Миасс называют городом в золотой долине. Его прославили золотые самородки, богатые минералами недра Ильменских гор и автомобили «Урал». Это один из самых крупных городов Челябинской области. Здесь есть что посмотреть туристам. Об истории и многочисленных достопримечательностях Миасса читайте в статье на сайте проекта «Ураловед» (кроме того, все достопримечательности отмечены на карте внизу материала).
История Миасса
Город возник на реке Миасс, по которой и получил свое имя. Название реки могло произойти от тюркского языка, означая «малая топь».
В 1773 году тульский купец, основатель Златоустовского завода И.И. Лугинин получил разрешение на строительство на реке Миасс медеплавильного завода. Однако из-за вспыхнувшей Крестьянской войны строительство остановилось. Завод пустили лишь 12 августа 1777 года. Он вошел в состав Златоустовского горного округа и менял хозяев вместе с ним. В 1798 году наследник основателя завода, И.М. Лугинин, продал предприятие казне. В XIX веке производство меди сократилось, завод стал убыточным и закрылся. Административно Миасский завод входил в состав Троицкого уезда Оренбургской губернии.
Новая веха в развитии Миасса связана с золотом. В 1820-е годы здесь открыли богатейшие золотые россыпи, в долине реки Миасс появилось множество золотых приисков. Например, в 1836 году здесь разрабатывалось 54 рудника и 23 золотые россыпи.
Самым богатым и известным прииском в окрестностях Миасса оказался Царево-Александровский (в советское время его переименовали в Ленинский), открытый в 1824 году шихтмейстером Меджером. Примечателен тем, что этот прииск во время путешествия по Уралу посетил император Александр I и сам попробовал добывать золото.
В 1842 году молодым старателем Никифором Сюткиным здесь был найден самородок весом 36 кг 21 г. Длина самородка составила 39 см, высота - 28 см. За форму самородок назвали «Большим треугольником». Это крупнейший золотой самородок в России и мире, сохранившийся до наших дней (известны и более крупные находки, но они были переплавлены). «Большой треугольник» хранится в Алмазном фонде Кремля в Москве. За находку старателю выплатили огромное по тем временам вознаграждение в 1200 рублей серебром (частями). Однако, как рассказывают, Сюткин быстро спился и все промотал, умерев в нищете.
Вообще, этот прииск отличался многочисленными находками крупных самородков. Почти полвека миасская долина была главной золотой кладовой России. Миасс превратился в богатый населенный пункт.
В 1839 году Густавом Розе в честь Миасского завода была названа новая открытая горная порода – миаскит. Она встречается на Ильменском, Ишкульском и Саитовском хребтах. В Миассе есть единственное в мире здание, облицованное миаскитом, - старый вокзал.
Миасс – родина известного уральского фотографа В.Л. Метенкова. Также он связан с именами известных ученых Л.А. Кулика, А.Е. Ферсмана, В.И. Вернадского.
С 1891 года в России строилась Транссибирская железнодорожная магистраль (Транссиб) – самая длинная железная дорога в мире (более 9 тысяч км). Она прошла через Миасс. Официально строительство началось 19 (31) мая 1891 года близ Владивостока. На закладке дороги присутствовал цесаревич Николай Александрович, будущий император Николай II. Однако фактически строительство стартовало раньше – в начале марта 1891 года, когда началось строительство участка Миасс — Челябинск. Первый поезд (рабочий, со стройматериалами) встречали в Миассе 5 июля 1892 года, а первый пассажирский состав из Санкт-Петербурга во Владивосток прошел в 1903 году.
После начала первой мировой войны, в 1915 году, из Риги в Миасс эвакуировали пилозубный завод фирмы «Томас Фирт и сыновья». Он дал начало Миасскому напилочному (инструментальному) заводу. В советское время завод выпускал широкий ассортимент насечных и нарезных изделий: от больших напильников до маникюрных пилок. Его продукция экспортировалась более чем в 40 стран мира. В 1981 году был изготовлен миллиардный (!) напильник. Для перевозки такого количества продукции понадобилось бы 34 000 вагонов, а их протяженность составила бы 400 км.
