Да будет светопись!
Не разбирайся, щелкай, милый Кодак,
Покуда глаз – хрусталик кравчей птицы,
А не стекляшко. Больше светотени
Еще! Еще – сетчатка голодна.
Осип Мандельштам
1931 г.
В 1839 году французский художник и изобретатель Луи Жак Дагер впервые применил на практике способ фиксировать и тиражировать изображения. Так появилась фотография, которую поначалу нарекли «дагеротипией», хотя ловкий француз использовал при этом идею и разработки другого изобретателя, Ньепса.
В том же 1839-м, академик Юлий Фритце на заседании Петербургской Академии наук продемонстрировал первые собственные фотографии (с изображениями растений), снимки были сделаны по способу англичанина Вильяма Тальбота. Суть этого изобретения заключалась в том, что был получен первый в мире негатив, с фиксацией солнечного луча появилась возможность тиражировать снимки. Как писали в то время, отныне «луч солнца стал послушным рисовальщиком всего окружающего». Спустя год, в июне 1840 г., изобретатель А. Греков открыл в Москве первый художественный кабинет, где каждый желающий мог получить дагеротипный портрет «величиной с табакерку». А в 1859 году в вольном городе Одессе (ну, где же еще!) вышел в свет учебник практической фотографии И. Мигурского. Здесь же появилось первое в России фотографическое общество.
В середине XIX века фотография или, как еще называли новый вид ремесла, светопись, стала быстро осваивать просторы Российской империи, прежде всего крупные города. В Перми, столице обширной губернии, в начале 1860-х гг. работал, судя по данным «Памятной книжки Пермской губернии на 1863 г.» один мастер-фотограф с помощником, - и это на всю губернию.
По случаю счастливого избавления
Кем же он был, пионер фотографии, кого считать первым «светописцем» Перми? В упомянутом справочнике фамилия не приведена, но Елене Мамаевой, заведующей сектором Пермского краевого музея, удалось уточнить хронологию развития фотодела. На приоритет в этой сфере может претендовать Константин Федорович Чайковский (данные на начало 1890-х). Этот предприимчивый выходец из крестьян сумел открыть новое дело еще в 1855 году, то есть, на три года раньше дагеротипии господина Вольфа, проезжего фотографа, который изготовил по заказам состоятельных пермяков изображения (портреты) на зеркальной амальгаме.
В Пермском краевом музее в Доме Мешкова демонстрируется один из первых групповых портретов, запечатлевший исторический момент, когда в 1866 году депутация пермского общества, поехали дарить икону императору Александру II по случаю счастливого избавления его от покушения террористов. На фотографии - представители всех сословий и классов, кроме служителей церкви, икону держит городской голова пароходчик Федор Каменский. Но вот незадача – фото сделано в Петербурге, а пермский вариант снимка отсутствует.
А все-таки граф!
В шестидесятых годах появились уже настоящие фотографии (фотоателье) - мещанина Степана Васильевича Рылова (1860 г.), Морица Гейнриха (1861) и других. Самые известные фотографии оставлены потомкам как раз этими мастерами-первопроходцами. Степан Рылов, например, сделал оригинальный «стерео-портрет» (один человек в разном возрасте) инженера-технолога Николая Новокрещенных, который стал еще и археологом и одним из организаторов научно-промышленного музея. Вслед за портретами (кстати, первые ателье так и назывались Cabinet-portrait) получили широкую популярность пейзажи, в этом жанре особенно преуспели К. Чайковский и А. Якунин.
Зарождение пермской фотографии тесно связано с именем необычной личности – Морица Григорьевича Гейнриха-Ротони, выходца из венгерских графов, участника национально-освободительного восстания 1848 года. Приехав в Пермь, этот вольнодумец задумал создать «стеклянную фотографическую галерею» под названием «Идеал» еще в конце 1860-х, но разрешение получил в 1877 году. Его фотокарточки украшал герб рода Ротони с надписью HUNGARIA. Мориц шутил по поводу своего происхождения: «Стал фотографом, чтобы быть хоть каким-то графом». Фотограф из него получился, однако, не какой-то, а лучший на Урале. Дом Любимова (на углу Сибирской-Пермской), в которой находилась фотография графа, был перестроен.
Мориц Григорьевич Гейнрих-Ротони
Вам портрет или зуб выдернуть?
В пореформенное время, в период бурного развития промышленности, в Перми появилось почти одновременно сразу несколько фотографий. Одну из первых, хорошо оснащенных и профессиональных мастерских (салонов) создал Александр Якунин. Он начал свою деятельность с 1875 года, еще «бродячим» фотографом. Центральная фотография Якунина была известна каждому пермяку, находилась она в одном квартале, сначала в доме на ул. Петропавловская, 20, а затем в двух деревянных зданиях, построенных А.А. Якуниным по ул. Покровская (Ленина), 17. (Сейчас снесены, на их месте, за зданием банка, возвышается многоэтажка вычислительного центра).
