Нижняя Синячиха и музей-заповедник деревянного зодчества

Нижняя Синячиха сейчас известна многим. Каждые выходные сюда приезжают туристы. Здесь можно почувствовать себя в селе XIX века, увидеть старинные постройки, узнать о быте наших предков. О том, как все начиналось и чем интересны объекты Нижней Синячихи смотрите в этой статье.

Нижняя Синячиха

История села и Нижнесинячихинский завод

Нижняя Синячиха в виде небольшой деревеньки появилась в 1680-е годы. Здесь проходила дорога из Верхотурья в Ирбит. А вскоре тут появился и завод.

Нижнесинячихинский завод на реке Синячихе был передельным, сопутствующим Алапаевскому заводу. Дело в том, что казенный (государственный) Алапаевский завод не справлялся с переработкой чугуна в железо. При осмотре завода в 1723 году начальник Уральских горных заводов Вильгельм де Геннин распорядился построить дополнительный завод. Нижнесинячихинский завод начали строить 14 апреля 1724 года, а в 1726 году уже выдали первое железо.

Первое время заводу не очень везло. В 1730 году прорвало плотину пруда. Затем все повторилось через три года.

В 1759 году завод вместе с Алапаевским передали из казны в частное управление к гвардии секунд-майору Александру Гурьеву. Так его наградили за участие в дворцовом перевороте.

11 сентября 1766 года Гурьев продал предприятие Савве Яковлеву, который организовал на Урале целую промышленную империю, обогнав Демидовых. Начинавший с уличной торговли, Савва Яковлев (Собакин) стал одним из богатейших людей России.

Во время пугачевского восстания 1773-75 годов крестьяне и рабочие завода не поддержали повстанцев, поскольку получали неплохое жалование, и поводов для бунта у них не было.

Нижнесинячихинский завод закрылся в 1828 году. К нашему времени от него ничего не осталось, кроме дома заводоуправления, пруда и дамбы реконструированной плотины. Да и плотина пруда, прорвавшаяся во время паводка 1926 года, была восстановлена только в 1992 году.

 Село Нижняя Синячиха, старое фото

Иван Данилович Самойлов

Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества - это единственный музей такого рода на территории Свердловской области. На Среднем Урале сравним с ним музей в Хохловке (Пермский край), в чем-то даже опережая.

Но самое удивительное в этом музее то, как он создавался. В это трудно поверить, но музей создан благодаря энтузиазму одного-единственного человека.

«Иван Данилович – человек большой и чистой души, воплотивший в себе лучшие черты национального характера. Каждый экспонат музея – эпизод из биографии его создателя, а все вместе они – рассказ о его судьбе, подвижничестве и бескорыстии», - писал академик Д.С. Лихачев.

Иван Данилович Самойлов родился в деревне Исаково Алапаевского района 6 сентября 1922 года. Там, на улице Нижней, сохранился дом, в котором он жил. 

Дом в деревне Исаково, в котором родился и жил И.Д. Самойлов

Самойлов прошел Великую Отечественную войну, в том числе участвовал в битве за Москву. Был ранен. Получил ордена Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Почета, несколько медалей. Вернувшись на родину, работал инженером-землеустроителем. Тогда-то и возник интерес к родной земле и народной культуре.

Иван Данилович писал:

«В 1947 году я впервые побывал в деревне Грязнуха на границе района. Это посещение меня поразило. Местная часовенка напоминала настоящий музей древнерусского искусства. Чего только в ней не было! Иконы местного письма, рукописные и старопечатные книги, чеканка и гравировка, вышивка и резьба по дереву… Давным-давно нет на месте той часовни, неведомо куда сгинули собранные в ней чудеса, но я помню их до сих пор. Наверное, после таких вот встреч, которые бывали и позднее, во время моих многочисленных землеустроительных поездок и потянуло меня к коллекционированию, а потом появилась и мысль о создании музея».

Иван Данилович Самойлов

В деревнях Самойлов на собственные средства начал покупать предметы народного искусства. По его словам, не мог смотреть, как они гибнут, порой идя на дрова. Когда коллекция стала большой, задумался над созданием музея. И тут вспомнил про удивительное здание бывшей церкви в Нижней Синячихе, к тому времени разрушавшееся. После четырехлетних ходатайств Самойлова бывшую церковь признали памятником архитектуры республиканского значения.