Гражданская война прокатилась и по Миассу, унеся жизни людей. Началом гражданской войны на территории Миасса стал мятеж чехословацкого корпуса. 27 мая 1918 года миасский красногвардейский отряд был направлен на подавление мятежа в Златоусте, а 29 мая в Миассе был совершен контрреволюционный переворот, в город вступила рота белочехов. Наступательная операция красных под руководством Н.И. Подвойского и И.М. Малышева провалилась. 1 июня у горы Моховой они были разбиты. Захваченные в плен бойцы и местные руководители большевиков были расстреляны. В 1919 году, после боев, город освободили от белых.
В 1919 году (по другим данным, в 1926-м) Миасс получил статус уездного города. В 1923 году Миасский горсовет предлагал переименовать город в Тухачевск (в честь военачальника М.Н. Тухачевского, который руководил боевыми действиями в районе Миасса при освобождении местности от белых), однако ходатайство было отклонено.
В советское время добыча золота продолжилась, на реке появлялись драги. С 1988 года на Миасском пруду работает драга № 5. Здесь почти отработано одно из крупных россыпных месторождений, добыто около 2 тонн золота. Самородки здесь попадались редко.
В 1941 году из-за начавшейся войны в Миасс был эвакуирован Московский автомобильный завод. На его базе в 1943 году возник Миасский автомобильный завод. Сначала на заводе выпускались двигатели и коробки передач, а 8 июля 1944 года с конвейера сошёл первый уральский автомобиль ЗИС-5 (в честь этого события одна из центральных улиц названа ул. 8 июля). Автомобили отправляли на фронт, на них устанавливали знаменитые «Катюши». После войны автомобильный завод продолжил работу, выпуская различные модели грузовых автомобилей «Урал». Он получил название Уральского автомобильного завода – «УралАЗ». Работает предприятие и в наши дни (под названием автомобильный завод «Урал»).
В 1950-е годы в Миасс из Златоуста перевели ракетное конструкторское бюро (СКБ-385), ныне это Государственный ракетный центр «КБ им. академика В.П. Макеева»). Оно занималось освоением серийного производства ракет разработки ОКБ-1, которое возглавлял С.П. Королев. Так в северной части города возник новый (и самый молодой) район – Машгородок.
В 1980-е годы в Миассе стали ходить троллейбусы. Городов с троллейбусным движением на Урале с каждым годом становится все меньше, в Миассе они пока ходят. Наш читатель, Виктор Денисов, рассказал интересный факт. Оказывается, в конце 1990 - начале 2000-х годов проезд на городском транспорте для всех горожан и гостей Миасса был бесплатным.
«Ни в одном городе России и даже мира такого не припомню, хотя проехал весь мир почти. Везде забирают плату за проезд, а в Миассе был проезд в автобусах и троллейбусах бесплатным. За проезд деньги перечисляли предприятия города Миасса. Приятно было ехать далеко и бесплатно. Кондукторов и контролеров не было. Город сильно растянут вдоль реки Миасс и горного хребта Ильмень-Тау, и поездки такие же длинные».
Город Миасс очень протяженный. Вытянулся довольно узкой и длинной (примерно 30 км) полосой вдоль реки. Занимает территорию в 111,9 км², общая протяжённость дорог — 454 км. В настоящее время численность населения Миасса составляет 151 тысячу человек (он на 4 месте в Челябинской области после Челябинска, Магнитогорска и Златоуста).
Достопримечательности Миасса
Ниже я постарался максимально полно ответить на вопрос, что можно посмотреть в Миассе (а интересных достопримечательностей тут хватает). Если какое-то достойное место осталось за рамками обзора, пишите в комментариях. Все описанные в обзоре места отмечены на карте, которую вы найдете ниже.
Старая часть города расположена в районе плотины Миасского пруда. Здесь сохранилась застройка XIX – начала XX веков. Частично дошел и архитектурно-промышленный комплекс медеплавильного завода, но на территорию бывшего предприятия так просто не попасть. Плотина пруда неоднократно реконструировалась. От былого гидротехнического сооружения, построенного в XVIII веке, уже ничего не осталось.
