Очерки И. Вологдина как источник реконструкции крестьянской жизни

В истории Урала одним из ведущих направлений является традиция этнографических «бытописаний» жизненного уклада разных уральских народов. При этом мало охваченной исследовательскими усилиями остается реконструкция быта представителей разных социальных групп уральского населения. В некоторой степени этот пробел восполняют музейные экспозиции и ставший классическим труд В.Ю. Крупянской и Н.С. Полищук о быте горнозаводского населения[1]. Жизненный уклад горнозаводского населения Урала и в современной науке является предметом исследований ученых[2]. Однако, горнозаводским населением социальный состав Урала не исчерпывается, основную массу населения составляло крестьянство[3]. Интересно отметить, что вопросы истории быта крестьянства Урала рассмотрены главным образом на материалах пореформенного периода. К сожалению, слабо изученными остаются аспекты быта уральского крестьянства в крепостной период. В общих чертах представление о крестьянской жизни в регионе в этот период дает академическое издание «Истории Урала»[4], некоторые частности жизненного уклада представлены в научных сборниках и материалах конференций[5]. Возможно, такая ситуация объясняется представлением об исчерпанности подобного материала в этнографических сочинениях[6], а с другой стороны, тем, что крестьянский жизненный уклад является наиболее консервативным, мало подверженным изменениям, характерные черты крестьянского быта остаются неизменными. Кроме того, считается, что жизнь крестьянства в крепостной период рассмотрена в исследованиях, посвященных истории горнозаводских хозяйств и вотчинных имений Урала. Однако в таких работах больше внимания уделено социально-правовым аспектам крестьянской жизни, хозяйственные аспекты рассматриваются в контексте условий землепользования (количество земли, выращиваемые культуры, количество скота и покосов)  и объема выполняемых повинностей (натуральных и денежных). В меньшей степени интерес историков вызывают вопросы реконструкции быта, семейных и соседских отношений, обычаев и норм поведения и т.п. Вопросы эти представлены в материалах, которые могут служить неоценимым источником информации. И речь идет не только об экономико-географо-статистических описаниях[7], но и очерках, составленных местными исследователями и «бытописателями» XIX в.[8] На один из этих документов нам хотелось бы обратить особое внимание. Бытовые очерки Ивана Васильевича Вологдина (1842–1895), составленные им в 1850-х гг., можно считать интересным историческим источником.

Крестьяне Пермской губернии

Крестьяне. Пермская губерния (из книги "Европейская Россия", 1906 г.)

Автор этих очерков – Иван Васильевич Вологдин происходил из крепостных Строгановых, родился в Очёрском заводе, где закончил приходское училище, а затем в 1856–1872 гг. служил в Очерской заводской конторе Строгановых. В 1873 г. был избран гласным Оханского уездного земского собрания, был членом Оханского училищного совета, уездного по воинской повинности присутствия, а с 1874 г. судебным приставом при Оханском съезде мировых судей. С 1876 г. стал гласным Пермского губернского земства, в 1878–1885 гг. являлся членом губернской земской управы, недолгое время исполнял обязанности ее председателя (1879–1880 гг.). В 1884–1892 гг. И.В. Вологдин занимал должность члена Оханской уездной земской управы, а с 1888 г. и директора Оханского тюремного отделения. Вновь избранный в 1892 г. членом губернской управы, он вернулся в Пермь, где и провел последние годы жизни. Он состоял членом Пермской губернской ученой архивной комиссии и ряда других научно-просветительских обществ, которым еще при жизни передал часть своей библиотеки и ценного собрания рукописей[9]. Активная общественная деятельность, стремление к самообразованию, общение с известными краеведами Пермской губернии подогрели в нем интерес к историческим изысканиям. А.А. Дмитриев приводит список из нескольких десятков работ Ивана Васильевича, особым образом отмечая последнюю – Бытовые очерки о жизни крестьян в Оханском уезде.

В этих очерках подробно, детально и тщательно рассматриваются все стороны крестьянской жизни. Автор уточняет, что материал был собран им в Очёрском округе имений графов Строгановых. Вполне логично начало очерков – описание Очёрского округа «с принадлежащими к нему селениями и деревнями, заводами и подзаводскими ведомствами», сведения о категориях и количестве населения. Интересно описание «физиологических особенностей» жителей – рост, телосложение, черты лица, цвет волос, продолжительность жизни, подверженность разным болезням[10]. Далее автор отмечает занятия, обеспечивающие «средства для прокормления и взноса податей» – у заводских мастеровых – зарплата, хлебные выдачи, сенокосные угодья, у крестьян – в основном хлебопашество, меньше извоз, мелкая торговля и работа по найму, плата за исполнение вспомогательных заводских работ.