Домовая живопись

С 1967 года Самойлов своими силами, на общественных началах взялся за реставрацию Спасо-Преображенской церкви как памятника архитектуры. Здание было сильно разрушено, восстановление заняло десять лет. Интересно, что во время реставрации иногда находили застрявшие пули – отголоски событий гражданской войны.

В 1978 году Иван Данилович открывает в отреставрированном здании музей уральской домовой живописи. А затем на близлежащей территории создает музей под открытым небом – заповедник деревянного зодчества и народного искусства. Сюда свозит старинные памятники архитектуры: часовни, сторожевую вышку, ветряную мельницу, пожарную и др. Самойлов ездил по Среднему Уралу, искал ценные деревянные постройки. Найденные жемчужины архитектуры осторожно разбирались, перевозились, заново собирались в Нижней Синячихи и реставрировались. Если бы не Самойлов, то их бы уже давно не было.

В 1989 году Иван Данилович был избран народным депутатом СССР от Советского фонда культуры.

Музей в Нижней Синячихе, Свердловская область

В 1995 году Нижнесинячихинский музей получил статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения. Вот так старания одного человека сделали небольшое уральское село уникальным и известным как минимум на весь Урал.

Иван Данилович Самойлов – первый почетный гражданин Свердловской области.

7 августа 2008 года после долгой болезни Ивана Даниловича не стало. Он похоронен у стен здания церкви, реставрации которой отдал многие годы своей жизни. Спустя год Нижнесинячихинскому музею-заповеднику присвоено имя Самойлова.

Могила Самойлова

Видео об И.Д. Самойлове: 

Видео канала "Алапаевск. Видеоистории" 

Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества

Музей создан И.Д. Самойловым в 1978 году. Она занимает площадь 64 га. На территории музея под открытым небом стоят усадьбы крестьян XVII, XVIII, XIX веков (можно проследить, как со временем менялись архитектура и конструкция домов), башня острога, кузница, баня в три бревна, пожарная, ветряная мельница, сторожевая башня, часовни, постоялый двор, а в здании Спасо-Преображенской церкви выставлена коллекции народной росписи по дереву XIX – начала XX века. Все это на энтузиазме собрано Самойловым!

Интересный факт: коллекция росписи была собрана Самойловым из 130 изб в 68 деревнях и селах десяти районов Свердловской области. 

Теперь о каждом объекте музея подробнее. Ведь у каждого строения в Нижнесинячихинском музее-заповеднике своя судьба, своя неповторимая история.

 Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества

Спасо-Преображенская церковь

Грандиозная по красоте и величию церковь является главной архитектурной доминантой Нижней Синячихи. Строилась с 1794 по 1823 год (т.е. почти 30 лет). Имя талантливого зодчего затерялось в веках и нам неизвестно. По местной легенде начинал строительство храма итальянский архитектор, непонятно как оказавшийся на уральской земле. Но однажды архитектор поскользнулся на строительных лесах, упал и разбился. Хотя специалисты считают, что здание строил, скорее всего, какой-то тобольский мастер.

Спасо-Преображенская церковь - редкий и, пожалуй, лучший образец сибирского барокко.

Спасо-Преображенская церковь Нижней Синячихи

В 1937 году церковь закрыли, использовали под зернохранилище. Разрушающееся здание приметил И.Д. Самойлов и своими силами в конце 1960-х годов начал реставрацию. Искал деньги, покупал стройматериалы, нанимал рабочих (главным образом работали местные пенсионеры-плотники). Особенно сложными и опасными были высотные работы.

К осени 1977 года реставрация закончилась. И тут выяснилось, что на отреставрированные чужими руками площади претендует Свердловский областной краеведческий музей. С трудом Самойлов отстоял отреставрированную им церковь, и в 1978 году был образован музей с уникальной коллекцией уральской народной росписи по дереву. Особенно интересна «белая горница» из деревни Мезень Алапаевского района – полностью обставленная комната крестьянской избы начала XX века. Самый ранний из достоверно датированных образцов уральской росписи, представленных в музее, относится к 1869 году.

Народная роспись на Среднем Урале была распространена примерно с начала XIX по начало XX века. Ей занимались народные мастера, которые приходили с Вятки и с реки Кармак, которая находилась в стороне Тюмени. Художники использовали краски, полученные из растёртых природных минералов. Такой порошок разводили олифой. Поэтому народная роспись до сих пор радует глаз яркими и насыщенными цветами. В основе композиции обычно были растительные мотивы: дерево жизни, букет, куст или ветвь. Иногда можно было увидеть птиц, животных, а порой и какие-то сценки из жизни. Кстати, расписать дом стоило недешево. Мастера брали за это 40 рублей, в то время как за корову тогда просили 15 рублей. Расписывали и предметы быта - мотивы там были аналогичны настенным, но только меньших размеров. 

