Во время путешествия по Свердловской области мы проезжали через небольшой городок Верхняя Тура. Раньше мы в нём уже были, но и сейчас, заметив недавно отреставрированную набережную, не смогли проехать мимо. И правильно сделали. При ближайшем рассмотрении набережная нас привела в восторг! Даже не верилось, что мы на Урале…
Итак, что же мы здесь увидели?
Здесь прекрасно отреставрировали деревянное здание водной станции, построенное в 1956 году. Если бы не эта реконструкция, то хоть и красивое, но уже знатно обветшавшее здание могло бы вскоре оказаться утраченным. Сейчас же отремонтированная водная станция стала главной доминантой этого нового городского пространства.
На новой набережной Верхней Туры уложили тротуарную плитку, поставили фонари и лавочки, разбили газоны, вдоль пруда установили ажурные ограждения. Получилось очень красиво. Есть тут и фонтан, но во время нашего визита он не работал.
Всё пространство новой набережной разделено на три тематические зоны. На верхней террасе около водной станции можно заниматься спортом: тут установлены тренажёры, есть беговые и велодорожки, уголок для катания скейтеров, есть детская площадка.
В прогулочной зоне можно не спеша пройтись, полюбоваться прудом, посидеть на лавочке. Предусмотрена и работа летнего кинотеатра (но пока этому препятствует эпидемическая ситуация), а перекусить можно в кафе.
Ещё одна часть набережной представляет собой выставочную зону. Ничего подобного на Урале больше не встретишь. Под навесами представлены воссозданные по чертежам и фотографиям образцы продукции Верхнетуринского завода: пушки, мортиры, бомбические орудия, снаряды и т.д. Около каждого экспоната установлены таблички с информацией.
Здесь же можно увидеть макет автомобиля местного умельца Дмитрия Николаевича Петунина в натуральную величину. В годы Великой Отечественной войны Петунин построил необычную «моторную телегу». Достать в то время бензин было почти невозможно, а на этой машине мастер соорудил газогенератор. В качестве топлива использовал обычные дрова. Машина развивала скорость до 10 км/ч, а её грузоподъёмность была 320 кг.
У входа на набережную со стороны завода установлен памятный знак «Дерево памяти города-завода». На нём угадываются пушечные ядра, напоминающие о том, что завод выпускал военную продукцию.
Из минусов набережной – здесь запрещено купание. Будем надеяться, что после окончания борьбы с коронавирусом это ограничение снимут. А может запрет связан ещё и с ремонтом плотины – вода в пруду была значительно спущена.
Как же такой объект, способный стать гордостью для любого города-миллионника, появился в Верхней Туре? В небольшом городке с населением всего-то 9 тысяч человек, состоящим главным образом из частного сектора. Оказывается, в 2018 году Верхняя Тура стала одним из победителей во всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной среды среди малых городов, единственным среди городов Свердловской области, и получила грант.
Из федерального бюджета на реконструкцию набережной выделили 30 млн руб., из областного – 60 млн руб., а из местного – 12 млн руб. Таким образом, общая стоимость новой набережной – более 100 млн руб. Проект реконструкции разработали архитекторы и дизайнеры проектного центра УрГАХУ «АРХЭКОПОЛИС» под руководством А.Ю. Печёнкина. Строительство шло с января по сентябрь 2019 года.
Поблизости расположен сквер молодожёнов, где тоже красиво. Верхняя Тура с момента нашего прошлого посещения изменилась до неузнаваемости и стала ещё приятнее. Если будете в этих местах, обязательно загляните!
Павел Распопов
Читайте также другие статьи про эти места: