Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

5 1 2 3 4 5 Рейтинг: 5.00 Голосов: 12

В лесах в районе станции Аять, что в Свердловской области, есть любопытное и малоизвестное место – урочище Макария, названное так по имени похороненного здесь старообрядца.

В отличие от другого подобного объекта – Платониды – туристы и паломники здесь большая редкость. Из-за отдаленности места и малой посещаемости людьми не добралась сюда и РПЦ, «приватизировавшая» большинство старообрядческих святынь, в том числе ту же Платониду.

В урочище Макария сохранился могильный холмик, у изголовья которого уже выросла ель. Под елью стоят два покосившихся старообрядческих креста. На одном из них еле угадываются слова «Здесь погребен прах … инока Макария». Второй крест совсем потемнел от времени.

Могила Макария

Между ними – табличка со словами «Раб божий инок Макарий (1742-1844)». То есть, согласно этой табличке, Макарий прожил более века - 102 года. Как мы увидим ниже, здесь допущена ошибка.

Урочище Макария

Кроме того, на елке висят два металлических креста. То, что их два - не случайно. Здесь было два захоронения, но от второго не осталось никаких следов. Да и из народной памяти этот факт, похоже, уже почти стерся.

Старообрядческий крест

Сведения о Макарии и этом месте можно встретить в книге священника А.А. Топоркова «О Васильево-Шайтанском заводе», изданной в 1892 году в Перми.

Приведу слова Топоркова об этом месте полностью:

 

«…В конце 1824 года или в начале следующего года вблизи Шайтанского завода (ныне это город Первоуральск – прим. П.Р.) был устроен раскольнический скит. О существовании его 29 мая 1835 года Шайтанской конторе сообщили заводские служащие...

Два штейгера А. Ражев и Р. Котов, находившиеся при розысках золотосодержащих россыпей, и лесообъездчик А. Курылев донесли Шайтанской конторе, что они 28 мая, проез­жая по Шайтанской лесной даче, в расстоянии от завода более 25 верст, нечаянно наехали на построенный в глуши самого леса дом, похожий на отшельническую келью, в которой жительствующих никого не было. Удалившись от этой кельи на незначительное рассто­яние, опять наехали на таковые же два домика, находившиеся поблизости один от другого, и тоже в глуши выстроенные, близ речки Полуденной - Черной, и в этих кельях жильцов не было. В нескольких же сажениях от домиков усмотрено ими два небольших бугра, похожих на могильные и подле них, как видно, только что приготовленная могила, закрытая сверху драньем; при всех трех могилах поставлены деревянные кресты; в два из них врезано по одной небольшой медной иконе. На среднем кресте была такая надпись: "погребено в сем месте тело раба Божия Макария Чумакова, представившегося от сего света в вечное бла­женство в 1827 году, в апреле месяце, в 12 числе. Жития его было 62 года" (а не 102 года согласно современной табличке – прим. П.Р.).

Могила Макария Чумакова

На вышке одной кельи найдена новая пустая колода (гроб). Внутри кельи хотя жительствующих не было, но видны все домашние припасы, глиняные горшки и прочее, показывающее, что они были не без употребления; в сенях стоял мучной ларь. На полке, или божнице этой же кельи найдены кусочки ладану и воску и медная небольшая икона.

На следующий день, 30 мая, по распоряжению Конторы, отправились на место для обозрения скита поверенный заводов Машаров, служитель Серебряков, лесообъездчики и несколько крестьян. Был приглашен и местный священник Иоанн Ефимов.

Эти лица все нашли в том же виде, как было и накануне. По наклеенным в кельях над дверями и в прочих местах бумажным с надписями лоскуткам, свящ. Ефимов заключил, что тут проживали раскольнические отшельники. К этому от. Ефимов присовокупил, что как Макарий, так жена, дети и все родственники состоят издревле в расколе.

Заводская контора нашла нужным произвести в доме сына Макара, Савина Чумакова, обыск, командировав для этого служителя Серебрякова и несколько человек понятых.

Эти лица нашли в доме Чумакова тайно проживавшую раскольническую старицу, три черных покрывала, четыре нанковых наметки, пять апостольников, шесть "венцов", пять книг и четыре "записки о согрешениях девки Харламовой, а по пострижении Севастианы". Серебряков представил монахиню со всеми вещами в заводскую контору.