Помимо уральской народной росписи по дереву в музее представлены написанные здесь иконы, церковные книги и предметы. На стенах красуются очищенные с помощью мыла и восстановленные художниками фрески.

Именно со Спасо-Преображенской церкви туристы начинают знакомство с Нижней Синячихой. Это главное здание музея, здесь продаются билеты в музей-заповедник.

Крестьянская усадьба XVII века

Самая старая и одна из самых интересных построек музея-заповедника. Реконструкция усадьбы стоила больших трудов. Она собиралась по частям, ведь найти постройки такого времени – большая редкость. За основу взяли избу из деревни Таборы, несколько бревен добавили из деревни Мысы, накатный бревенчатый потолок перевезли из Черемисиной, бревенчатый фронтон из Никоновой, охлупень из Арамашки. По частям собирали сени, крыльцо, внутреннее убранство. Крыша сделана без единого гвоздя. Изба XVII века отличается своей монументальной основательностью. И ведь все это наши предки строили при помощи одного топора (пил тогда не было). Именно такие дома ставили первые уральские поселенцы (похожую избу того времени - избу бабы Кати - можно увидеть в селе Коптелово). Внутри воссоздан интерьер того времени, по которому можно судить о быте XVII века.

Крестьянская усадьба XVII века

Рядом с избой обратите внимание на амбар с навесом, колодец с «журавлем». Представлен во дворе и фрагмент избы с волоковым окном. А какова лежащая у забора колода для кормления лошадей из ствола огромного дерева в несколько обхватов! По числу годовых колец установили возраст дерева – 234 года. Эту колоду привезли из деревни Грязнуха.

 Колода

Необычен для современных уральцев и забор из толстых бревен. Он играл защитную функцию и позволял отразить набеги неприятелей (например, бунтовавших время от времени башкир), которые случались в то время.

За избой находится баня, всегда приводящая туристов в восторг. Сруб из толстых бревен-половинок в три венца. Этим деревьям было несколько сотен лет. Баня топилась «по-черному». Дым от топки-каменки выходил не через трубу, а через отверстие в стене. Эта старинная баня привезена из деревни Городище Алапаевского района.

Баня по-черному 

Перед входом на территорию усадьбы XVII века стоит постройка, внешне похожая на избушку, вросшую в землю чуть ли не по крышу. Это надпогребеница (т.е. помещение, стоявшее над погребом).

Надпогребенница

Крестьянская усадьба XVIII века

За век быт уральцев заметно изменился, изменилась и изба. А как – увидите сами в Нижней Синячихе.

Избу привезли из деревни Вогулка Алапаевского района, а амбар - из деревни Кулига. Дом XVIII века украшен деревянной резьбой, выразительным коньком и росписью 1892 года.

Крестьянская усадьба XVIII века 

Крестьянская усадьба XIX века

На крестьянские дома XIX века начала оказывать влияние городская архитектура того времени. С виду он мало отличается от привычных деревенских домов. Но это только на первый взгляд.

Постройка перевезена из деревни Камельской Алапаевского района в 1981 году. В то время деревня ликвидировалась и ни в одном из трех десятков домов уже никто не жил.

Фасад дома украшен красивой деревянной резьбой. Внутри воссоздана обстановка, какая была в усадьбе XIX века. «Белая горница» дома украшена великолепной росписью, выполненной в 1897 году. 

Двухэтажный амбар попал в Нижнюю Синячиху в 1982 году из села Кировское. Главное украшение амбара – перила с точеными балясинами.

Крестьянская усадьба XIX века

Часовня Савватия и Зосимы Соловецких

Часовня построена в конце XVIII века и названа в честь святых Соловецкого монастыря. Привезена в Нижнюю Синячиху из деревни Кокшаровой Верхнесалдинского района в 1981 году. Эта деревня еще в XIX веке прославилась археологическими находками, но сейчас ее уже не существует.

В часовню можно зайти и посмотреть экспонаты музея резьбы по дереву. Безусловно, самый интересный экспонат - большой макет Крестовоздвиженской церкви Кыртомского монастыря. Церковь, построенная в 1900 году, была очень красива: шатровая крыша, галереи, одиннадцать глав, фронтоны крылечек, орнамент резьбы по кедровой древесине.  

