Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

5 1 2 3 4 5 Рейтинг: 5.00 Голосов: 10

В исторический день рождения Екатеринбурга, 18 ноября 2017 года в рамках проекта «Огни Екатеринбурга», в старинном особняке в центре города был открыт Музей наивного искусства, новая институция на культурной карте столицы Урала.

Собрание произведений наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств является наиболее многочисленным собранием уральских художников-наивистов, сформированным на основе коллекции Евгения Ройзмана. В мае 2015 года выставкой «Дар собрания Е.В. Ройзмана Екатеринбургу» был осуществлен акт передачи городу частной коллекции Евгения Вадимовича. Большую часть собрания составляют уральские мастера, авторы из Екатеринбурга и Свердловской области, оно репрезентативно отражает многообразие стилистических и сюжетных вариантов отечественного наива второй половины ХХ века.

Музей наивного искусства в Екатеринбурге

В 2016 году Екатеринбургскому музею изобразительных искусств муниципалитетом было передано здание под размещение коллекции Ройзмана и создание Музея наивного искусства, который расположился в старинном особняке по адресу: улица Розы Люксембург, д. 18. Здание является памятником архитектуры XIX века, было усадьбой лесничего Г.С. Кудрина, а проектировал его архитектор Падучев, который вписал свое имя в историю города тем, что впервые применил эклектику в создании особняков для богатых горожан. Дом Н.И. Севастьянова в Екатеринбурге – самое значительное его творение. В советское время дом был  жилым, в нём размещались коммунальные квартиры, в постсоветские годы в особняке располагалась студия звукозаписи, где записывала альбомы легендарные группы «Чайф» и «Наутилус помпилиус», а позднее - магазин и рекламное агентство.

Здание музея наива, Екатеринбург

После капитальной реставрации здания-памятника, в исторический день рождения города, 18 ноября 2017 года, экспозиционные залы музея были открыты для екатеринбуржцев и гостей города выставкой «Ангелы и другие жители Земли».

Основная идея, заложенная в основание музея наивного искусства – идея Дара: дара творчества, обретенного непрофессиональным автором по итогам трудов и на склоне лет; дара радости, истины и простоты переданного авторами зрителям; и дара как формы создания и способа существования музея на все времена. Намереваясь первой выставкой музея наивного искусства продемонстрировать многообразие авторов из собрания музея, сюжетов и выразительных приёмов, мы представляем работы, в которых можно почувствовать не озабоченность, а очарованность жизнью в её разнообразных проявлениях.

Музей наивного искусства в Екатеринбурге

В прологе экспозиции представлена фотолетопись собрания, его основные герои и действующие лица, наивные и профессиональные художники, искусствоведы, подвижники и коллекционеры. Появление феномена «уральского наива» связано в первую очередь с именами двух выдающихся выпускников Академического института им. И.Е. Репина в Ленинграде – художника Миши Шаевича Брусиловского и искусствоведа Нины Арсеньевны Хадери, а также живописцев Г.С. Мосина и Н.Г. Чеснокова, авторов-создателей уральских музеев В.Б. Городилиной и И.Д. Самойлова.

Большую роль в пробуждении интереса к наивному искусству на Урале сыграли свердловские профессиональные художники, привлекавшиеся к художественному оформлению общественных зданий в райцентрах области – М. Брусиловский, Г. Мосин, В. Волович, А. Казанцев. Познакомившись в Алапаевске в июне 1971 года с яркой и самобытной художницей Анной Ивановной Трофимовой, Мосин и Брусиловский уже в декабре организовали первую выставку Анны Ивановны в Свердловске, во Дворце культуры им. Дзержинского.  Сейчас становится ощутимым значение свердловской выставки Анны Трофимовой 1972 года: то была первая выставка наивного искусства на Урале – официальная, с большими афишами, просторная и светлая. С неё начинается отсчёт систематического, и главное, практического интереса к творчеству наивных художников в Свердловске, области и Екатеринбурге: проводятся выставки, учеба художников, областные конкурсы, появляются коллекционеры наивного искусства.

На выставке наивного искусства

Миша Брусиловский окрылял и опекал многих наивных художников и познакомил с наивом Евгения Ройзмана, в собрании которого к тому времени уже присутствовали прекрасные образцы иконного примитива, народной иконы. К 2011 году, когда Ройзманом был сделан первый шаг в создании общедоступного Музея наивного искусства, его коллекция насчитывала около 1500 произведений живописи, графики и скульптуры более тридцати авторов из Екатеринбурга, Урала и других российских регионов, множества безымянных работ.