Знакомство с Миассом лучше начать с краеведческого музея. Он размещается в бывшем двухэтажном особняке золотопромышленника Е.М. Симонова. Всего на территории бывшей усадьбы Е.М. Симонова размещены три здания: дом с мезонином (ул. Пушкина, 6, сейчас принадлежит частному лицу), большой двухэтажный дом (ул. Пушкина, 8, в нем размещается музей) и одноэтажный флигель (хозяйственный корпус) между ними.
Егор Митрофанович Симонов смог подняться с самых низов и стать богатым золотопромышленником. При этом богатство не вскружило ему голову. Современники отзывались о нем как о добром, открытом человеке. В 1879 году Симонов купил большой участок в запрудной части города у вдовы титулярного советника Чащихиной. Из старых построек Чащихиной он сохранил жилой дом с мезонином, построенный неизвестным архитектором. В 1880-е годы Симонов построил рядом новый большой кирпичный дом с красиво оформленным фасадом в стиле эклектики. После революции в доме в разные годы размещались краеведческий музей, педагогический техникум, вспомогательная школа и т.д.
Миасский краеведческий музей (ул. Пушкина, 8; тел. (3513) 57-80-44) был основан в 1920 году. За свою почти вековую историю музей сменил несколько зданий. В доме Симонова он размещается с 1995 года. Из внутреннего убранства от хозяина остались лишь мраморная лестница с чугунными перилами, элементы лепнины и встречающее гостей чучело медведя. В музее есть разделы «Заселение Урала башкирами», «Основание медеплавильного завода и история развития золотодобычи», «Изба старателя», «Дорога к храму», «Кабинет горного инженера», «Миасский напилочный завод».
Познакомившись с музеем, стоит отправиться в сторону плотины пруда. Справа от плотины можно заметить дом Дунаева (ул. Пушкина, 2), которому принадлежала действовавшая тут мельница. Интересно, что Дунаев первым в городе провел себе электричество и любил демонстрировать это «чудо» гостям. Позже дом купили братья Василий и Тимофей Юркины, переселившиеся в Миасс из Подмосковья после 1871 года. А стоявший по соседству дом с мезонином, принадлежавший сестрам Романовским, в наши дни фактически уничтожен. Между тем, Романовские были известными благотворительницами города, на их средства была построена первая в Миассе женская гимназия.
Перейдя по дамбе плотины пруда на другой берег, обратите на стоящий около пруда заброшенный двухэтажный дом. Это бывший дом управителя завода (ул. Пролетарская, 2). Здание было построено в конце XVIII - начале XIX века. Это было первое каменное здание города. Вокруг него был разбит сад, огороженный чугунной решеткой, действовала оранжерея, а к пруду спускались мраморные ступени. Сейчас от былого великолепия уже ничего не осталось.
Через дорогу расположено здание заводской конторы (ул. Пролетарская, 1). Оно было построено в стиле зрелого классицизма в 1820-е годы. Первоначально возводилось как ножневая фабрика для Златоустовского оружейного завода, однако по назначению так и не использовалось. Когда в 1823 году было найдено золото, тут разместилась контора Миасского завода и золотых промыслов. С 1915 года тут обосновалась администрация напилочного (инструментального) завода. На момент нашего посещения Миасса здание стояло в запущенном виде. Недавно пришла хорошая новость. В 2020 году усилиями Миасской швейной фабрики и местных благотворителей здание полностью восстановлено и реконструировано. Здесь открыли культурно-выставочный центр «Дворец Михайловский» с кинотеатром, выставочными залами, арт-салоном авторских работ и подарков, ювелирным салоном и клубом виртуальной реальности. В 2021 году здесь должен открыться Музей золота.