Эту уникальную деревянную церковь И.Д. Самойлов планировал перевезти в Нижнюю Синячиху. Но не успел… Уже начались подготовительные работы, как 10 июля 1972 года монастырь был уничтожен вспыхнувшим пожаром. Остались лишь фотографии и данные архитектурных обмеров. Макет создан П.А. Харловым в одну семнадцатую натуральной величины.

«Все последующие годы мне не давала покоя эта, без преувеличения, трагедия, не оставляло какое-то чувство вины. Ведь это бы, вероятно, самый яркий в наших краях образец умения и таланта народных зодчих!», - писал Самойлов.

Он до последнего мечтал воссоздать эту архитектурную жемчужину в Нижней Синячихе.

Часовня Савватия и Зосимы Соловецких 

Часовня Вознесения

Эта постройка музея-заповедника за счет цветового решения самая яркая, радующая глаз: красно-коричневые стены, голубая крыша, белые цоколь, двери и карнизы.

Часовню датируют началом XIX века. Находившуюся на грани разрушения постройку привезли в 1980 году из заброшенной деревни Карповой Верхотурского района.

Вывозили ее с риском для жизни. Иван Данилович вспоминал:

«После первого дня работы мы с Окуловым остались ночевать в брошенном доме. Поздно вечером заявились четыре молодца – вербованные рабочие химлесхоза. Всю ночь пьянствовали, ругались, дрались, хвалились, кто больше «на зоне» отсидел… Один особенно куражился, ножом угрожал. Пришлось терпеть – не уезжать же, не сделав дела. Оставлять часовню нельзя было даже на день: увезли бы на дрова».

С 1982 года здесь действует постоянная выставка работ прикладного искусства народного мастера Христины Денисовны Чупраковой - картины из ткани, плетеные коврики, фигурки из глины, самодельные игрушки.

Часовня Вознесения Господня в Нижней Синячихе

Спасская часовня

Часовня XIX века из села Юрты, некогда стоявшем на Бабиновской дороге, стала самым молодым экспонатом музея-заповедника деревянного зодчества. По легенде она построена в знак благодарности купцом, исцеленным от тяжелой болезни знахарем села Юрты.

Спасская часовня в селе Юрты близ Павдинского завода. Фото 1910-х годов
Спасская часовня в селе Юрты близ Павдинского завода. Фото 1910-х годов из экспедиции геолога Михаила Павлова

Некоторое время часовня хранилась в Екатеринбурге в помещении ДК Дзержинского (ныне - здание Свердловского областного краеведческого музея на проспекте Ленина). В 2001 году по ходатайству Самойлова часовню передали в Нижнесинячихинский музей-заповедник.

Спасская часовня

Постоялый двор (таможенный пост)

Этот большой, двухэтажный дом-шестистенок стоял на оживленном Сибирском тракте в деревне Лучинкино Тугулымского района Свердловской области. На него обратили внимание участники экспедиции Свердловского архитектурного института 1986 года. К изучению дома подошли основательно. Дендрохронологи установили, что деревья для строительства были срублены в 1806-1807 годах. Выходит, что дом из Лучинкино – старейшее двухэтажное деревянное строение Урала. Говорят, что в этом доме по дороге в сибирскую ссылку могли останавливаться декабристы.

Увы, ставший хозяином дома тюменский бизнесмен не счел дом за уникальный памятник архитектуры и начал его «благоустраивать». Так, на первом этаже разместил гараж, потом принялся и за второй. Продать дом музейщикам хозяин отказался. В итоге сохранились лишь архитектурные обмеры, фотографии и некоторые старинные элементы. То есть в Нижней Синячихе построили новодел – точную копию архитектурного шедевра из Лучинкино. Делалось это непросто. Например, найти подходящий лес удалось только в Сысертском районе. Посмотреть на дом пока можно только с улицы. Работы по воссозданию продолжаются с 2004 года. Когда-нибудь внутри появятся новые экспозиции музея, пока же на здание можно посмотреть только с улицы.

Постоялый двор в Нижней Синячихе

Башня Арамашевского острога

Эта башенка деревянной крепости с частоколом из заостренных сверху бревен - реконструкция. И неудивительно, ведь крепости и остроги на Урале ставили в XVII-XVIII веках для защиты от набегов татар и башкир. С тех пор они до нас просто не дошли.

На крыше башни дозорная вышка с шатровым завершением. Отсюда вели наблюдение за округой. Место для реконструкции удачно выбрано перед спуском в долину реки. Стоящая на фоне пруда башня производит особенное впечатление.

