Художник Михаил Васильевич Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в городе Уфе. Учился там же в Оренбургской мужской гимназии. После её окончания осенью 1874 года Нестеров переехал в Москву, чтобы поступить в техническое училище. Однако он не смог сдать экзамены и в итоге поступил в реальное училище К.П. Воскресенского.
Забегая вперёд, стоит отметить, что несмотря на отъезд, Нестеров часто посещал родной город. Последний раз он приезжал в Уфу в 1914 году. Здесь похоронены его родители и сестра. Усадьба семьи Нестеровых была на центральной улице (ныне ул. Ленина). Дом не сохранился, на его месте стоит гостиница «Агидель». В 2012 году на её фасаде установили мемориальную табличку, сообщающую, что тут был дом Нестеровых.
В 1877 году Нестеров поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он писал картины и участвовал в ученических выставках. Среди ранних работ Нестерова: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Они написаны в традициях русского передвижничества.
В 1881 году Нестеров переехал в Петербург, где поступил в Академию художеств. Однако Петербургская академия разочаровала Нестерова. В 1882 году он вернулся в Москву с надеждой вновь поступить в училище к художнику В.Г. Перову, однако любимый преподаватель был уже при смерти. Нестеров написал портрет умирающего наставника. В 1882 году Нестеров вновь поступил в училище живописи, где учился у А.К. Саврасова.
Лето 1883 года Нестеров провёл на родине в Уфе. Там он встретился с М.И. Мартыновской, своей будущей женой. Вернувшись в Москву, учился в классе В.Е. Маковского.
С 1884 года Нестров писал жанровые картины на исторические темы. Среди них «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Ради заработка не отказывался и от создания рисунков для журналов и книг. Они вошли в том числе в издания произведений А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского.
В 1885 году за картину «Призвание М.Ф. Романова на царство» Нестеров получил звание свободного художника, а годом позже за картину «До государя челобитчики» был удостоен звания классного художника и Большой серебряной медали.
В мае 1886 года у Нестерова родилась дочь Ольга, но при родах умерла его жена М.И. Мартыновская. На некоторых последующих картинах художника угадываются черты погибшей супруги. В них чувствовалась душевная красота и глубокая безысходная скорбь русской женщины. Позже он женился второй раз на Е.П. Васильевой.
Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности таланта Нестерова, считается «Пустынник» (1888-89 гг.). На XVII Передвижной выставке эта картина стала настоящим событием и поставила молодого Нестерова в ряд выдающихся живописцев того времени. На картине изображён старец-монах, который ушёл от мирской суеты и нашёл счастье в уединении и светлой тишине угасающей осенней природы.
«Пустынник» приглянулся П.М. Третьякову, который приобрёл картину. На полученные деньги в 1889 году Нестеров отправился в первое заграничное путешествие. Он посетил Австрию, Италию, Францию, Германию. Знакомясь с другими странами и их культурой, Нестеров придумывал сюжеты для новых картин.
С 1889 году Нестеров участвовал в деятельности Товарищества передвижников, в 1896 года стал членом товарищества.
В 1890 году Михаила Нестерова пригласили работать над росписью Владимирского собора в Киеве. Поколебавшись, художник всё же согласился. Затем Нестеров отдал более 22 лет своей жизни работе над церковными росписями и иконами. Святых он часто изображал на фоне природы, что было необычным для фресковой живописи того времени.
В 1898 году младший брат Николая II цесаревич Георгий пригласил Нестерова расписывать дворцовую церковь Александра Невского в Абастумане в Грузии. В живописи Нестерова всё чаще стала появляться религиозная тема.
Нестеров часто бывал в Ялте, где познакомился с А.М. Горьким, А.П. Чеховым, Д.Н. Мамин-Сибиряком, А.И. Куприным, Н.Д. Телешовым, Ф.И. Шаляпиным, М.Н. Ермоловым, художниками В.М. Васнецовым, И.Г. Мясоедововым.
В 1901 году Нестеров совершил поездку в Соловецкий монастырь. После этого родилась серия картин про Соловки и русский Север.
Под впечатлением от романов П.И. Мельникова-Печерского, посвящённых жизни старообрядцев, Нестеров писал в том числе картины на эту тематику.
За картину «Великий постриг» Нестеров был удостоен звания академика живописи. На ней изображена юная девушка с глубокой печалью на лице, идущая на постриг в сопровождении монахинь из затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита.
После начала Гражданской войны семья Нестеровых была вынуждена уехать на Кавказ. В 1918 году художник переехал в Армавир, где заболел и долго не работал. Лишь в 1920 году он вернулся в Москву.
После революции Михаил Нестеров занялся портретной живописью. Он написал портреты многих известных людей. Среди них художник В.М. Васнецов, скульпторы И.Д. Шадр и В. И. Мухина, писатели Максим Горький и Лев Толстой, физиолог И.П. Павлов, архитектор А.В. Щусев и другие.
В 1941 году за портрет И.П. Павлова художнику дали Сталинскую премию.
С 1920 года Михаил Нестеров жил в Москве по адресу ул. Сивцев Вражек, 43. Уже будучи в годах Михаил Васильевич, написал воспоминания, которые вышли отдельной книгой под названием «Давние дни». Последней работой Нестерова была картина «Осень в деревне» (1942), написанная под впечатлением пушкинских строк: «Уж небо осенью дышало…» за несколько месяцев до смерти художника.
В 1938 году Нестеров был арестован и провёл две недели в Бутырской тюрьме. Его зять, юрист Виктор Шретер, был обвинён в шпионаже и расстрелян. Дочь художника Ольга Михайловна была отправлена в лагерь в Джамбул, откуда вернулась инвалидом в 1941 году.
Нестеров скончался в Москве в Боткинской больнице 18 октября 1942 года от инсульта в возрасте 80 лет. Незадолго до смерти его наградили орденом Трудового Красного Знамени и дали звание заслуженного деятеля искусств РСФСР. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).
За годы жизни Нестеров написал несколько сотен картин. Их можно увидеть во многих музеях России. Одна их крупнейших в России коллекций художника – в собрании Башкирского государственного художественного музея (109 экспонатов, в основном дореволюционные работы).
В городе Уфе художника помнят и чтят. Его имя присвоено Башкирскому государственному художественному музею. И это неслучайно. Ещё в 1905 году у него зародилась мысль открыть в родной Уфе художественный музей. В 1913 году Нестеров, «желая содействовать художественному образованию своих земляков», подарил Уфе 102 картины известных художников. Правда, открытие музея затянулось. Первых посетителей он принял лишь в 1920 году.
В 2015 году у здания музея открыли памятник Михаилу Нестерову. Проект памятника выполнен художником Ф. Нуриахметовым в соавторстве с В. Лобановым по эскизу Б Н. Калинушкина.
Интересно, что в 1991 году М.В. Нестеров был изображён на лицевой стороне купюры номиналом 50 уральских франков.
Литература:
Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова
Википедия
Галерея картин художника Михаила Нестерова
Игнатенко Светлана. Нестеров и Уфа
Смотрите также: