Заметка из «Оренбургских губернских ведомостей» 1881 года о первом пароходе на реке Урал, который ходил от Оренбурга до Уральска.
С начала весны прошлого 1880 года началось пароходное движение по Уралу выше города Уральска, также не безызвестно, что владельцы единственного парохода – этой невиданной здесь доселе диковинки купцы братья Ванюшины. Неизвестны только результаты этого предприятия. При открытии пароходства утверждали, что оно не обещает особенных выгод для предпринимателей и едва ли облагодетельствует местное население.
Единственный пароход, совершающий рейсы между Оренбургом и Уральском назван в честь Оренбургского генерал-губернатора «Крыжановский», он имеет 25 сил и стоит, по словам хозяев, около 12 тысяч рублей. При нём имеет три лодки, две из них с палубами, каждая сажен по 10 в длину и одна без палубы сажен 16.
В течение лета прошлого 1880 года, несмотря на большое весеннее половодье и вследствие этого высокий уровень воды в Урале в течение всего лета, пароход сделал только 4 рейса и ныне, предполагают, сделает столько же, если не будет к тому особенных случайностей. Перевозится главным образом хлеб с собственной мельницы Ванюшиных из Илека, строительные материалы, алебастр из окрестностей Январцева и из Оренбурга лес, оттуда же было привезено несколько ящиков стекла и несколько бочек пива. Так что в 4 прошлогодние рейса перевезено пароходом, как надо полагать, не более 30 тысяч пудов. Годовой же расход по этой операции нужно полагать, составляет едва ли менее 5 тысяч рублей.
Пароход приходит в Уральск, по течению реки, с одной нагруженной лодкой, а из Уральска возвращается, или за неимением груза, или вследствие слабости и плохого устройства машины, с двумя порожними и при этом в тех местах, где течение реки сравнительно быстрее, проходит с немалым трудом.
Количество груза, на которое, вероятно, рассчитывали Ванюшины, настаивая со свойственной им энергией и искусством на разрешении пароходства, вместо того, чтобы постепенно увеличиваться, напротив уменьшается. Например, в нынешнем году значительное количество алебастра сплавлено на плотах и даже хлеб из Илека доставляется самими Ванюшиными гужом, с платою по 10 копеек за пуд. Нынешним летом во второй рейс лодка, которую буксировал пароход, ударилась об каршу, к счастью она была нагружена дровами и досками, а поэтому случай этот не причинил особого убытка, а если бы она была с хлебом, результат был бы более плачевный.
Впрочем, иногда бывает, что предприятие, неудачное в начале, потом развивается и идёт в гору. Может быть и Ванюшины, наученные опытом, примут со своей стороны меры, чтобы их пароходство оправдывало полагавшиеся на него надежды и приносило желанную пользу, как им, так и войску. Подождём, увидим…
Источник:
Несколько слов о пароходстве по реке Уралу // Оренбургские губернские ведомости. 1881. № 32 от 8 августа.
Читайте также: