Билимбай и его достопримечательности

Чугуноплавильный завод на реке Билимбаевке – притоке Чусовой, – в отличие от соседних заводов, был основан не Демидовыми, а Строгановыми, став первым металлургическим предприятием в их хозяйстве. Причем завод был удален от основных строгановских земель.

Получил свое название по реке. Топоним связывают с башкирским именем Белембай («белем» – «знание», «бай» – «богатый», то есть «богатый знаниями»).

Первый чугун Билимбаевский завод выдал 17 июня 1734 года. Именно эта дата и считается основанием поселка.

В устье Билимбаевки была сооружена пристань, с которой каждую весну завод отправлял караваны с продукцией по Чусовой.

С 1771 года граф Строганов отдал завод в аренду Ивану Лазареву сроком на шесть лет. Спустя три года - в 1774 году – Билимбаевский завод пострадал от пугачевцев. В результате бунта производство прекратилось, в домнах образовались «козлы» из застывшего металла. Потребовался долгий ремонт, чтобы возобновить работу завода.

По количеству выплавляемого чугуна Билимбаевский завод занимал одно из первых мест в России, уступая на Урале только Нижнетагильскому, Верхне-Салдинскому, Сысертскому и Кушвинскому заводам.

Билимбай был связан дорогой со станцией Тарасково (ныне Таватуй) на первой на Урале железной дороге, когда она была открыта в 1878 году. А в 1910 году железная дорога прошла и через Билимбай.

Билимбаевский завод был одним из наиболее прогрессивных для своего времени. Здесь имелись школа, больница, театр. В Билимбае жили интеллигенты и ученые, вносившие вклад в изучение Урала, такие как Я.А. Рогов, П.В. Сюзев, А.Г. Замятин, А.А. Вологдин. В «Записках УОЛЕ» часто публиковались труды из Билимбая.

В Билимбае строго следили за лесом, который требовался для получения необходимого заводу угля. На вырубках велась посадка хвойных деревьев, что мало где еще практиковалось. Огромный вклад в лесоводство на Урале внес главный строгановский лесничий А.Е. Теплоухов.

Билимбаевский завод принадлежал Строгановым с момента основания и вплоть до революции 1917 года. Редчайший случай для Урала, где заводы часто меняли своих хозяев.

Выплавка чугуна продолжилась и после революции, производство было окончательно прекращено лишь в 1973 году.

В наши дни старинные сооружения завода постепенно разрушаются, несмотря на статус памятника архитектуры. Часть старых заводских построек (доменный цех с эстакадой) можно посмотреть со стороны плотины. Кроме того, хорошо видна возвышающаяся над территорией завода старая доменная труба квадратного сечения. Она присутствует на всех старых фотографиях завода.

«Здание доменного цеха – редкий сохранившийся образец этого типа промышленного здания в стиле русского классицизма, выполненный по проекту незаурядного архитектора», - резюмируется в книге «Свод памятников истории и культуры Свердловской области». Точное имя архитектора неизвестно, но есть предположение, что им мог быть И.М. Подъячев – помощник А.Н. Воронихина.

Заводская плотина – самое старое сооружение завода (1733-34 гг.) – состоит из насыпи длиной 174 м, шириной 3 м и высотой до 15 м, шлюз плотины в ходе реконструкции облицован невзрачными железобетонными блоками. А прорез для подвода воды к доменному цеху в 1930-е годы и вовсе был засыпан.

В 1914 году произошло сильнейшее в современной истории Урала землетрясение силой 6 баллов. Эпицентр находился близ Билимбаевского завода, благодаря чему землетрясение назвали Билимбаевским. 

В настоящее время население поселка – 6 тысяч человек.

 

Известные люди о Билимбае

Летом 1865 года, отправляясь из Екатеринбурга в Пермь, в Билимбае побывал писатель Ф.М. Решетников.

«Проехали билимбаевскую контору вольных почт, битком набитую проезжающими, проехали постоялые дворы, битком набитые телегами и ямщиками. Жизнь кипит в заводе по случаю праздника, Ильина дня, народ идёт в церковь, много едет во дворы домов телег с мужчинами и женщинами, с литовками, граблями и травой. Завод по тракту очень чистенький, но чем дальше вовнутрь, тем он больше походит на большое село, и здесь, по тракту, в двух местах ребята стараются закинуть на телеграфные проволоки  клочок рогожи с камешком, бечёвку», - написал Решетников в «Очерках обозной жизни».