И.Д. Самойлов вспоминал:

«Когда мы с бригадой плотников приступили к реконструкции башни, было такое ощущение, что среди нас незримо присутствовал наш далекий предок: вся работа, начиная с заготовки леса, шла по канонам старых мастеров. С Александром Ивановичем Окуловым мы объездили и обошли немало лесных урочищ, прежде чем выбрали подходящий участок. На работу ушло три месяца. Интересно, что бы сказали о ней плотники XVII века? Мы же делом своих рук остались довольны: башня получилась как на картинке».

В прошлом такой острог стоял на высокой скале над рекой Реж – на месте нынешнего села Арамашево (кстати, можете заехать туда по пути в Нижнюю Синячиху). Сейчас на месте крепости в Арамашево возвышается каменная церковь.

Башня Арамашевского острога

Пожарная

Стоит по соседству с башней острога. Это здание родом из деревни Катышка Алапаевского района, что на реке Реж. Пожарные сооружения раньше играли огромную роль, ведь пожары на Урале были настоящем бедствием. Иногда они дотла уничтожали целые населенные пункты. Поэтому пожарные были в каждой деревне.

На крыше здания - дозорная каланча. Здесь вели наблюдения, а завидев дым били в колокол, быстро собирая жителей на борьбу с огненным бедствием.

Внутри, за решеткой экспонаты: старинные пожарные машины, бочка для воды, багры, различный пожарный инвентарь.

У входа на перекладине висит сплошной колокол. А за пожарной - покосившийся от времени деревянный чан для воды. Из него пожарные брали воду.

Пожарная

Сторожевая башня

Эта высокая деревянная башня также служила для наблюдения за пожарами. Сторожевая башня - самое высокое сооружение на территории музея-заповедника. Ее высота - 35 метров. С нее же и начинался Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества. Это первый экспонат музея под открытым небом. Башню перевезли в 1979 году из поселка Красногвардейский Артемовского района. До этого она стояла на территории кранового завода. А когда она стала мешать развитию предприятия и ее решили убрать, вовремя приехал Иван Данилович. Непросто было разобрать башню для транспортировки. Как-никак шестьдесят рубленых венцов и высота более трех десятков метров. Каждое бревно крепилось шкантами, имелись замки. Разъединять бревна сруба было трудно.

«Десять дней разбирали мы башню вдвоем с Окуловым. Работу начинали в 6 часов утра, кончали в 9 вечера. Хоть и опасно было, работали без лесов. Каждое бревно приходилось спускать по веревках. Все – вручную, на пределе сил. Перевозили башню в течение недели на семи машинах», - вспоминал позже Самойлов.

Интересно, что сначала башню думали поставить на скале Камешок. Но передумали и поставили на нынешнем месте, что оказалось очень даже удачно.

Верхушку башни венчает флюгер с цифрами «1928-79». Они означают дату постройки и дату переноса сооружения.

Сторожевая башня

Правее башни стоит скромный памятник Нижнесинячихинскому заводу с надписью:

«На этом месте у реки Синячиха стоял завод Саввы Яковлева (1724-1834)». Рядом лежат лиственничные бревна с заводской плотины.

А поблизости кузница и памятник-якорь. Это якорь со своей историей. Он был найден в реке Реж недалеко от села Арамашево.

Кузница и якорь

Дом заводоуправления

Каменное одноэтажное здание близ пруда - немногое, что осталось от Нижнесинячихинского завода. Его стены толщиной около метра сложены из природного плитняка.

Размещенная здесь выставка – одна из самых важных и интересных. Ведь она рассказывает о человеке, без которого ничего этого не было бы – об Иване Даниловиче Самойлове. Фотографии, документы, страницы дневника Самойлова и многое другое увидите здесь.

Также здесь представлены картины алапаевских художников, образцы русского художественного текстиля, ручного ткачества.

Рядом стоит памятник в честь погибших в годы гражданской войны. В центре монумента на памятной плите слова: «Земляки-синячихинцы! Чтите память героев гражданской войны, борцов за светлое будущее народов России, погибших осенью 1918 года. Спите спокойно, русские орлы. Потомки чтят и множат Вашу славу». Слева и справа на пилонах фамилии почти 150 синячихинцев - жертв братоубийственной войны.