Среди более ста пятидесяти произведений, представленных на выставке, особое место занимает народная икона, наиболее близкая наивной живописи по своей стилистике, простоте и условиям бытования. Икона происходит из юго-западных регионов Российской Империи, родины Гоголя и Шевченко и связана с бытом и мировоззрением «козацкой вольницы». Начиная художественную часть выставки с иконы и религиозной скульптуры, мы расширяем хронологические и географические границы наивного искусства, показывая глубины мировоззрения, порождающего его.

Народная икона в музее наивного искусства

Произведения, представленные на выставке, были приобретены Евгением Ройзманом или получены им в дар от художников и наследников на протяжении двадцати пяти лет коллекционирования. Каждый художник — это отдельная история поисков собирателя и знакомства с автором, а его картины – отдельный внутренний мир. Графические работы алапаевской семьи Трофимовых свидетельствуют о новейшей истории наива на Урале и демонстрируют независимость авторских почерков; картины скромного и ранимого Алексея Языкова  лишь отчасти приближают к тайнам его загадочной биографии и скрывают глубокие философские смыслы; фейерверк красок, сюжетов и материалов творчества Альберта Коровкина поражают разносторонностью дарований автора; буйство цветов и страстность в изображении библейских сюжетов контрастирует с личным обаянием и умиротворённостью характера писательницы Нины Горлановой, а соседствующий с ярким Коровкиным медитативный Вадим Колбасов открывает нам поэзию сельского быта и философию вещей.

Евгений Ройзман на открытии музея наивного искусства

Открытие первой выставки стало настоящим испытанием для сотрудников музея – так велик был поток желающих посетить новую и необычную музейную площадку, ведь передача исторического здания учреждению, как и появление нового муниципального музея – явление нечастое в наше время. Однако самым приятным событием вечера стали поздравления и подарки от коллег из музеев и коллекционеров России. Коллекция пополнилась картинами Дражена Тетеца из Хорватии и Марии Теодоры из Гватемалы, Алевтины Пыжовой и Люси Вороновой из Москвы, вязанным панно Валентины Пономарёвой из Перми и целой коллекцией народных икон от Евгения Фатеева.

Очередь в музей наива

Недолгое существование коллекции наивного искусства в составе музейного собрания ЕМИИ отмечено вниманием научного и музейного сообществ: за последний год доклады и лекции о наивном собрании музея прозвучали в Санкт-Петербурге (РИИИ и СПбГУ), Москве (ШАГИ РАНХиГС) и на Международной конференции фестиваля «Фестнаив». Были выиграны три гранта: Фонда В. Потанина по программам «Музейный десант» и «Меняющийся музей в меняющемся мире» и грант РФФИ на полевые исследования. На фестивале «ИНТЕРМУЗЕЙ-2017» куратору коллекции были вручены приз и диплом победителя в номинации «Музейный дизайн» конкурса Фонда В. Потанина.

Андрей Бобрихин на открытии музея наивного искусства

Сегодня в судьбе собрания начинается новый жизненный этап, связанный с возможностью более широкой экспозиционной интерпретации произведений наивного искусства, рассказа о судьбах художников, прочтения разнообразных наивных смыслов, текстов и контекстов.

Ближайшее будущее Музея наивного искусства связано с решением непростой задачи экспонирования столь разнообразного в своих проявлениях и сюжетах наивного искусства, поиска и реализации новых форм музейного повествования о собрании. В планах музея – знакомство екатеринбуржцев с наивным искусством из частных собраний партнёров музея из Кургана, Перми, Нерехты, Санкт-Петербурга, Москвы. Несомненно, коллекция наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств ожидает пополнения, художники и коллекционеры готовят подарки, расширяющие состав авторов и географию собрания. План выставок 2018 года задан единым регистром – художественной рефлексией наивными авторами советского периода отечественной истории, обновление экспозиции музея предполагается каждые два-три месяца. Постоянной экспозицией предполагается сделать историческую часть – рассказ об истории собрания и действующих лицах уральского наива.

Андрей Бобрихин,

заведующий отделом наивного искусства

Екатеринбургского музея изобразительных искусств,

кандидат философских наук.

Музей наивного искусства

г. Екатеринбург, ул. Розы Люксембург, 18

Тел. (343) 301-15-31, 371-06-26

ВТ-ЧТ 11:00-20:00, ПТ-ВС 11:00-19:00, ПН - выходной

Смотрите также: 

Музеи Екатеринбурга (полный список)

Музеи Свердловской области (полный список)

Комментарии   

Нина
# Нина 22.03.2018 21:23
более 30 лет выполняю произведения в стиле "Наив". Создано около сотни работ на мотивы русского фольклора. в настоящее время эти работы представлены на перс. выс-тавках в Уфе-Музей Современ. искусства и в музее им. тюлькина-Мечтаю продать хотя-бы несколько. Худ. Нина Сайкина (Агафонова). Жду ответа.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать | Сообщить модератору