Справа расположена проходная бывшего Миасского инструментального завода. За шлагбаумом виден памятник В.И. Ленину – почетному насекальщику. На праздничном митинге 1 мая 1923 года председатель профкома А.В. Жданов предложил зачислить Владимира Ильича Ленина в штат завода. Рабочие предложение поддержали. Ленина официально зачислили на должность почетного насекальщика третьего разряда. Насекальщиком называли рабочего, изготовлявшего насечку на напильниках. Владимиру Ильичу начислялась зарплата. Она переводилась в различные фонды, на организацию культурно-массовых мероприятий, на отдых детей, а в войну шла на нужды армии. На нее же поставили и данный памятник. Зарплата вождю мирового пролетариата начислялись вплоть до 1991 года. Таким образом, по бумагам Владимир Ильич проработал на миасском предприятии 68 лет, хотя ему было суждено прожить всего 54 года…
А по другую сторону от здания конторы начинается площадь Труда (бывшая Церковная площадь) – главная площадь старого Миасса. Вокруг расположено много старинных купеческих домов XIX – начала XX веков. На этой площади проходили торжества, велась торговля, кипела жизнь. Раньше на Церковной площади стояла Петропавловская церковь. Первая каменная церковь Миасса начала строиться в 1808 году, была освящена в честь апостолов Петра и Павла в 1815 году. Массивная одноэтажная церковь имела черты псевдовизантийского стиля. В 1825 году построили трехъярусную колокольню. В 1932 году церковь закрыли, а в 1939 году снесли. Сейчас на этом месте стоит памятник Ленину.
Сбоку от площади расположено здание бывшего гостиного двора (ул. Пролетарская 1/2). Сейчас в нем арендуют площади многочисленные магазины и конторы. Здание обезображено проведенной реконструкцией, сайдингом и рекламой. О том, что некогда это был гостиный двор, напоминает лишь форма окон первого этажа.
Слева стоит здание пожарной с характерной башней-каланчой (их тоже покрыли сайдингом), а за ней - дом священника Малышева. Дом очень красивый, стоит подойти к нему и полюбоваться остатками былого великолепного декора. Сохранились даже элементы мозаики. Увы, заброшенный дом разрушается и вот-вот рухнет. Восстановлению уже не подлежит.
Лучше всего комплекс купеческих домов сохранился на улице Пролетарской. На углу с площадью Труда стоит дом купца и золотопромышленника Жарова (ул. Пролетарская, 1). Здание построено в конце XIX века в стиле модерн. В 1918 году здесь размещался 1-й городской комитет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, о чем напоминает мемориальная табличка. Сейчас здесь обосновались различные магазины.
По соседству расположился комплекс домов купца Смирнова (ул. Пролетарская, 5). Смирнов был управляющим торговым домом Бакакина, сколотив неплохой капитал. Дом был построен во второй половине XIX века так, что фасад выходит на центральную улицу, а складские помещения выходили с другой стороны на параллельную улицу. После революции в здании располагался Клуб напилочного завода.
Долгое время дом Смирнова стоял заброшенным, но ему повезло. Недавно здание попало в надежные руки и было отреставрировано местным бизнесменом. Сейчас тут размещаются магазин, кафе, кулинария, а также музей пельменя. Вход в музей со стороны улицы Спорта, там же установлен памятник пельменю.
Через дорогу стоит здание бывшего торгового дома А.Ф. Бакакина (ул. Пролетарская, 12). Здание построено в стиле модерн. По тем временам оно выглядело очень современно: большие окна с закрывающимися сверху жалюзи, богатое украшение фасада лепниной, резные двери, нарядное завершение крыши кованными железными решетками с орнаментом. Над главным входом была лепная надпись «А.Ф. БАКАКИНЪ». После революции в здании разместился магазин золотоскупки, из-за чего окна были заложены. С 1950-х годов здесь располагается Городской дом культуры.
По соседству – красивое здание аптеки, которая выполняла эти функции еще до революции.
На трехлучевом перекрестке улиц Пролетарская, Ленина и переулка Детский стоит угловое здание бывшего торгового дома елабужского купца И.Г. Стахеева (ул. Ленина, 2), построенное в 1912 году на месте стоявшего тут ранее деревянного здания волостного правления. На первом этаже работал магазин, а на втором – ресторан.
