23 июня завершился самый масштабный фестиваль в истории Урала «Белые ночи в Перми». И уже сейчас можно сказать, что он, скорее всего, был последним…
Вопреки появлявшейся в прессе информации о продлении работы полюбившегося пермякам и гостям города фестивального городка, его закрыли и в спешном порядке демонтируют («Как сказал художник-очевидец: ломают с такой скоростью, будто им поручили в два дня пройтись по эспланаде бульдозерами и закатать все в асфальт», - пишет senat-perm).
"Белые ночи в Перми". Фото - senat-perm
Скандалы вокруг фестиваля «Белые ночи» начались с выставки красноярского художника Василия Слонова «Welcome! Sochi 2014». Художник иронизировал над символами сочинской Олимпиады, строительство объектов для которой поражает воображение размахом коррупции. Выставка художника была закрыта властями.
Скандальная выставка. Фото - senat-perm
Затем были закрыты еще две выставки - экспозиция художественной группы из Израиля «Новый Барбизон», выразившей поддержку Слонову, а также выставка Сергея Каменного «Российское барокко» на тему московских уличных протестов.
Кроме того, был отменен проект «Оккупай Пермь» - городской лагерь для арт-активистов, не попавших в программу «Белых ночей».
После разразившегося скандала пермские власти от лица и.о. министра культуры края Игоря Гладнева поспешили уволить Марата Гельмана с поста директора Музея современного искусства PERMM. Именно с Маратом Гельманом многие связывали начавшуюся в Перми в 2008 году благодаря бывшему губернатору Олегу Чиркунову уникальную для России культурную революцию.
Марат Гельман
Помимо увольнения Гельмана, в дирекции «Белых ночей», в Центре по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики, а также в музее современного искусства PERMM прошли обыски, не увенчавшиеся успехом для силовиков.
"Белые ночи в Перми". Фото - senat-perm
Ситуацию прокомментировал бывший губернатор Пермского края, ныне фактически эмигрировавший в Европу: «Не нравится возня в Перми. Все те же люди пишут доносы. Все те же люди распускают слухи о скорых переменах. Некрасиво. Главное, держаться от этого подальше», — написал Олег Чиркунов на своей странице в Facebook.
Не остался в стороне и бывший министр культуры края Николай Новичков: «Если ИО министра культуры Пермского края позволяет себе решать, кто будет директором музея PERMM, это либо мания величия, либо невменяемость».
Отвечая на вопросы пермских депутатов, сам и.о. министра культуры Гладнев дал понять, что «Белые ночи» в том масштабе, в каком они проходили, вряд ли еще когда-то состоятся:
«На 80% программа этого фестиваля составлена из той деятельности, которую сегодня можно абсолютно органично вписать в деятельность наших подведомственных учреждений... [События] можно с таким же успехом разнести на весь год… Сложилась ситуация, когда сам по себе фестивальный городок становится объектом культуры и досуга. Меня не все устраивает в месте дислокации. По моему мнению, нужно искать площадку, которая была бы локальной, обеспеченной инфраструктурой».
Скорее всего, избавятся пермские власти и от арт-объектов, в частности, от «красных человечков», ставших одним из символов Перми. Их планируется переместить из центра города в Музей современного искусства или на какую-то другую отдельную площадку.
Можно по-разному относиться к личности Марата Гельмана и к тратам на культурные проекты в Перми. Но факт, что культурная жизнь в Перми в последние пять лет била ключом, заметно преобразив жизнь города. В этом Пермь оставила далеко позади соседние регионы, в том числе Екатеринбург.
Танцы на стене. "Белые ночи в Перми". Фото - senat-perm
За пятилетие культурной революции в Перми и практически во всех районах Пермского края появилось множество фестивалей, привлекающих тысячи туристов из соседних регионов (самый грандиозный из них, безусловно, «Белые ночи»). В эти годы появились музей PERMM, театр «Сцена-Молот», «Центр поддержки культурных проектов», Пермский центр развития дизайна, экстрим-парк и т.д. В Перми работал единственный на Урале информационно-туристический центр, реально помогавший туристам (закрытый при новом губернаторе Басаргине). Улицы города украсили новые «культурные» остановки (увы, практически уничтоженные расклейщиками объявлений), оригинальные рисунки на серых до этого будках и зданиях, многочисленные уличные скульптуры и арт-объекты. Были разработаны бренды пермских городов. И многое другое, в том числе благодаря появившейся частной инициативе.
Пермь фактически стала экспериментальной площадкой нового, доселе невиданного в России явления. Уникальный случай, когда в российском регионе главная обсуждаемая тема - культура, а не ЖКХ или социалка. Хоть и не все этим были довольны.
Пермь привлекла внимание многих современных, креативных людей, уставших от традиционной для нашей страны серости. Малоизвестная до этого многим россиянам Пермь (среднестатистический россиянин нередко путал ее с Пензой) стала известна всей стране.
Хотя, конечно, не все удалось реализовать, а многие морально неготовые к чему-то новому пермяки восприняли такое неслыханное внимание к культуре в штыки.
Теперь Пермь постепенно откатывается назад.
Цифры:
250 миллионов рублей ушло на фестиваль «Белые ночи в Перми» в 2013 году (официально значительная часть этой суммы – внебюджетные поступления).
1 миллион человек посетило фестивальный городок за 23 дня его работы.
5 968 артистов, художников, скульпторов, танцоров и циркачей из разных регионов и стран мира приняло участие в «Белых ночах – 2013».
40-50 миллионов рублей пермяки и гости города потратили в фестивальном городке на еду и сувениры.
437 миллионов рублей уйдут из бюджета Пермского края в виде финансовой помощи «бедному» Газпрому.
UraloVed.ru
Поддержать «Ураловед»
Комментарии
Хотя НЕТ, не правильно. Потому что народ не поверит тем, кто ел с руки этой власти, рождая "красных человечков". Тупик-с. Но, наверное, это к лучшему. Те, кто действительно готов и хочет что-то менять, придет и изменит. Без всяких Гельманов, Лебедевых, а тем более -господдержки.
В Перми власть еще, можно даже сказать, пошла навстречу :) Вот, если бы как Куйвашев поздравила авторов отмеченных международной общественностью :) карикатур на себя и даже сказала, что давало на них добро заранее (что, впрочем, не исключено :)), но при этом оставила бы вопрос, родивший карикатуры, в прежнем состоянии, то усложнила бы задачу будущим критикам. Танцуйте, мол, киски ;), мы вам даже похлопаем, но жить вы будете так, как мы решим.
Невозможно себе представить Великие, Свободные и Прекрасные "Белые ночи в Е-бурге.
Все зачищено, как к в гробу - какой уж тут Гельман,
Помните зимний скандал с 2 люстрами у оперного?
А барабанов у нас, как атомной бомбы боятся - давно под запретом барабаны, не говоря уж о флеш - мобах и др. проявлениях народного творчества.
"зачем стадам дары свободы
Их должно резать или стрич
Уделом их из рода в роды
Ярмо с гремушками, да бич!"
этот вопрос "Зачем" крутится в головах тех, кто сам из стада. А между тем, некоторые коровы знают, что они могут летать, и летают, когда всё стадо спит. Но это, конечно, личное решение свободы...
RSS лента комментариев этой записи