже не обеспечивали растущих потребностей металлургии. 25 июля 1931 года в Челябинске заработал электрометаллургический комбинат по производству ферросплавов. Однако и завод Пороги не приостанавливал выпуск ферросплавов до 1960-х годов, а с 1971 года он стал цехом при комбинате «Магнезит» и начал выпускать периклаз – высококачественный огнеупор.
Порожская ГЭС, затерянная в Уральских горах, – единственное в своем роде предприятие, не искаженное реконструкциями советского времени. Плотина и оборудование сохранились до наших дней почти без изменений. Сооружения гармонично вписываются в окружающий природный ландшафт.
До недавнего времени Порожская ГЭС продолжала работать, вырабатывая электричество для поселков Пороги и Постройки. Другого источника электричества здесь просто не было. Если воды в пруду не хватало или оборудование выходило из строя, то и электричество в домах местных жителей пропадало. Линию электропередач (из Асылгужино, со стороны Башкирии) сюда протянули лишь несколько лет назад. После этого надобность в собственной электростанции отпала. Порожскую ГЭС навсегда закрыли. Это была старейшая непрерывно действующая гидроэлектростанция России.
Комплекс «Пороги» объявлен памятником культурного наследия Челябинской области. Это одна из самых известных историко-архитектурных достопримечательностей региона.
В состав комплекса Порожской ГЭС входят: плотина, здание и оборудование электростанции, плавильный цех, открытая монорельсовая эстакада, здание химлаборатории, каменный сарай. А в нескольких сотнях метров от ГЭС стоит деревянное здание бывшей конторы с квартирой управляющего А.Ф. Шуппе. Сейчас оно находится в частной собственности.
К сожалению, плотина Порожской ГЭС постепенно разрушается: выпала часть каменных блоков, местами пошли трещины. Неважно и состояние построек комплекса. Сохранение этого уникального объекта возможно благодаря созданию музейного комплекса, но это затрудняет извечное для России отсутствие средств.
Порожская ГЭС привлекает многочисленных туристов. В поселке Пороги для туристов выстроили гостиницу, турбазу, действует питомник хаски. Летом в Порогах проводился кузнечный фестиваль.
По данным переписи 2010 года, в поселке Пороги постоянно проживает лишь 12 жителей.
Участок реки Большой Сатки от Порогов до устья в 1985 году был объявлен гидрологическим памятником природы Челябинской области, однако в 2006 году этот статус был снят.
Иногда некоторые туристы-водники начинают сплав от Порогов, идут по Большой Сатке и далее по Аю. Но для этого необходим значительный уровень воды в Большой Сатке. В засушливые года плотину Порогов порой полностью перекрывают, и русло реки пересыхает.
Почитать подробнее про красивейшие достопримечательности реки Ай и ее удивительной истории вы можете в книге «Река Ай».
Предлагаю посмотреть видеоролик, снятый мной во время посещения Порогов.
Как добраться до Порогов?
Поселок Пороги и Порожская ГЭС расположены в Саткинской районе Челябинской области. Общественный транспорт сюда не ходит, поэтому можно добраться лишь на собственном автомобиле.
Нужно выехать на трассу М-5 на участке, связывающем Челябинск и Уфу, в районе города Сатка повернуть по указателю на Бердяуш. Проехав через этот поселок, ехать до Порогов. ГЭС будет в дальней части поселка. Сориентироваться поможет карта внизу статьи.
Расстояние от Челябинска – 210 км, от Екатеринбурга – 340 км, от Уфы – 280 км, от Перми – 440 км.
GPS-координаты Порожской ГЭС: N 55° 16.912'; E 59° 08.053' (координаты для смартфона: 55.281867° N 59.134217° E).
Также Пороги можно посетить во время сплава по реке Ай. Дорога к Порогам от реки Ай начинается напротив острова в деревне Асылгужино. Расстояние от реки Ай до Порогов – 5,5-6 километров в одну сторону.
Павел Распопов
Современные фото Павла Распопова и Надежды Шималиной
Источники:
Каюмова Р.Л. Уникальное наследие России – Пороги // Природное и культурное наследие Урала: Материалы III региональной науч.-практич. конф. - Челябинск, 2005.
Челябинская область: энциклопедия. — Челябинск, 2008.
Чернецов В.П. Саткинские легенды, сказания, были. - Челябинск, 2001.
Читайте также:
- Река Ай: особенности, история и путеводитель по реке
- Книга Павла Распопова «Река Ай». Путеводитель от Кусы до Лаклов
- Большие и Малые Притесы на реке Ай, Сухие водопады