Описывая «хлебопашество», И. Вологдин приводит данные о количестве «удобной» земли на каждую крестьянскую семью – пашенной от 10 до 20 дес., покосной от 3 до 5 дес., системе земледелия – трехполье, орудиях обработки земли – «обыкновенная соха с двумя железными ральниками, борона с железными или деревянными зубьями», сроках посева ярового и озимого хлеба. Указаны также выращиваемые культуры: рожь, ячмень, овес, пшеница, горох, лен, конопля, греча и средняя их урожайность в «самах». Автор отмечает также, что на продовольствие семьи из  5–6 человек требовалось в год от 100 до 120 пудов хлеба, излишки продавались, недостаток возмещался на «торжках» внутри Оханского и Пермского уезда, приведены и цены на хлеб[11]. В очерках присутствуют также сведения об «огородных овощах»: капуста, картофель, свекла, морковь, лук, редька, огурцы, репа. Интересно, что Иван Васильевич счел нужным привести и сведения о способах приготовления овощей, отметив, что «более других полезна и необходима в хозяйстве крестьянина овощ картофель»[12].

Необходимой частью крестьянского хозяйства И. Вологдин называет скотоводство, приводя сведения о среднем количестве скота на семью: лошадей – 3, коров с телятами– 4, овец – 3, свиней – 3, куриц – 11 штук. Интересно описание породы лошадей – автор считает ее «смесью обвинской породы с сибирской и другими», приводит данные об экстерьере. Также помещена информация о ценах на скот и «продукты скотоводства» – масло, кожи, шерсть, щетина (молоко в продажу не поступало). Не обойдены вниманием «звероловство», охота и рыболовство. Автор приводит среднее число убиваемых в год всеми крестьянами округа волков, куниц, лисиц, горностаев, белок, зайцев, цены на шкуры. Перечислены также рыболовные снасти и виды рыб[13]. В источнике присутствуют сведения и о крестьянских ремеслах – ткачестве, гончарном, столярном, плотницком, кузнечном деле и пр. Однако автор отмечает, что эти ремесла обеспечивали главным образом «собственные надобности» крестьян, малая часть изделий поступала на продажу. Завершая сведения о крестьянских занятиях, автор называет в зимнее время «доставку купеческих кладей (до Казани, Нижнего Новгорода, Москвы, Ирбита, Тюмени и Томска), перевозки соли, хлеба, льняного семени (до Глазова и Вятки), сплавы по Каме небольшого количества товаров». Более зажиточные крестьяне занимались в небольшом количестве торговлей и «переторжкой» разнообразными товарами. Однако сведений о торговых оборотах автору собрать не удалось.

Подробно автор описывает крестьянскую одежду – зимнюю и летнюю, обыденную и праздничную, мужскую и женскую[14]. Приведены сведения также о жилых и хозяйственных постройках, детально перечислена посуда и необходимые в хозяйстве орудия. Переходя к семейным отношениям и обычаям, автор делает любопытное умозаключение: «поселяне наклонны к трудолюбию, характер кроткий и в домашнем быту несварливый. Они были гостеприимны, довольно целомудренны, верны данному слову и честны в сделках. Само собой разумеется, что из этого общего правила бывали иногда исключения»[15]. Уделяя внимание семейным и родственным отношениям, принципам воспитания, И.В. Вологдин тщательно расписывает правила разделов имущества[16] (кроме земельных участков, находившихся в мирской собственности). Также подробно он описывает свадебные обычаи, выделяя «гласные» браки и браки «убегом», описывая свадебные традиции[17].

Важной частью крестьянской жизни И. Вологдин называет мирской сход, описывая сферы его компетенции, решаемые вопросы, порядок принятия решений[18]. Судебное производство осуществлялось на основании прав, предоставленных владельцу. Поэтому автор не считает нужным на нем детально останавливаться, перечисляя лишь основные формы наказаний и отмечая, что «неисправимые представлялись в распоряжение губернского правления». 

Внимание автора очерков привлекли и крестьянские праздники. Он отмечает, что «в местные праздники поселяне переходили от одного родственника или знакомого к другому, в каждом доме угощались, пили пиво, брагу и нередко вино и таким образом проводили в пирушках день, а иногда и два, сопровождая их всегда песнями»[19]. Перечислены важные праздники: святки, сырная неделя, пасхальная неделя, Троицын и Духов день и связанные с ними гадание, катанье на санях зимой, на качелях летом, горелки, хороводы, «игра мячиком» в Троицын день. Приводит И. Вологдин и курьезные истории о кладоискателях как яркое свидетельство существующих предрассудков и верований[20].

Довольно интересны приложения к очеркам: таблица о количестве ремесленников и их доходах в Очёрском округе в 1858 г., а также «Хозяйственные календари домашним и полевым занятиям» крестьян Карагайского и Острожского ведомств. В этих календарях помесячно расписаны все крестьянские работы.

