В Миякинском районе Республики Башкортостан, несколько в стороне от популярных туристических достопримечательностей, возвышается гора Нарыстау. Это место почитаемо среди мусульман. Здесь построена мечеть, рядом бьёт святой источник, а на вершинах холмов расположены две загадочные могилы.
Многие приезжают сюда за водой из святого источника Изге Гали. Местная вода считается целебной. Она холодная, мягкая, приятная на вкус. Не удивительно, что в этой степной местности такой удивительный, довольно многоводный источник издавна почитается. Как утверждается, в воде присутствуют ионы серебра. Рядом сооружена купель (в виде небольшого домика), где можно окунуться в ледяную воду. Источник Изге Гали пользуется значительной популярностью.
В 2012 году рядом с источником построили красивую мечеть Сахааба.
На вершинах двух холмов к востоку от источника и мечети видны почитаемые могилы. Над установленными там памятниками возвышаются красивые ажурные сооружения из металла в виде юрты, с возвышающимися полумесяцами – символами мусульманства. Их видно издалека. Рядом стоят скамейки для паломников. Выглядят такие сооружения на холмах непривычно для жителей других регионов, в Башкирии же подобно оформленные почитаемые могилы встречаются и на некоторых других вершинах. Как пишут авторы книги «Башкиры», ещё в XIX веке сюда съезжались паломники из разных отдаленных мест, в том числе из Казахстана.
Кто же похоронен на Нарыстау? Есть две версии. По одной из них, тут похоронены герои башкирского эпоса «Идукай и Мурадым». В одной из могил – богатырь Идукай, отличившийся в борьбе башкир против золотоордынского хана Туктамыша. По мнению историков, Идукай - это Едигей или Эдигей (1352-1419), который был темником Золотой Орды в конце XIV - начале XV веков. Он основал династию, которая возглавила Ногайскую Орду. Его потомками по мужской линии были князья Урусовы и Юсуповы. По этой версии на соседней вершине похоронен сын Едигея – Мурадым. Эта легенда о захоронении тут героев эпоса становилась популярной после публикаций фольклористов, но в последнее время стала встречаться реже.
Однако есть и другая версия, уже ставшая практически официальной. Считается, что тут похоронены два сахаба (сподвижника), которые отправились на земли башкир в 630 году по распоряжению самого пророка Мухаммеда. Это отец и сын – Зубаир ибн Заит и Абдуррахман ибн Зубаир.
Эта версия о миссионерах-суфиях появилась лишь в 2010 году и быстро вытеснила предыдущую. Её авторами стали местные последователи суфизма, которые опирались на откровения своего духовного наставника из Северного Кипра, главы Накшбандийского суфийского ордена шейха Назима-аль-Хаккани. Новость об откровениях шейха быстро разлетелась в СМИ и стремительно набрала популярность. Тогда-то на холмах и появились надгробия, а также была построена красивая мечеть.
Вот как пишет об этом событии башкирское издание «Электрогазета.рф»:
«Некоторые подробности выяснились в 2011 году во время встречи членов Общества активных мусульман из Башкирии с одним из потомков пророка Мохаммеда — шейхом Назимом аль Хакади. Шейх долго терялся в догадках, где же похоронены ученики его предка.
— Субхан, Алла, — воскликнул он, увидев фотографию Нарыстау. Он признал по описанию это святое место, отложив в сторону множество других снимков с изображением гор и холмов. — Надо огородить это место, оказать почести и внимание захоронению.
И в том же 2011 году на горе появилось металлическое ограждение с изящной ковкой в виде юрты, внутри которой расположилась чёрная плита с высеченными на ней именами сахабов».
То есть получается, что фактически «местом захоронения» этих миссионеров была назначена случайная вершина по одной лишь фотографии. Ни одного документального подтверждения версии о захоронении тут сподвижников Мухаммеда нет.
Не в пользу этой версии свидетельствуют и научные данные. Историк-археолог Г.Н. Гарустович в 1986 году проводил археологические раскопки на горе Нарыстау. Он вскрыл располагавшиеся тут в то время обе каменные оградки, высота которых не превышала 0,5 м. Под первой погребения не оказалось, а под второй было обнаружено захоронение мужчины-воина XIV века со следами рубленной раны. Сами оградки были построены из камней, взятых из разрушенных каменных насыпей близлежащего Ильчигуловского IV могильника (этот некрополь исследовал ещё в XIX веке антрополог Н.М. Малиев, он тоже относится к XIV веку). Г.Н. Гарустович предположил, что оградки были сложены местными жителями не ранее XIX века. Он отнёс это захоронение к обширному Ильчигуловскому некрополю. Так что «арабские сахабы VII века» в реальности оказались тюркоязычными кочевниками XIV столетия (кыпчаками).
Как пишут авторы книги «Башкиры», на вершине горы Нарыстау можно заметить и «следы» мифического коня Гали-батыра в виде двух незаросших травой участков. Сюда приходили с различными просьбами, оставляли монеты или если их не было – цветы, веточки черемухи, ягоды.
Кстати, одноимённая деревня Нарыстау расположена в стороне – в 4 км севернее от этого места (по прямой). Она совсем молодая – основана между 1914 и 1917 годами, названа по горе Нарыстау. Около деревни тоже возвышается живописная гора. Как предполагают авторы «Словаря топонимов Башкирской АССР», название горы могло произойти от слова коми «норыс» – «возвышенность, холм, бугор, пригорок, кряж» и «тау» – «гора».
Нам повезло побывать тут в свете заходящего солнца. Хотя ехали долго из-за плохой дороги, место понравилось – есть тут что-то особенное, умиротворяющее. Степная местность вокруг напоминает пейзажи Оренбуржья. Чувствуется приятный аромат степных трав. Поблизости расположен пруд на речке Нарые с платной рыбалкой, там построена база отдыха.
Нарыстау – знаковое место для Башкирии. Посещая эти места, пожалуйста, соблюдайте чистоту, порядок и уважение к традициям башкир. Это место можно посетить по пути на Аслыкуль – самое большое озеро Башкирии. Дорога туда идёт мимо горы Сусактау и Сатыртау.
Видео
Посмотрите видео из нашего путешествия по этим красивым местам.
Как добраться до Нарыстау
Ехать по трассе Уфа – Оренбург, в районе Стерлитамака повернуть на Раевский. Не доезжая до Раевского, повернуть налево – по указателю на Нарыстау. Дорога отсюда плохая (особенно местами, а в остальном - грейдерная), поэтому ехать по этому участку приходится довольно долго. Нужно проехать Нарыстау, Ильчигулово и повернуть к деревне Сергеевка. Вскоре свернуть налево – к мемориальному комплексу.
Координаты Нарыстау: N 53° 48.325´; E 55° 02.063´ (или 53.805417°, 55.034383°).
Расстояние от Уфы – 210 км, от Оренбурга – 330 км, от Челябинска – 610 км, от Екатеринбурга – 730 км, от Перми – 720 км.
Павел Распопов
Литература:
Башкиры. – Москва, 2015.
Гарустович Г.Н. Особенности распространения ислама среди башкир в эпоху средневековья // Уфимский археологический вестник. Вып. 13. 2013.
Кухтин Алексей. Мусульманские святыни Башкирии
Словарь топонимов Башкирской АССР. – Уфа, 1980.
Шикаев Владимир. Едем из Уфы на священную гору за исполнением желаний
Читайте также:
- Озеро Аушкуль, гора Ауштау и источник Аулия
- Чишминские мавзолеи. Мавзолей Хусейн-бека и Тура-хана
- Кэшэнэ Бэндэбикэ в Максютово