Спасение Арамашевской слободы (о пещере в Шайтан-камне на реке Реж)

Слобода – это от слова «свобода». Урал и Сибирь в XVI-XVII веках осваивали переселенцы, которые знали, как защитить свою свободу жить там, где считают нужным. Множество слобод возникает в местах наиболее приспособленных для обороны от неприятеля – на резкой излучине реки, где обрывистые берега с одной стороны, а оборонительные сооружения с другой, делают из крестьянского поселения настоящую крепость. Арамашевская слобода на реке Реж была одной из таких крепостей.

Высота оборонительных стен Арамашевской слободы составляла 2 сажени (более 4-х метров). Пять башен позволяли вести перекрестный огонь по неприятелю. Кроме того, к слободе вели два моста, которые в случае нападения поджигались. Все было продумано и построено по самой современной технологии своего времени. Однако, враг был еще силён, нападал внезапно, и сдержать напор удавалось не всегда. В дни таких бедствий у жителей Арамашевской слободы оставалась еще одна, последняя надежда спастись.

Напротив поселения, в огромной скале Шайтанский камень был вход в пещеру. Зимой по льду, а летом через брод можно было попасть на ту сторону реки и скрыться в сырой темноте подземного лабиринта. Возможно, в то время существовали выходы из пещеры наверху Шайтанского камня, и людям удавалось незаметно уходить в дальний лес. Таким образом, у арамашевцев всегда был план Б.

В середине XX века по неизвестной причине вход в пещеру взорвали. И полвека большая часть пещеры была скрыта завалом, пока уральские спелеологи в 2014 году не прокопали ход в ее старую часть.

К Арамашевской (по-другому Шайтанской или Спасения) пещере у меня сложилось особенное отношение. Еще за полгода до начала занятий в спелеошколе мы с товарищем обшаривали интернет на тему близких от Екатеринбурга пещер. В тот момент было иллюзорное ощущение, что все более-менее крупные пещеры мы посетили, и теперь придется переходить на пещеры помельче. Мы откопали информацию про Бойцовскую и Арамашевскую пещеры. Если у первой мы знали точные координаты, то про вторую нам было известно только то, что она находится напротив села Арамашево. Как выяснилось позже, к лету 2014 года опубликованные данные по протяженности пещеры (65 м) совершенно устарели, благодаря вскрытым старым ходам. Пещера оказалось намного длиннее – на данный момент отснято 210 метров ходов.

Когда мы приехали на место, то увидели огромную скалу, увешанную гирляндами скалолазов. Стало понятно, что мы прибыли по адресу, но так как Шайтанский камень довольно протяженный, вход в пещеру еще предстояло найти. Помог случай и спелеолог. У воды сидел парень в шляпе, представившийся Виктором, за спиной которого была дырка в скале, в которой явно только что велись копательные работы. Он рассказал нам, как найти ту самую Арамашевскую, и прорекламировал записаться в спелеосекцию, за что ему огромное спасибо. Немного поблуждав по осыпи в дальней части скалы, мы нашли вход в пещеру.

Переодевшись в нашу пещерную одежду (комбинезонов у нас тогда еще не было), мы полезли в пещеру. Прошли до первого грота, осмотрелись и двинулись дальше по узкому извилистому проходу, уходящему с легким наклоном вниз. Вскоре мы оказались у колодца. Мы впервые столкнулись с препятствием, для прохождения которого недостаточно было ловкости и изворотливости, тут нужно было снаряжение. Пришлось повернуть обратно.

С этого момента Арамашевская пещера стала для меня как незаконченное дело, волновала и притягивала. Я начал придумывать, как спуститься в колодец. Посовещавшись с товарищем, мы решили сделать веревочную лестницу. Купили проушины с болтами, карабины, веревку и отправились на сплав по Режу. Из черемухи, которой много растет по берегам, я сделал ступеньки для будущей лестницы. На пятый день мы доплыли до Шайтанского камня и заночевали под пещерой. Спалось плохо, было прохладно (конец сентября, ночью температура становилась минусовой) и хотелось побыстрее попасть в пещеру. С утра мы облачились в еще чистенькие свежекупленные комбинезоны и ушли в пещеру. Лестница показала себя отлично: три человека с комфортом спустились и поднялись по ней. На тот момент я уже отлично понимал, что лестницы – это позапрошлый век в спелеологии, но, честно говоря, захотелось немного олдскула. Почувствовать себя, так сказать, в шкуре спелеолога 60-летней давности. В общем, все получилось в лучшем виде, мы преодолели первый колодец, но на подъем вверх по расщелине от грота со снеговиком у нас не хватило времени – надо было делать выброску со сплава.