Повернув на Ленина, можно увидеть еще несколько красивых купеческих домов. Среди них наиболее интересен дом купца А.Ф. Бакакина (ул. Ленина, 12). Впрочем, этот красивый особняк построил во второй половине XIX века другой купец – В.И. Кузнецов, владевший мельницей. После смерти В.И. Кузнецова, его наследники продали дом троицкому купцу и золотопромышленнику Александру Федоровичу Бакакину. Ему дом принадлежал до революии 1917 года. В советское время в этом особняке размещался сначала УКОМ, а затем горком партии и горисполком, детская поликлиника, кожный диспансер. Интересно, что в 1957 году Свердловской киностудией тут снимались сцены фильма «Во власти золота» по произведениям Д.Н. Мамина-Сибиряка. В конце 1970-х годов здание было передано городскому музею. На протяжении нескольких лет проводился ремонт и реставрация, но позже комиссия, оценив состояние дома, сделала вывод, что здание не выдержит экскурсионной нагрузки. В конце 1983 года здание было передано УЖКХ. Однако этой организацией эксплуатировались только хозяйственные постройки и двор. В то время исчез камин каслинского литья, разрушены камины с лепниной и кафелем, был сбит декор, уничтожен каретный сарай во дворе. Позже строительная компания выкупила особняк под офис и отремонтировала, однако в наши дни здание снова стоит заброшенным.
Купцу Бакакину принадлежали и другие здания Миасса. Напротив расположено здание бывшего магазина купца Бакакина (ул. Ленина, 17). Здание в стиле модерн было построено в начале XX века. После революции здание приспособили под кинотеатр «Энергия», также тут выступали артисты, проводились лекции. Здесь показывали не только кино, но и спектакли, концерты местных и приезжих артистов.
В стороне от центра (почти в 1,5 км отсюда) по адресу ул. Ленина, 121 расположен архитектурный комплекс каменных зданий казарм, построенный в 1842 году на средства Миасского золотопромышленного товарищества. Здесь размещались 300 солдат, несущих службу на приисках. Среди построек выделяется госпиталь – красивое одноэтажное здание с колоннами. Строился в 1850-64 годах по проекту архитектора Ф.А. Тележникова. Госпиталь был рассчитан на 80 больных. Вокруг разбили большой сад. В флигелях расположились аптека и квартира врача. В наши дни здесь размещается корпус профессионально-технического училища.
Но вернемся к центру старого города. Несколько старинных домов стоит и по улице Свердлова. Дом золотопромышленника Жарова (ул. Свердлова, 3) был построен в конце XIX века в стиле эклектики. Фасад украшен лепниной и кованым металлом. Здание украшает большой балкон и решетка парапета, выполненные известными кузнецами братьями Дорофеевыми. Жаров сдавал здание в аренду. Здесь размещался купеческий клуб, а с 1895 года попечительство о народной трезвости, изба-читальня.
На соседнем доме (ул. Свердлова, 5) можно заметить мемориальную табличку, сообщающую, что здесь жил революционер С.Г. Уралов (Кисляков).
По адресу ул. Первомайская, 10/1 сохранился минарет мечети. Он представляет собой высокую башню из кирпича на полуразрушенном кубообразном основании. Рядом с минаретом находились мечеть, мусульманская типография, мусульманская школа. Мечеть была открыта в конце XIX века, принадлежала мулле Салах-Этдин Баширову. В 1925 году мечеть закрыли и разрушили, остался лишь минарет. Сейчас его огородили забором, закрыв свободный доступ.
Двигаясь в сторону нового центра города, обратите внимание на Свято-Троицкую церковь (пл. Октября, 3). Она была построена на кладбище в 1887-89 годы на средства местных купцов и золотопромышленников. Средств не жалели. Возведена из красного кирпича с декором в псевдорусском стиле. Главки покрыты английским железом, пол выложен из серого мрамора, резной иконостас заказан в Москве и выполнен из цельного полированного дуба, с мелкой резьбой. В 1939 году церковь закрыли, в 1941 году здесь было общежитие для рабочих, однако уже в 1944 году церковь вернули верующим. Это единственная сохранившаяся старая церковь Миасса. В прошлом город здесь уже заканчивался.
