Северный куст Свердловской области

Взгляните на карту Свердловской области. Там обнаруживаются более или менее заселенные территории, а в некоторых местах населенные пункты группируются в концентрированные группы, назовем их кустами. Вот об одном из таких кустов и пойдет речь. Нас будет интересовать нечто особенное, присущее только данным городам или поселкам явление, событие или объект.

В северной части области такой куст представлен городами и поселками, сгруппировавшимися вокруг залежей рудного сырья. Это Серов, Краснотурьинск, Североуральск, Карпинск, Покровск-Уральский, Волчанск (Е.Анимица. Города Среднего Урала. Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1975).

Все началось в середине XVIII века, когда в этих местах обнаружили железные руды, а чуть позже на берегах реки Турьи нашли несколько медных месторождений. Заводы в Карпинске (тогда Богословске) и Североуральске (Петропавловске) сначала были заложены железоделательными, однако из-за близости добычи богатой медной руды через несколько лет стали медными.

Памятник в Североуральске

Памятник в Североуральске

 

Краснотурьинск

Возник на месте Турьинских рудников (сейчас – пригородные поселки Медная шахта и Рудничный). Рост города, как и многих урало-сибирских, конечно, связан с Великой Отечественной войной. Сюда в сталинские времена были переселены этнические немцы Поволжья, а после войны перемещались пленные немцы. Неудивительно, что значительную часть населения города немцы и представляют, и это не могло не отразиться на всех аспектах городской жизни. Немецкая аккуратность и точность обнаруживаются и в архитектуре, и в облике, и в качестве построек. Культурная жизнь города также носит немецкий отпечаток, это отражается в одежде, поведении, языке местного населения.

Отдельная история с краснотурьинским алюминием. В начале войны сюда эвакуировали оборудование с Днепровского, Волховского и Тихвинского заводов и построили Краснотурьинский, который почему-то назвали Богословским (БАЗ). Поскольку металл получают с помощью электролиза, завод потребовал строительства теплоэлектроцентрали. Первый алюминий был получен в День Победы. Вряд ли он успел существенно восполнить потери авиации первых лет войны, но помогли Уральский алюминиевый (УАЗ) в Каменске-Уральском и Верх-Нейвинский вторцветмет (об этом подробнее чуть ниже).

Особенностью Краснотурьинска является наличие городского трамвая. Сколько городов в области располагают городским трамваем? На слуху два – областной центр и Нижний Тагил. И вот третий – Краснотурьинск. Трамвайная линия здесь однопутная с разъездами на остановках, да и вагонов всего меньше десятка.

Еще одна достопримечательность – белые ночи. Мы привыкли, что эта особенность наблюдается в заполярных и высокоширотных городах. Но ведь Краснотурьинск к таковым и относится. Помнится, проснулся летом в ужасе: проспал, но оказалось, что светло здесь бывает в середине ночи. Непривычно, но очаровывает.

Поразило еще одно событие. Помогал оформлять заявку на патент местному изобретателю, который придумал и внедрил технологию утилизации пустых пластиковых бутылок из-под пива и других напитков. Из этих самых бутылок получается прочный шпагат, прочнее распространенного полипропиленового, который охотно покупали сельхозпредприятия для увязывания сена на зиму. Удивлялись специалисты из федерального Министерства природных ресурсов и руководители области. К сожалению, руководство города по им известным причинам не оценило изобретения, вошло в конфликт с  изобретателем-предпринимателем, и тот практически закрыл свое предприятие. Хочется, чтобы кто-нибудь подхватил знамя, как в свое время итальянец Маркони подхватил открытие краснотурьинца Александра Попова.

Серов

Железоделательный завод поселка Надеждинск (он стал Серовым в 1939 году) был пущен самым последним в северном кусте. В конце XIX века. На него была возложена важная функции – производить рельсы для строящейся Транссибирской магистрали. Дальнейшая жизнь и развитие завода позволили ему обеспечивать производство третьей части уральского металла и завоевать не последнее место на рынке ферросплавов.

Характерной особенностью Серова является то, что он является истинным железнодорожным узлом Северного куста. Отсюда идут пути в Краснотурьинск и далее в Карпинск, в Североуральск и другие города и поселки. Это трафик не только сырья, топлива и материалов, но и людей, причем переезжающих с места на место в том числе и не по своей воле.