Таким образом, перед нами источник, который вполне возможно назвать уникальным. При небольшом объеме в 26 страниц в нем содержится очень разнообразная и важная информация. Документ интересен историкам пермского имения Строгановых, этнографам, его потенциал позволяет использовать его в перспективном направлении исторической антропологии на региональном материале в крепостной период.     

Примечания

[1] Крупянская В.Ю., Полищук Н.С. Культура и быт рабочих горнозаводского Урала (конец XIX– начало XX вв.). М., 1971. 286 с.

[2] См., например: Коробков, Ю.Д. Социокультурный облик рабочих горнозаводского Урала: вторая половина XIX – начало XX века. – М.: Изд-во «Слово», 2003; Общественное сознание и быт населения горнозаводского Урала (XVIII — начало XX вв.): сб. науч. ст. / отв. ред. Н.А. Миненко. – Екатеринбург, 2004; Горнозаводские люди и крестьяне России в XVIII-начале XX в.: общественное сознание и быт: сб. науч. ст. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. – 236 с.; Миненко Н.А., Рабцевич В.В. Право и обычай в крестьянской семье (Урал и Сибирь в XVIII—XIX веках). Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1998. – 180 с.; Уральский город в  XVIII – начале XX в.: история повседневности. Екатеринбург, 2001; Миненко Н.А. и др. Повседневная жизнь уральского города в XVIII - начале XX века. – М.: Наука, 2006. – 384 с..

[3] История Урала с древнейших времен до 1861 г. М., 1989. С. 416.

[4] Там же. С. 502–511.

[5] См., например: Традиционная культура русского крестьянства Урала XVIII–XIX вв. / Ин-т истории и археологии Урал. отд-ния РАН ; ред. Н.А. Миненко. – Екатеринбург: Институт истории и археологии УрО РАН, 1996. – 359 с.; Традиционная народная культура населения Урала: материалы международной научно-практической конференции. – Пермь, 1997. – 224 с.

[6] См., например: Черных А.В. Народы Пермского края. История и этнография. – Пермь: Издательство «Пушка», 2007. – 296 с. 

[7] См., например: Попов Н.С. Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному ее состоянию в отношении к земледелию, многочисленным рудным заводам, промышленности и домоводству, сочиненное по начертанию Императорского Вольного экономического общества высочайше одобренному и тщанием и иждивением оного общества изданное. Ч. 1–3. – СПб.: В Имп. тип., 1811–1813. Ч. 1. – 1811. – 395 с. Ч. 2. – 1813. – 317 с. Ч. 3. – 1813. – 355 с.

[8] Теплоухов Ф.А. Народное празднество «Три елочки» в Богородской волости Пермского уезда // Пермский край. Пермь, 1892. Т. 1. С. 138­–148; Вологдин И. Жизнь крепостных людей графов Строгановых в Оханском уезде Пермской губернии // Пермский край. Т.3. 1895. С. 200–226; Сюзев П.В. Народное празднество «Токмач» в Дубровской волости Оханского уезда // Пермский край. Пермь, 1895. Т. 3. С. 300–302; Предтеченский Я. О свадебных обрядах г. Чердыни // Пермский сборник. Повременное издание. Кн. 1. М.: Тип. Лазаревского института восточных языков, 1859. С. 3–107; Рогов. Материалы для описания быта пермяков // Пермский сборник. Кн. 2 . М.: Типография Грачева и К°, 1860. С. 1–127; А.Т. Примеры исследования быта крестьян в хозяйственном отношении // Пермский сборник. Кн. 2. отд. 3. С. 18–39.  

[9] Дмитриев А.А. Памяти И.В. Вологдина // Пермский край. Сб. сведений о Пермской губернии. — Пермь, 1895. Т. 3. С. 482–486.

[10] Вологдин И. Указ. соч. С. 201.

[11] Там же. С. 202.

[12] Там же. С. 203 ,207.

[13] Там же. С. 204.

[14] Там же. С. 206–207.

[15] Там же. С. 208.

[16] Там же. С. 212–213.

[17] Там же. С. 209–211.

[18] Там же. С. 213.

[19] Там же. С. 214.

[20] Там же. С. 214–217.

Т.Г. Мезенина

UraloVed.ru

Мезенина Т.Г. Очерки И. Вологдина как источник реконструкции крестьянской жизни (статья) печ.
Сборник: Стратегия экономического, политического, социокультурного развития регионов в условиях глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции. Березники: филиал УрГЭУ, 2012. – С. 257–259

Смотрите также: 

«Строгановский Урал» на страницах очерков Д.Н. Мамина-Сибиряка

Изображение провинциального Кунгура в книге путевых очерков В.И. Немировича-Данченко «Кама и Урал»

Очёрский краеведческий музей им. А.В. Нецветаева. В Очёр за впечатлениями!

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Рекомендации