За церковью расположено старое Троицкое кладбище, на котором похоронены в том числе известные люди. Например, горные инженеры и благотворители Романовские; горный инженер, первооткрыватель Челябинского каменноугольного бассейна, смотритель на Каскиновском и Мулдакакевском рудниках, бергмейстер Миасских золотых промыслов И. И. Редикорцев-старший, купцы Кузнецовы, Беляевы, родители золотопромышленника Е.М. Симонова, семьи священнослужителей, герой Советского союза М. Кушнов, известные врачи Г.К. Маврицкий, В.П. Кленков, писатель В.Р. Гравишкис и другие.
Похоронен здесь и местный герой Гражданской войны – Федя Горелов. Он родился в 1901 году. В детстве учился в низшем ремесленном училище, затем работал сначала на мельнице Дунаева, а потом на напилочном заводе. В декабре 1917 года Федя вступил в ряды Красной Гвардии, участвовал в бою с белочехами у горы Моховой. Обстоятельства его гибели точно не известны. По версии местного писателя В.Р. Гравишкиса, которую он высказал в книге «Гвардии Красной сын», Федю казнили местные богачи за то, что он участвовал в изъятии ценностей. Федю повесили на придорожной сосне и долго не разрешали хоронить. В советское время улицу, на которой жил Федя Горелов, назвали его именем.
На другом кладбище, мусульманском (на выезде из города перед железнодорожной веткой на Учалы), расположена могила почитаемого поэта и просветителя Мифтахетдина Акмуллы, убитого в 1895 году около Сыростана.
На Октябрьской площади близ Свято-Троицкой церкви стоит памятник на братской могиле 70 большевиков и красногвардейцев, казненных колчаковцами в Гражданскую войну. Погибших перезахоронили 20 июля 1919 года, через три дня после освобождения Миасса от белых. В 1920 году в братскую могилу были перезахоронены и останки бойцов Тургоякского красногвардейского отряда, расстрелянных белочехами в 1918 году, а также бойцов ЧОНа, погибших в 1920 году. В 1957 году был установлен бетонный памятник, облицованный мрамором. Автор проекта - архитектор Н.П. Ипатов.
Еще один памятник, посвященный событиям тех лет, есть на окраине Миасса, в северной части Чашковских гор, где в Гражданскую войну летом 1919 года велись бои. Колчаковцы закрепились на возвышенности, и разбить их удалось лишь зайдя с тыла при помощи проводников из числа местных жителей. Здесь был поставлен памятник в честь освобождения города. Попасть к нему можно по переулку Широкому. Мемориальная надпись на памятнике гласит: «Здесь на Чашковских горах 17 июля 1919 года частями Красной Армии были разгромлены колчаковские войска. Миасс стал навсегда советским городом».
К северу от исторического центра город пересекает железная дорога. Около нового железнодорожного вокзала станции Миасс-1 (ул. Академика Павлова, 42а), построенного в 1981 году, стоит памятный знак, напоминающий, что от Миасса в 1892 году началось строительство Транссиба. Он установлен в 1992 году в честь 100-летия со дня начала строительства Транссибирской магистрали. Перед вокзалом стоит арт-объект «Золотой лось» - символ Миасса, установленный в 2017 году. Автором проекта стала студентка ЮУрГУ Мария Иванова, выигравшая грант в 300 тысяч рублей на создание скульптуры. Изготовили «лося» в Вологде, затем доставили на Урал.
Виктор Денисов, отец которого участвовал в строительстве вокзала, на нашем канале в Дзене рассказал интересную местную легенду:
«Новый вокзал Миасса построен задом наперед. Проект пришел и не разобрались где вокзал развернут к железной дороге, а где к городу. И так как фасад немногим отличается от задней стороны вокзала, то перепутали зад с передом и так и построили».
