Поход 1986 года к источнику святой Платониды

В 9-ом выпуске альманаха «Уральская старина» перечислено несколько легенд о святой Платониде но, вспоминая давний поход, хочу рассказать тот вариант, что мы услышали у знаменитого на Среднем Урале источника.

В 1986 году, в ноябрьские праздники отправились в лыжный поход студенты Горного института – двое молодых людей и четыре девушки. Между собой, правда, мы делились по другим параметрам: трое «старичков» и трое «молодых». Сам маршрут мне уже не вспомнить, но на электричке мы поехали в сторону город Ревды. Поход как-то сразу не задался. Главной проблемой было малое количество снега. Лыжи мы здорово ободрали, а то и вовсе на себе тащили. Проблемой номер два были новички и нежелание нас, более опытных туристов, заниматься воспитанием. В результате наши «молодые» девушки ухитрились потерять на стоянке топор, зато не забывали по утрам накладывать косметику. Пришлось потом «старичкам» дровишки для походной печки охотничьим ножом выстругивать, неодобрительно поглядывая, как наши красавицы волосы на бигуди закручивают. Это в лесу-то!

Поход на Платониду. Старое фото

Со мной там неприятность произошла: я ухитрилась на праздничный торт наступить. Тортом мы 7 ноября отмечали, и наш ас походной кухни, «старичок» Лариса, намешала кулинарный изыск из печенья, сгущёнки, какао, орехов и поставила застывать в снег. Я же в темноте припечатала тортик рифлёной подошвой. Но вкус, конечно, не испортился.

Зимний поход к источнику Платонида

К источнику мы прибыли ночью, как и было задумано руководителем. В темноте, с фонариками и котелками, отправились на экскурсию, слушая по дороге легенду:

«В давние времена жили в этих краях два брата и сестра. Сестра к кержацкой вере склонность имела, ушла от братьев и поселилась в лесу, возле источника. Источник целебным оказался, радоновым, как позже выяснилось. Местные жители родник святым считали и верили, что это заслуга набожной Платониды. И ещё верили люди – омоешься такой водой -  все грехи и болезни с себя смоешь. Только надо одежду всю с себя снять и после чистую одеть. Часто в источник монетки бросали. Платонида не совсем бескорыстная была: денежки собирала, старую одежду паломников стирала, резала на ленточки и вязала коврики на продажу. Много народу туда ходить стало. Братья узнали, как сестра их знаменита, пришли проведать, позавидовали и убили Платониду. По другой версии, не братья это были, а два монаха – противники старой веры. Но народ, узнав о злодеянии, расправился с убийцами. Все трое тут и похоронены. Те двое – в низине. Так раньше преступников хоронили, и кресты у них осиновые. А Платонида – на светлой полянке вблизи источника».

Поход на Платониду

Мы идём по мрачноватому лесу, освещая дорогу фонариками. Сначала круги света выхватывают из темноты три могилы с покосившимися крестами. Потом поднимаемся выше и, уже при лунном свете, видим могилу Платониды. Она  выглядит ухоженной, рядом деревянный столик для молитвенника, на перекладине висит белое вафельное полотенце. Иголочки инея поблескивают на ткани. Всё нам кажется жутковатым и таинственным. Но на этом легенда не заканчивается. Проходим дальше, и перед нами – маленькая приземистая избушка. Как оказалось, избушка была битком набита туристами. Мы попросились войти. Внутри домик казался ещё меньше. С одной стороны во всю длину скамейка. Такой же длины на стене полочка с продуктами. В двери прорублено маленькое окошко… Мы рассаживаемся на скамье, туристы в избушке тоже не прочь историю послушать, и при свете огня в печи узнаём продолжение:

«Эту избушку построил современный отшельник по фамилии Поросёнков. И не просто построил, реконструировал жилище Платониды. Тогда же, после гибели отшельницы, в домике поселились братья-охотники. Однажды зимой произошёл несчастный случай: один из братьев получил огнестрельное ранение. Второй охотник, наскоро перевязав пострадавшего, потащил его к избушке. Сильная метель началась, когда до домика оставалось совсем немного. Охотник усадил брата и побежал за санками. Но когда он, совсем обессиленный, забежал в натопленное жилище и присел перевести дыхание, его разморило, и он уснул. И пока спал, раненый брат замёрз. А ночью, в это самое окошко в дверях избушки, просунулась рука и задушила охотника. После того, если кому приходилось в домике ночевать – паломникам, охотникам, косарям, обязательно на полочке возле окошка оставляют что-нибудь съестное, от той руки откупаются».

На обратном пути мы зачерпнули полные котелки воды из «святого» родника. Только опять неудачно. В темноте воду взбаламутили и начерпали песка. Стали потом кашу на целебной воде готовить, а есть её невозможно – песок на зубах скрипит. Пришлось всё выливать и набирать воду из речки.

Ночью, в свой черёд дежурства у печки, я всё прислушивалась к вою разыгравшегося ветра, думала о той руке и представляла что будет, если кто из туристов подшутить над нами захочет…

Сейчас бы все неудачи похода на Платониду и свалили, необъяснимый страх припомнили бы. Но тогда всё объяснимо было,  и ошибки свои мы честно признавали. Да и какой поход без недоразумений? Всё равно хорошо было и приключения запомнились! На другой день, во время перехода, мы встретили охотников, самых настоящих, с красными флажками, звонким охотничьим рогом, гончими собаками. Вот только лось-то нам ещё раньше попался, он убегал с враждебной территории, мимо нас пронёсся и даже головы не повернул, понял, что мы не опасные.

Зимний поход на Платониду. Старые фото

Уже в сумерках, перебравшись через гряду гор, мы вышли к живописной деревеньке. Селение, приютившееся среди леса и горных вершин, выглядело иллюстрацией прошлого. Вот где легенды рождались! У дороги стоял мальчишка в ушанке и смотрел на нас с интересом, но без удивления. Цивилизация всё же там присутствовала, и нас из деревни подвезли на грузовике.

На этом наш поход закончился, а «молодые», кстати, позже стали настоящими туристами.