Чистоп

Заметка о путешествии на хребет Чистоп холодным летом 2017 года.

Небольшая кавалькада из трёх легковых машин, одна из которых – с прицепом, грузно въезжала в город Ивдель. Наша группа планировала подняться на легендарный хребет Чистоп и дойти до развалин не менее легендарной РЛС (радиолокационной станции). Основным ядром нашего «отряда» была группа «Затуманщики» из городов Лесной, Богданович, Нижняя Тура, к которой присоединились и мы – двое из Североуральска и наши друзья из Новосибирска. Общее количество участников составило сакральное число 13.

В Ивделе мы перегрузили туристическое снаряжение и самих себя в вахтовку на базе «Урала» и отправились в дальнейший путь. Впереди 5-6 часов по лесным дорогам, вернее по бездорожью, и мы у подножия Чистопа. От Ивделя до посёлка Полуночного – хорошая грунтовая дорога, до развилки на Шипичный – тоже ничего, оттуда до Вижая – довольно сносная, от Вижая до Ушмы – гораздо хуже, от поворота на Ауспию – вообще никакая. Но… всё познаётся в сравнении. Когда наша машина свернула на малозаметную среди леса колею (дорогой это назвать язык не поворачивается) в сторону Чистопа, мы поняли, что весь предыдущий путь был идеальным трактом. Надо отдать должное нашему водителю Олегу – преодолевать такой путь может далеко не каждый.

Лагерь разбивали уже в сумерках. Начинался дождь. Наскоро перекусив, укладываемся спать. После целого дня пути нас ещё долго «покачивало лёжа». Утро солнцем нас не порадовало. Нудила – дождь заставил экипироваться «не по-детски». Впереди нас ждал длинный переход на вершину Чистопа.

Чистоп – загадочное место. В старину манси его почитали и одновременно побаивались. Не всем можно было туда ходить. Считалось, что там открываются «ворота в другой мир». В начале 70-х гг теперь уже прошлого века там строится радиолокационная станция, существование которой было очень скоротечным. Военные забросили её уже в 1986 году. Но и за этот короткий промежуток времени РЛС успела обрасти легендами.

Гора Чистоп

Пройдя километра два – три, от нашей стоянки, выходим на территорию бывшей воинской части, занимавшейся обслуживанием РЛС. Здесь сохранились фундаменты и развалины казармы, бани, гаража и других построек того времени. Тут мы нашли звёздочку с солдатской пилотки.

Отсюда серпантином уходит в гору дорога, проложенная военными до самой РЛС. Преодолев её зигзаги, поднимаемся выше границы леса, выходим на плато. Еле заметная на камнях ниточка дороги тянется к горизонту.

К холодному дождю добавился пронизывающий ветер, который умудряется на какие-то мгновения разогнать тучи. Дождь и солнце чередуются с завидной быстротой, как будто играют друг с другом в прятки. Мы ловим каждый момент чистого неба, чтобы окинуть глазом и запечатлеть фотообъективом удивительные по своей бесконечности горные массивы вокруг.

Чистоп натянул себе на «макушку» облако. Тут становится совершенно безразлично, идёт ли дождь, или нет, какая разница, когда ты входишь в «фабрику дождя». Видимость падает до 5-7 метров. Почти «на ощупь» разбредаемся по развалинам РЛС. Исчезающие в тумане фигуры в тёмных длинных плащах-дождевиках с натянутыми чуть не на глаза капюшонами, напоминали персонажей туристских баек типа «чёрного альпиниста».

Развалины радиолокационной станции на хребте Чистоп

Фото Л. Казанцевой

В лагерь вернулись к вечеру. Какое блаженство после многокилометрового перехода по горам растянуться в тёплом спальнике в палатке, по крыше которой дождь выстукивает колыбельную.

Новое утро – новое направление. Идём к снежнику в истоке реки Тосамьи. Идём прямо по руслу, вверх по течению, чтобы полюбоваться водопадиками, образовавшимися благодаря большому перепаду высот. Группа покидает лагерь в «урезанном» варианте, кому-то хватило и вчерашней нагрузки. Обычно «худенькая и стройненькая» в верховье Тосамья, после июньских дождей встречает нас бурными потоками, даже в сапогах её не везде можно перейти.

Река Тосамья на Чистопе

Эта маленькая речушка промыла себе глубокое ущелье, прорезав скальный «бок» старика Чистопа. Через час – полтора часть группы решает вернуться в лагерь. Черпать сапогами ледяную воду не хочется, тем более воды нам хватает с неба. Идти до конца решаются только трое – уж очень захотелось прошлогоднего снега в конце июля. Туман, поднимавшийся снизу по ущелью, то обгонял нас, то, на высоких подъёмах, чуть отставал, снисходительно позволяя нам рассмотреть зубчатые кромки крутых склонов. Шум бурлящей на перекатах воды заглушал все остальные звуки.

Наша «упёртость» была вознаграждена. Снежник в истоке этим холодным летом был огромным. Потоки воды промыли под ним большую полость, под «крышу» которой можно было войти почти во весь рост.

Снежник на Чистопе

Подниматься из ущелья по крутому склону было даже легче, чем обычно, благодаря плотному снегу. Наверху, к нашему удивлению, ярко светило солнце, но само ущелье в считанные секунды плотно закрылось туманом, сразу, как только мы оттуда вышли. Случись это несколькими минутами раньше, нам пришлось бы долго искать в тумане выход на дорогу, так как при такой видимости ориентиров просто нет. В лагерь мы вернулись мокрые, уставшие, но довольные, тем более, что там нас ждал горячий ужин. Спасибо друзьям, позаботились!

Утром группа свернула свой лагерь и отправилась в Ушму. Сюда я приезжаю не первый год и, что удивительно, какая бы погода не была накануне, Ушма всегда встречает солнцем. И в этот раз традиция не нарушена – два дня, которые мы там провели, были тёплыми и солнечными. Наш «отряд» побывал и в Тресколье, посёлке, который «де юре» не существует после пожара, но там два жилых дома. В одном из них живёт старейшина рода Анямовых – Александра Васильевна Анямова. Удивительная женщина, одна из немногих, кто ещё придерживается национальных традиций. Она гостеприимно угостила нас сушёной лосятиной, а Света – хлебом собственной выпечки. Не забыли мы оставить свои маленькие «подношения» мансийским богам возле священного амбарчика «ура-сумьях» и на обратном пути бросить монетку в воды священной для манси реки Вижай.

Священный амбар в Ушме

Р.S. Путешествие удалось, несмотря на то, что нас было 13.