Сохранилось и старое здание вокзала. Попасть к нему можно по улице Труда. Здание построено в 1904 году в стиле модерн. Таблички с названием станции выполнены в дореволюционной стилистике. Здание вокзала уникально тем, что его стены отделаны редкой горной породой миаскит, получившей название в честь города Миасс. Это редкий вид гранита, месторождение которого впервые было открыто в окрестностях. Здание является памятником архитектуры. После постройки нового вокзала, на этой станции останавливаются лишь электрички, а также станция используется как грузовая сортировочная.
На здании старого вокзала можно заметить табличку в память о погибших здесь железнодорожниках во время Гражданской войны. Однако трагедия тут случалась и ранее. В 1908 году на станции Миасс произошел налет на почтовый поезд. Захватчиков было порядка 17 человек. Они с боем ворвались в здание вокзала, где забаррикадировались кассиры с ценностями. Запертую дверь взорвали с помощью пороха. В результате налета были убиты 7 охранников и полицейских (по другим данным было 4 убитых и 10 тяжелораненых). Добычей захватчиков стало несколько банковских мешков с деньгами на сумму, по разным источникам, от 60 до 86 тысяч рублей, а также более 20 кг золота. Завладев ценностями, они захватили паровоз и выехали на нем на станцию Сыростан, близ которой высадились и отправились через лес к укрытию. Позже часть боевиков была задержана и отправлена на каторгу (кстати, в суде их защищал адвокат А.Ф. Керенский, позже ставший председателем Временного правительства).
Двигаясь далее по улице Труда и затем по трассе на Чебаркуль, можно попасть к поселку Ильменского государственного минералогического заповедника. Здесь действует Институт минералогии УрО РАН. 14 мая 1920 года по декрету В.И. Ленина Ильменские горы (они тянутся отсюда на север вдоль всего города) были объявлены минералогическим заповедником, одним из первых заповедников, созданных в России. Здесь впервые в мире были открыты 18 минералов, среди них: ильменит, ильменорутил, калийсаданагаит (калийферрисаданагаит), канкринит, макарочкинит, монацит-(Ce), поляковит-(Ce), самарскит-(Y), свяжинит, ушковит, фергусонит-бета-(Се), фторомагнезиоарфведсонит, фторорихтерит, хиолит, чевкинит-(Ce), эшинит-(Ce). Всего тут известно 264 минерала, более 70 горных пород. Действовало свыше 400 копей.
В 1930 году по инициативе А.Е. Ферсмана здесь был создан минералогический музей. Естественно-научный музей Ильменского заповедника относится к пяти самым крупным геолого-минералогическим музеям страны. В музее шесть залов на трех этажах, общей площадью 2050 метров. В них представлено около 9 тысяч экспонатов. Рядом со зданием музея стоит памятник Ленину, открытый в 1940 году.
На территории поселка сохранился дом для научных работников, где работали геохимик А.Е. Ферсман, минералог Н.М. Федоровский и геолог А.Н. Заварницкий. А по адресу ул. Школьная, 14 (неподалеку от старого вокзала) расположено здание школы, построенное в начале ХХ века, где в 1911-1917 годах размещалась база радиевой экспедиции Академии наук под руководством академика В.И. Вернадского. Участниками экспедиции были минералоги и геологи В.И. Крыжановский, Л.А. Кулик, Н.М. Федоровский, Д.С. Белянкин, А.Е. Ферсман. На здании имеется мемориальная табличка.
Внизу раскинулось озеро Ильменское (Ильмень). Оно получило название от Ильменского хребта, название которого свою очередь производят из башкирского «илмен» — «безопасный, доступный». До недавнего времени на берегах озера проводился самый крупный и известный на Урале фестиваль авторской песни – Ильменский (Ильменка), названный по озеру.