К старейшинам пермской художественной фотографии относился и Анатолий Москвин.
Как правило, первые профессиональные фотографы работали в тех же зданиях, где и жили, хотя были и исключения. Например, когда у Александра Якунина дела пошли хорошо, он стал сдавать свой дом под квартиры, а в доме на Покровской по соседству с фотомастерской организовал зубоврачебный приемный пункт. Столь странное соседство объясняется просто: врачом была дочь фотографа Евлампия Александровна Чарушина.
"Фотография" Якунина в Перми
Столичный уровень
Дом по ул. Торговая (Советская), 32 оказался тесно связан с развитием фототрадиций, превращением ремесла в высокое искусство. В конце XIX века домом владел содержатель фотографий Иван Третьяков, он открыл «Художественную фотографию» 6 марта 1890 г. С самого начала новый хозяин фотографии заявил о своих правах преемника и наследника московского фотографа А.Ф. Федорова.
А во время Великой Отечественной войны здесь жил и работал другой мастер из Москвы, известный фотохудожник, один из основателей советского авангарда Александр Родченко. В эвакуации он устроился фотокорреспондентом железнодорожной газеты, выполнял задания областной газеты «Звезда».
В начале века появились первые цветные (на самом деле только подкрашенные снимки). В 1910 году в Перми и на Урале побывал лейб-фотограф Сергей Прокудин-Горский, который по заказу императорского двора снимал виды городов. Главной целью лейб-фотографа было, конечно, посещение Ныроба, где он запечатлел исторические места, связанные с боярином Михаилом Никитичем Романовым, дядей первого царя. И не только места, но и такие реликвии, как оковы опального боярина, «умученного» заживо в яме в 1601 г. С этого поистине исторического заказа начинается отсчет цветной фотографии как искусства.
Оковы Михаила Романова в Ныробе. Фото Прокудина-Горского
Первый советский фотоколлектив был создан при участии учеников А.А. Якунина, его сына Николая, а также Матвея Кузнецова, который вскоре стал самым известным фотомастером того времени. Многие виды старой Перми запечатлены именно этим мастером. Матвей Осипович был одним из организаторов фотографического общества при научно-промышленном музее и первым председателем Пермской фотоартели, действовавшей на кооперативно-промышленных началах.
Подлинным фотолетописцем Перми нэпманской стал Гарифулла Рахимов, скромный служащий Уралэнерго и член духовного совета пермской мечети. Своим фотоаппаратом еще санкт-петербургской фирмы «Иоахим и К» он увлеченно фотографировал город переходной поры… вплоть до своего ареста в августе 1937 года. Вместе с другими «заговорщиками» фотографа обвинили в принадлежности «к контрреволюционной националистической организации…, связанной с Уральским повстанческим центром». По сфабрикованному чекистами делу Г. Рахимов был расстрелян по приговору тройки при УНКВД Свердловской области в декабре 1937 г. Чудом сохранился его фотоальбом «Пермь. 1926-1929 гг.», хранится в архиве (ГАНИ) вместе с архивно-следственным делом. 80 лет спустя Издательский дом С. Бывальцева выпустил календарь на 2009 год с пермскими видами Рахимова. Фотографии не горят…
Один вооружен аппаратом, второй - дубинкой
Фотовыставки в Пермском научно-промышленном музее вызывали живейший отклик как обывателей, так и местных юмористов. Фельетонист «Пермских губернских ведомостей» под инициалами «В.Г.» поделился своими впечатлениями об осенней фотовыставке 1901 года:
«…Вот портрет железнодорожника Х, изображенного выезжающим на барышнях… Снято в 1 час ночи, при свете магния. Рамка сделана из ушей… Вот моментальный снимок оперных психопаток… Вот группа лиц, посещающих театр с явным намерением и оперы не слушать, и другим мешать разговаривать… Тут же портреты клубистов, снятые по окончании жестокой всенощной… игры на биллиарде. Интересен снимок «Встреча фотографа», снимающего виды, с фотографом, снимающим пальто, цепочки, кольца; первый вооружен аппаратом, второй дубинкой».
Некоторые находки первых пермских фотохудожников были успешно повторены и развиты в советские годы, например, в фотоколлажах, портретных и пейзажных видах. Мастера ведущей советской фотоартели, существовавшей в Перми перед Великой Отечественной войной, решили повторить и серию приветов из Перми, но, судя по заготовкам, у них все прекратилось с переименованием города. «Привет из Молотова» звучит как-то не так, согласитесь.
© Владимир ГЛАДЫШЕВ,
председатель общества "Пермский краевед", член союза писателей России
(Опубликовано в сокращении в газете «Пермские новости» №31 - 2009 г.).