Дом заводоуправления

Кладбищенская часовня Ильи Пророка

На холме за плотиной пруда расположено сельское кладбище, у входа на которое возвышается красивая деревянная Ильинская часовня. Это современная реконструкция некогда стоявшей здесь часовни. Особую выразительность часовне придает главка с круглым барабаном и луковицей.

«Побывайте вблизи часовни, а уходя, обернитесь. Среди кустарника и берез на горе стоит скромное деревянное строение, над которым незримо витает дух далекого прошлого», - напутствовал И.Д. Самойлов.

Часовня на кладбище Нижней Синячихи, Свердловская область 

Часовня Александра Невского

Родина часовни – старинное село Останино Алапаевского района. В советское время ее приспособили под склад столовой, а потом вовсе забросили.

В Нижней Синячихе перевезенную часовню поставили на небольшой скале Камешок на берегу пруда. Благодаря необычной для часовен архитектуре (восьмерик с ротондой наверху), издали напоминает скорее беседку для отдыха.

Летом 2015 года в основании часовни археологи раскопали древнее святилище и бронзолитейное производство, действовавшие с 1 тысячелетия до нашей эры и вплоть до средневековья. Основная масса находок относится к так называемой петрогромской археологической культуре. Среди находок керамика, большое количество костей, наконечники стрел, жилья, иголки, украшения. Наиболее интересные находки: трехлопастной бронзовый наконечник стрелы скифского типа, поясная накладка, серьга и бронзовая иголка.

Часовня Александра Невского на Камешке 

Ветряная мельница

Мельница постройки 1916 года была перевезена в 1985 году из далекой деревни Мочищенск Гаринского района. Мельница стоит на левом берегу пруда, на территории соседней с Нижней Синячихой деревни Балакино.

Лопасти мельницы закреплены, поэтому не вращаются. Рядом на земле лежит каменный жернов. С помощью него в мельнице мололи зерно.

От верхнего сруба наклонно к земле спускаются 14-метровые деревянные рычаги. Ими можно было развернуть сруб мельницы к ветру.

Ветряные мельницы на Урале были не так распространены, как водяные. Хотя кое-где встречались еще и в советское время. А сейчас увидишь только в музее.

В планах у Самойлова было перевезти в Нижнюю Синячиху и водяную мельницу - из села Арамашево. В книге «Сокровища Нижней Синячихи» он пишет об этом, как о свершившемся факте. Но увы… Уникальное четырехэтажное деревянное здание сгорело, не дождавшись своего спасения.

Ветряная мельница Нижней Синячихи 

Колодцы

В центральной части музея-заповедника стоит ранее действовавший колодец начала XX века. Он интересен большим деревянным колесом. Крутя колесо, приводили в движение деревянный валик. На него наматывалась веревка или цепь, и поднималось наполненное водой ведро. Колодец местный, а колесо привезли из деревни Савиной.

Есть в селе и колодец, который в честь основателя музея-заповедника прозвали Данилычем.

Колодец

Кроме экспонатов музея в Нижней Синячихе сохранилось несколько старинных каменных зданий рубежа XIX и XX веков. А на въезде в село туристов встречает оригинальный резной знак из дерева.

Посетив Нижнюю Синячиху, вы перенесетесь в атмосферу уральской деревни прошлых веков, узнаете о быте наших предков. Проводятся здесь и фольклорные праздники: Масленица, Яблочный и Медовый Спас и другие.

Нижняя Синячиха с высоты птичьего полета: 

Автор видеоролика - Владимир Пантелеев

  • Телефоны Нижнесинячихинского музея: (34346) 75- 2-37, 75-2-30, 75-1-18.
  • Электронная почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.
  • Музей работает ежедневно (кроме праздничных дней) с 10:00 до 17:00. На экскурсии нужно записываться заранее.

Как добраться до Нижней Синячихи?

Проще всего доехать до Нижней Синячихи на автомобиле. Нужно ехать по трассе на город Реж, повернуть на Алапаевск. После Алапаевска едете далее по трассе на Верхнюю Синячиху. Не доезжая до нее, поворачиваете по указателю направо - на Нижнюю Синячиху. Некоторые постройки музея-заповедника видны уже с трассы, на подъезде к селу. Машину лучше всего оставить у Спасо-Преображенской церкви. Расстояние от Екатеринбурга – 160 километров. GPS-координаты музея: N 57º 56.875´; E 61º 45.938´.

Попутно можно посмотреть достопримечательности Алапаевска или заехать в музей в Коптелово.

Павел Распопов

Читайте также: 

Нижняя Синячиха (Свердловская область) на карте:

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Рекомендации