Современный Миасс начал расти от автомобильного завода, возникшего в годы Великой Отечественной войны. От него отходит центральная улица города – проспект Автозаводцев. Здесь преобладают 3-4 этажные «сталинки», имеется и красивый Дворец культуры автомобилестроителей. На Предзаводской площади в 1985 году установлен памятник первому автомобилю. Первый уральский автомобиль "ЗИС-5В" сошел с конвейера 8 июля 1944 года. У автомобиля были деревянная кабина и сварные гнутые крылья. В то время это был лучший отечественный автомобиль данного класса. 20 июля 1944 года первая партия автомобилей была отправлена на фронт, а 30 сентября 1944 года с конвейера уже сошел тысячный автомобиль. В здании заводоуправления работает музей истории уральских автомобилей.
Около пересечения проспекта Автозаводцев и бульвара Мира (близ администрации города) можно найти арт-объект «Я люблю Миасс». Красный цвет сердца в композиции символизирует любовь, а шестеренка взята с герба Миасса, являясь символом промышленного города.
Рядом расположен мемориал «Скорбящая мать» с вечным огнем – в память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны. Его установили в 1967 году, скульпторы В.П. Чертовиков, Е.И. Макаров. Есть тут и памятник жертвам политических репрессий.
С другой стороны проспекта Автозаводцев создана небольшая пешеходная зона «Колесо времени». У входа в нее – кованные арки с часами.
Еще севернее начинается район Машгородок, строительство которого началось в 1955 году. Главная достопримечательность этой части города – парк гигантских канцелярских фигур «Бюрократ» (пр. Октября, 7, около ТРЦ «Медео»). Он появился в 2010 году, создан на средства компании «Бюрократ». По замыслу создателей, это дань уважения труду проживающих в Машгородке разработчиков баллистических ракет, для которых чертежные и канцелярские предметы имеют большое значение. Всего здесь пять фигур: циркуль, скрепка, кнопка, ножницы, линейка-ростомер. Есть и дерево желаний. Территория огорожена забором в виде цветных карандашей. В 2011 году установленная тут скрепка была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая в мире. Ее высота 9,28 м, ширина 2,72 м.
Еще одно интересное место - мини-парк сказочных фигур «Берегиня» (пр-т Октября – Жуковского), открывшийся в 2017 году. Здесь можно увидеть героев русских сказок. А перед ДК Прометей (пр-т Макеева, 14) можно посмотреть бюст академика В.П. Макеева, который долгое время руководил конструкторским бюро, благодаря появлению которого в Миассе появился этот микрорайон.
Карта достопримечательностей Миасса
Как добраться до Миасса
На автомобиле из Челябинска или Уфы ехать по трассе М5, затем повернуть по указателю на Миасс. Из Екатеринбурга ехать на Челябинск, повернуть на Касли, ехать через Касли, Кыштым, Карабаш до Миасса. Расстояние от Челябинска - 100 км, от Екатеринбурга - 240 км, от Уфы - 330 км.
Легко доехать и на общественном транспорте. В Миасс ходят автобусы из Екатеринбурга, Челябинска и других городов, а также через Миасс проезжают электрички и пассажирские поезда.
Посещая Миасс, обязательно стоит побывать и на расположенном рядом озере Тургояк, знаменитым своей красотой и чистотой. Не зря его называют младшим братом Байкала. Также можно доехать до Устиновского каньона, Чашковского хребта, Александровской сопки. Из объектов событийного туризма нельзя не отметить проходящий в июне в окрестностях города Ильменский фестиваль авторской песни – самый крупный и известный на Урале.
Использованная литература:
Вики Миасс
Добрейцина, Л.Е., Санникова Т.О. Исторические города Урала. Часть 2. Исторические города Южного Урала: Республика Башкортостан, Челябинская и Оренбургская области. – Екатеринбург, 2013.
Миасс – Википедия
Миасс – 2ГИС
Миасс. Энциклопедический словарь
Преданья старины глубокой
Павел Распопов
UraloVed.ru
Смотрите также:
- Село Сыростан
- Миасские золотые россыпи и находка самородка Большой треугольник (1843 г.)
- Озеро Тургояк и остров Веры (видео)