Здесь лжемонахиня показала приказчику, что родом она из Екатеринбурга, девка, 57 лет, еще в детском возрасте она была отвезена родителями в Шарташ к Якову Нурову, у которого и проживала; в монахини с именем Севастианы пострижена в 1820 году в Шарташском раскольническом монастыре настоятельницы Веры приезжавшим из Иргизских монас­тырей лжеиеромонахом Иоасафом. В 1833 году из Шарташского монастыря, по знакомству отправилась к проживавшей в скитах Шайтанской дачи, старушке Софье. Здесь же жила и Нижне-Тагильская солдатская вдова Евдокия, а в монашестве Авсиания.

Из этих скитов по приказанию Шайтанского полицейского Костина, выбыла по осени 1834 года и поселилась в доме Савина Чумакова; сюда же переехали София и Авсания. Первая отправилась в Екатеринбург к родным, Авсания же на время отлучи­лась в Шарташ для свидания с одной больной настоятельницей тамошних монастырей.

Мост через речку Малая Черная

"Монашеская одежда, книги и бумаги, — заявила Севастиана, — принадлежат мне. Четы­ре же записки, из коих первая со словами: "в юности своея пред зеркалом гляделась", вторая — "согреших, Господи, на Христа моего", третья — "чернежского жительства сказание" и последняя — "все мое согрешение в слове и деле", писаны моею рукою для памяти при молении в прегрешениях сих просить прощения".

Старица Севастиана, по приказанию приказчика, была отдана под присмотр полицей­ских служителей, вещи же сложены для хранения в особый чулан, припечатанный контор­скою и ее, Севастианы, печатями.

Савин Чумаков, между прочим, показал, что скиты были построены в 1825 году Мака­ром Чумаковым и Гавриилом Зубковым (Зубков учинил побег из Шайтанки 29 августа 1821 года, а Чумаков скрылся 19 сентября 1824 года. Со времени отлучки они не возвращались в жительство и конторе не известно было, где они находились. Они уже померли и похоронены близ скитов. "Пустопорожная могила вырыта была родителю моему, - говорил Савин, - но по твер­дости земли осталась оная не зарытою, и вырыта подле оной другая, в которую и положено тело моего отца".

Заводский исправник, которому контора о всем вышеизложенном донесла 31 мая, ездил с Машаровым в скиты и отрыл могилы. В одной могиле, — говорится в "свидетель­стве", — приметно покоится тело мужского пола, во второй найдены одни только кости. Эти места зарыты землею и оставлены в таком же виде, как были прежде. Старообрядчес­кие кельи, с согласия поверенного Машарова, как выстроенные без ведома заводского начальства, преданы сожжению. После этого скиты вблизи Шайтанского завода уже не возобновлялись».

Речка Малая Черная

Итак, благодаря священнику Топоркову, мы знаем, что здесь были погребены основатели скитов Макар Чумаков и Гавриил Зубков из Васильево-Шайтанского завода (сейчас это город Первоуральск). В 1835 году скиты обнаружили представители властей и сожгли. Могилы были раскопаны, обследованы, а затем погребены обратно.

В наши дни от скитов не осталось ни следа. Сохранилась лишь могила Макария Чумакова, за которой изредка кто-то присматривает.

Близ урочища Макария проходит старая лесовозная дорога. Стоит заметить, что через речку Малую Черную в этом месте сооружен необычный мост из очень толстых стволов деревьев, уже поросших мхом.

Мост через речку Малая Черная

Найти могилу старца Макария непросто. Ближе всего идти к могиле Макария от остановки электрички «472 км» или от станции Аять (ветка Екатеринбург – Нижний Тагил). Расстояние - примерно 8-10 километров.

Сложности представляют многочисленные лесовозные дороги, выбрать нужное направление движения по которым не всегда просто. Могила расположена на левом берегу речки Малой Черной, примерно в 30 метрах северо-западнее моста из бревен.

По другую сторону от Аяти есть еще одно малоизвестное место - Согринский рудник. Также в окрестностях Аяти можно посетить популярные Кырманские скалы

© Павел РАСПОПОВ
Фото автора
UraloVed.ru

Смотрите также: 

Старообрядческие захоронения около СУМЗа

Скалы Аятский Дыроватик