Карпинск

В начале истории – поселок при железоделательном, а потом медном, заводе. Приписные крестьяне добирались до металлургических заводов по Бабиновскому тракту. Позднее здесь началась разработка угля, какое-то время работало химическое производство. Вообще в конце XIX века Богословск являлся главным административным центром обширного горного округа. В настоящее время угольные разрезы представляют известный комбинат «Вахрушевуголь».

Назван в честь академика А.П. Карпинского.

Через Карпинск проходит старинная дорога в Пермский край на города Кизел и Губаху.

Дорога благоустроена только до поселка Кытлым, что находится у подножия самых высоких гор Северного Урала – Косьвинского и Конжаковского Камней. Они вместе с расположенным несколько севернее Денежкиным Камнем по праву являются туристической Меккой и посещаются не только областными туристами, но и гостями из других регионов. Более пяти лет в первую субботу июля из Краснотурьинска стартует традиционный горный марафон «Конжак». Тропа марафона до вершины расчищена и промаркирована.

По секрету скажу, что в Карпинске давно работает пивоваренный завод, а его пиво «Богословское» признается жителями северного куста лучшим. Говорят, что и здесь не обошлось без немцев.

Североуральск и Покровск-Уральский

В Североуральске находится то самое рудоуправление, которое снабжает Богословский алюминиевый завод бокситами. Добывают их подземным способом, то есть с помощью шахт, расположенных не только в городе, но и в соседних населенных пунктах – Черемухове, Калье и др. Все они относятся к Петропавловскому бокситовому бассейну. Бассейн отличается высокой обводненностью и удароопасностью,  из шахт постоянно приходится откачивать большое количество воды.

Удароопасность выражается в том, что месторождение самопроизвольно разгружается, вызывая миниземлетрясения – горные удары, не всегда безопасные для шахтеров, поэтому за напряжениями в горном массиве следят особенно внимательно. Обводненность пытаются уменьшить, например, забрав протекающую по Североуральску реку Вагран в железобетонные желоба.

Североуральские бокситы во время войны поставляли на УАЗ, для чего пленными немцами и зэками была построена прямая железная дорога через Богданович в Каменск-Уральский – см. Вторичный алюминий во время войны получали в Верх-Нейвинске, для этого, по слухам, туда свозили битые самолеты.

В Покровск-Уральске работает шахта, добывающая железную руду, но для нас этот населенный пункт интересен по другой причине. Через него на запад идет лесовозная дорога (проходимая, между прочим, и для «Жигулей»), которая ведет к уникальному природному объекту – плато Кваркуш. Плато высотой около 1000 метров расположено в Пермском крае. На нем до середины лета лежат снежники, по которым, говорят, приятно кататься на собственном, по Маяковскому, заду,  на самом верху простираются альпийские луга, на которых встречаются северные олени и морошка. Сюда исстари гоняли скот на летние пастбища, об этом писал Виктор Астафьев в очерке «Вдали синеет Кваркуш», опубликованном в шестидесятых годах XX века в журнале «Уральский Следопыт». С плато стекают десятки речушек и ручьев, из которых особое место занимает река Жигалан. Река возникает только в период таяния снежников, и характерна несколькими каскадами водопадов, они так и именуются Жигаланскими. Плато активно посещается туристами.

Храм в Североуральске

 

Волчанск

Снова вопрос: много ли Вам известно городов с трамваями? Теперь можно сказать, что в Свердловской области их три. Таки нет – четыре. Четвертым является Волчанск. Город небольшой, но в нем имеется трамвай, длина путей которого в расчете на тысячу населения рекордная не только в области. Дело в том, что в Волчанске добывают каменный уголь открытым способом (это тоже «Вахрушевуголь»), и шахтеров на карьеры возит трамвай. Так оказалось наиболее удобно: живут шахтеры в одном районе города, а работают в другом. Как Уралмаш в Екатеринбурге. 

Город Волчанск

Вот таков Северный Куст. Не все города упомянуты, но тема отнюдь не закрыта.

Владимир РАСТЯПИН

Фотографии Павла Распопова

UraloVed.ru

Читайте также: 

 

Поддержать «Ураловед»
Поделиться
Класснуть
Отправить
Вотсапнуть
Переслать

Гостиницы Екатеринбурга

Рекомендации