Как потом выяснилось – на тот момент у нас не хватало не только времени, но и умения для этого. В третий приезд в пещеру мы потратили три часа и почти все силы, пытаясь влезть в распоре в эту расщелину. Ошибкой было то, что мы пытались идти по направлению веревки, а нужно было просто придерживаться за нее на всякий случай и ползти немного в другом направлении. Совершенно вымотавшись, мы ушли в тот раз так ничего и не добившись.

К этому времени я уже занимался в спелеошколе и был очень обрадован тем, что в расписании занятий появился выезд в Арамашевскую.

Ясным морозным утром мы отправились в поездку. Решили заходить к пещере вдоль реки. Может быть, это не самый короткий и легкий путь, но точно самый живописный. Обходя полукругом Церковный камень села Арамашево, мы наблюдали один из самых живописных уральских видов, с которым может сравниться только что-нибудь вроде панорамы Невьянска или разворот вокруг Гусельного камня на Чусовой.

Перед пещерой мы разделились на два отделения: одно пошло в перспективную, но пока еще маленькую пещеру Пыльную, а наше отделение из 9-ти человек – в Арамашевскую. Движение оказалось довольно бодрым, никаких заторов и долгих задержек не случилось. Мы все компактно распределились по пещере. Добравшись до нижнего уровня пещеры, кто-то пошел обследовать обводненные ходы, кто-то пережидал на горизонтальном ответвлении первого колодца. А я сразу же направился к расщелине, смотреть, как Евгений Цурихин будет ее проходить. Ловко и быстро, практически игнорируя веревку, Евгений поднялся в этом распоре. Там он поменял веревку на новую статическую (до этого висела жуткая старая динамика), и настала моя очередь. К тому моменту я уже был уверен, что все получится, но попыхтеть, конечно, пришлось. Все-таки распоры – это совершенно особенные ходы, в которых ты попеременно  кажешься себе то слишком маленьким, то слишком большим.

На верхнем этаже, конечно, оказалась красота. В конце, после всех трудностей, всегда красота - так устроен мир. Там я впервые увидел пещерный жемчуг и сталагнатные колонны размером с руку.

Длинные натеки на потолке похожие на позвоночники доисторических животных. Кудрявые грядки из маленьких гуровых ванночек. Этот этаж пещеры наименее посещаемый, поэтому вся натечка сохранилась там в очень хорошем состоянии.

А логическим завершением прохождения оказалось то, что второй этаж закольцовывается с началом первого колодца. Через узкую щель мы увидели карабин и часть веревки, уходящей вниз. Полгода назад я лежал перед первым колодцем и не знал, как его пройти. А теперь я смотрел на это место из самого дальнего места пещеры и наконец-то почувствовал, что дело сделано.

Лично для меня Арамашевская пещера стала чем-то вроде испытательного полигона для новых знаний и навыков. Каждый раз удавалось пройти чуть дальше или чуть быстрее. И я нисколько не жалею, что мне для этого потребовалось четыре выезда. Наоборот – удалось побывать в ней с разными людьми и в разное время года. А еще, возможно, с этой пещерой не хотелось торопиться, и я пытался немного растянуть удовольствие.

Мне кажется, что это великолепная учебная пещера, в которой есть всё: и шкуродеры, и колодец, и распоры. Так что набору спелеошколы этого года и последующим наборам очень повезло – ведь еще прошлой зимой большая часть этой пещеры была скрыта завалом и не исследована. Огромное спасибо спелеологам СГС, вскрывшим ее в начале 2014-го года. Это серьезное географическое открытие. Прямо здесь, рядом с крупными городами и натоптанными туристическими тропами – настоящее открытие.