Летом 1899 года Билимбаевский завод посетил знакомый каждому со школы знаменитый ученый Д.И. Менделеев. На Урале он искал пути выхода из возникшего промышленного кризиса. Билимбай, в котором он провел двое суток, произвел на ученого самое благоприятное впечатление.

«Я  видел в билимбаевских лесах прекрасно содержимые дороги и много бравых сторожей и  надсмотрщиков. Дороги, просеки и канавы, очистка лесов, чередование молодых зарослей с возрастными, и, главное, хороший досмотр - вот те средства, которыми борются с возрастающим успехом с пожарами лесов, которые прежде губили их массами, потому что пахоты нет и леса только изредка чередуются с покосами. Есть тут прямо и пожарная команда для тушения начавшихся пожаров в лесу. Если мне не изменяет память, то в билимбаевских лесах в прошлом году было 70 пожаров, которые все удалось затушить при начале».

В 1905 году в ссылку из Кудымкара в Билимбай был отправлен автор подробной карты Пермской губернии И.Я. Кривощеков, причиной послужила изъятая у него запрещенная литература.

 

 

Первый реактивный самолет

Поселок Билимбай – родина первого реактивного самолета. В годы войны здесь разместилось секретное производство.

Как установила краевед Инна Гладкова, в проектировании самолета принимал участие теперь известный всему миру конструктор Михаил Миль (конструктор вертолетов марки «МИ», его именем назван вертолетный завод в Москве). В конструкторском бюро, разместившемся в церкви Билимбая, велись работы по разработке нового самолета. В Билимбае супруги Миль похоронили двоих своих детей. Сохранились и их могилы на местном кладбище, и дом, в котором жили Миль.

Для испытаний нового самолета на Урал был отправлен опытный военный летчик Григорий Бахчиванджи.

Самолет БИ-1

Первому в мире самолету с жидкостно-реактивным двигателем дали имя «БИ-1». Первое испытание реактивного самолета в обстановке секретности состоялось 15 мая 1942 года. Полет продолжался 3 минуты 9 секунд. Самописцы зафиксировали максимальную высоту полета 840 м, скорость 400 км/ч. Затем последовало еще несколько испытаний в небе. Но седьмой полет 27 марта 1943 года закончился несчастьем: самолет дал крен, ушел в отвесное пикирование и разбился около села Патруши. Бахчиванджи по-тихому похоронили на сельском кладбище Малого Истока. Одну из улиц Билимбая позже назвали его именем. Из-за трагедии самолет «БИ» не утвердили в серийное производство, а уже изготовленные самолеты (порядка трех десятков) были уничтожены. Секретный завод в Билимбае свернули, специалистов отозвали в Москву. Увидеть, как выглядел БИ-1, в наши дни можно на площади перед аэропортом Кольцово.

Сохранился цех, где собирались первые реактивные самолеты. А скорее лишь его стены.

 

Достопримечательности Билимбая

Билимбай начинает удивлять еще с вокзала. Живописное здание деревянного вокзала дошло до нас практически без изменений со времени пуска железной дороги Екатеринбург – Пермь.

Красиво смотрится и стоящая по соседству водонапорная башня.

Одна из главных достопримечательностей поселка Билимбай – Свято-Троицкая церковь. Была заложена в 1820 году. В 1823 году случилась неприятность – рухнул купол недостроенного здания. Окончательно церковь достроили лишь в 1879 году. Возводилась по проекту архитектора Ивана Свиязева. Церковь окружала ажурная ограда из чугунного художественного литья на каменном фундаменте.

Церковь в Билимбае

Писательница Агния Кузнецова в повести «Под бурями судьбы жестокой» так описывала церковь:

«…Каменная церковь Билимбая была гордостью прихожан. Она украшала городок, придавала ему особое степенство. Внутри церкви изгибы купола, крашенные в голубой цвет, изображали небо, отороченное кое-где пушистыми белыми облаками. На одном из них был нарисован золочённый трон, а на троне восседал Бог — создатель мира. А вокруг как бы парили ангелы. Стены церкви были разрисованы библейскими сюжетами. Висели и иконы Строгановских умельцев — крепостных. На двери в алтарь — мудрёная резьба по дереву».

По легенде из храма шел подземный ход в дом управляющего заводом. А по другой легенде когда копали котлован под храм, то нашли гроб, в котором лежало нетленное тело юной девушки-башкирки. Но как только на нее брызнули святой водой, то от красавицы осталась лишь кучка праха.

В 1934 году церковь закрыли, сбросили колокола и кресты. 8 марта 1938 года взорвали колокольню. В основании одной из колонн сохранилась закладная чугунная плита колокольни.

Интересны и чугунные коринфские капители колонн, являющиеся уникальными даже для Урала.

Над входом в церковь и сейчас сохранилось «Всевидящее око».

В годы войны здесь разрабатывали первый реактивный самолет (сохранился и цех, в котором происходила сборка самолетов). А после войны церковь стала Дворцом культуры. Сейчас ее вернули РПЦ.

Около плотины можно посмотреть цеха старого завода. Сохранилось в поселке и немало старых, дореволюционных домов. 

Еще одна интересная достопримечательность – роща Могилица. Она находится прямо в поселке, со всех сторон окружена домами.

Роща Могилица в Билимбае

Сосны здесь были посажены в 1843 году ученым-лесоводом Иваном Ивановичем Шульцем. Есть легенда (впрочем, вряд ли имеющая какое-то отношение к реальности), что в прошлом с высоты птичьего полета кроны сосен вычерчивали имя возлюбленной Строганова — Анна. Принимал участие в повторной посадке деревьев в роще Могилица и ученый Д.И. Менделеев во время визита на Билимбаевский завод.

Но откуда такое ужасающее название? Ведь поселковое кладбище находится не здесь.

Легенды связывают это место с предводителем башкир Билимбаем. Предание гласит, что на вершине холма произошло сожжение батыра, умершего от раны. Кроме того, местные жители находили в роще и близлежащих огородах человеческие останки и каменные надмогильные столбики. Здесь находилось древнее башкирское кладбище.

Ныне роща Могилица является памятником природы. Сейчас билимбаевцы задумали возродить постепенно редеющую рощу Могилица. В 2012 году здесь высадили 5 тысяч молодых сосен.

Близ поселка есть несколько памятников природы – культурных посадок сосны и ели XIX – начала XX веков. А чуть выше по течению Чусовой на левом берегу расположена скала Дюжонок. В 1905 году рабочие провели здесь маевку.

Также можно прогуляться до Сухореченского карьера к западу от поселка. В прошлом (с 1948 по начало 1990-х гг.) здесь добывался огнеупорный материал – доломит. В настоящее время карьер затоплен и представляет собой большое, довольно живописное озеро глубиной 110 метров. Исследовавшие затопленный карьер дайверы обнаружили в нем самосвал. Встречаются там и затопленные деревья (вплоть до глубины 30 метров).

Рядом находятся отвалы, лазить по которым нужно очень осторожно, поскольку они очень сыпучи (был даже смертельный случай).

По другую сторону от поселка (чуть восточнее) на вершине горы Теплой (446 м) есть пожарная вышка высотой 35 метров. С нее открывается потрясающий вид на все окрестности.

 

Как добраться до Билимбая?

Поселок Билимбай расположен в 57 км к западу от Екатеринбурга, недалеко от Первоуральска. На автомобиле нужно ехать по Московскому тракту, повернуть по указателю на Первоуральск. Проехав через город, миновав плотину пруда, продолжаете движение по дороге и вскоре окажетесь в Билимбае. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.

На общественном транспорте проще всего доехать до Билимбая на электричке на Шалю. Нужная станция так и называется – «Билимбай». Путь от Екатеринбурга на электричке занимает 1 час 10 минут.

© Павел Распопов

UraloVed.ru

Смотрите также: 

Тайна билимбаевских подземелий

Прогулка по Билимбаю (19.10.2014)

Старообрядческие захоронения около СУМЗа

Река Чусовая

Поселок Билимбай (Свердловская область) на карте:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации