Ураловед

Познавайте Урал вместе с нами!

Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД, Алапаевская узкоколейка)

Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД) – самая протяженная пассажирская узкоколейная дорога России с шириной колеи 750 мм.

История АУЖД

Как пишет исследователь железных дорог Сергей Болашенко, решение о строительстве железной дороги приняли в 1893 году по предложению управляющего Алапаевским горным округом А. Иллеро. Она была нужна для решения проблем с древесным углём, необходимого для работы заводов. Железная дорога должна была связать углевыжигательные заведения с Алапаевским заводом.

В 1894 году началось строительство. Почти все работы велись вручную крестьянами. Официальное открытие дороги состоялось в июле 1898 года. Главная линия прошла от Алапаевского завода до станции Мугай через узловую станцию Яковлевская (ныне Советская), где отходила ветка на Синячиху. Позже эту линию разобрали. Поезда ходили с территории завода, где расположилось депо.

Пассажирский состав АУЖД

Ширина колеи с самого начала составляла 750 мм, позже именно такой размер колеи стал стандартным для узкоколеек. По линии ходили паровозы французского производства. Постепенно протяжённость железной дороги увеличивалась, появлялись новые ветки. Вдоль путей провели линию телефонной связи.

Штат рабочих и служащих узкоколейной железной дороги в 1900 году составлял 300 человек. По состоянию на 1 января 1911 года, было 9 паровозов, вагонный парк насчитывал 25 модификаций двухосных вагонов в общем количестве 360 единиц (некоторые из них использовались только в цехах завода). В 1915 году было заказано два паровоза у американской фирме «Болдуин». В годы первой мировой войны на АУЖД работали в том числе китайские наёмные рабочие и военнопленные. 

К 1912 году построили Строкинскую линию, а в 1913 году линия продлена через Чернышовку до Паньшинского заведения. В 1913 году построено паровозное депо на станции Синячиха. В 1915 году построили Зыряновскую ветку с мостом через реку Нейву. В 1917 году сдали ветку от станции Ельничная до Бобровского углевыжигательного заведения (посёлок Бобровский). После революции заводы и железную дорогу национализировали. В 1920 году началось строительство линии от Алапаевска на Нейво-Шайтанский завод (станция Сусан).

В 1920-х годах несколько паровозов с АУЖД передали на Белорецкую узкоколейную железную дорогу. Вместо старых паровозов появлялись новые — производства Коломенского завода. После того, как к 1936 году Алапаевский, Нейво-Шайтанский и Верхне-Синячихинский заводы, перешли с древесного угля на использование кокса и каменного угля, основным грузом АУЖД стал лес. Длина путей тогда достигла 279 км. Строкинская линия стала главной магистралью. 

В 1949-52 годах был построен участок Сусан (Нейво-Шайтанка) — Ясашная, а в 1958-61 годах построили ныне действующий участок Муратково — Санкино. Вскоре началось и строительство моста через реку Туру. Он стал одним из крупнейших мостов на узкоколейных железных дорогах страны. На линии за Турой, в прежде глухих и безлюдных местах, появился посёлок Калач. Он стал самым дальним посёлком на АУЖД. Также в тех местах появились посёлки Шемейное, Бакарюка и Романовский. 

Строительство новых линий продолжалось вплоть до 1960-х годов. В результате в советское время протяженность АУЖД достигала по некоторым данным 600 (!) километров

Ураловеды в поселке Калач на АУЖД

В 1960-е годы старенькие дымящие паровозы заменили на тепловозы ТУ2, а через некоторое время и их заменили на ТУ4, ТУ6 и ТУ7. Главный расцвет АУЖД пришелся примерно на 1970-е годы, когда только леса по ней перевозилось более 1 миллиона тонн в год. Правда, тогда же началась постепенная ликвидация некоторых железнодорожных веток. Позже из-за сокращения лесозаготовок большую часть путей разобрали, рельсы сдали на металл, а часть посёлков опустела.

Когда Алапаевский металлургический завод полностью отказался от перевозок по узкоколейке, ведущую на завод линию разобрали, а поезда стали ходить со станции Алапаевск II. В 2008 году наделал шуму разбор ветки до бывшего посёлка Зенкова, где оставалась жить одна семья отшельников. 

АУЖД в наши дни

Сейчас протяженность узкоколейки от Алапаевска до Калача составляет 149 километров, хотя из-за переноса вокзала к депо фактически длина железной дороги чуть меньше. Алапаевскую узкоколейку по праву называют дорогой жизни. Только она связывает с цивилизацией отдаленные населенные пункты Алапаевского района: Ельничную, Гаранинку, Строкинку, Берёзовку, Муратково, Калач. Поезда не только везут пассажиров, но также доставляют почту и товары. 

Кстати, АУЖД не имеет никакого отношения к РЖД, она является муниципальной собственностью и поддерживается властями Алапаевского района, как социально важная. Поэтому прокатиться по АУЖД куда проще. Паспорт не требуется, а проезд по современным российским меркам стоит немного.

Вагоны узкоколейной железной дороги, по сравнению с обычными, значительно меньше по размерам. Пассажирские вагоны двух видов: с жесткими деревянными сидениями и плацкарт (из-за габаритов вагонов все полки в нем боковые). Также есть специальные туристические вагоны с диванами, которые присоединяют под заказ. 

Вагон АУЖД с сиденьями Плацкарт на АУЖД

Железная дорога сильно изношена. Некоторые шпалы совсем прогнили. Особенно плохое состояние дороги от Санкино до Калача. Впрочем, местами дорогу ремонтируют, меняют рельсы и шпалы. В движении вагоны сильно раскачиваются. Порой кажется, что еще немного – и перевернется. И такие случаи действительно бывают. Вагоны нередко сходят с рельс, а то и переворачиваются. Такое случается при превышении скорости. Во избежание аварий поезда ходят медленно – в среднем 15-20 км/ч, максимум до 30 км/ч.

Гнилые шпалы на Алапаевской узкоколейке

В Верхней Синячихе узкоколейка пересекает автомобильную дорогу. Переезд вручную закрывает и открывает едущий в поезде кондуктор.

Главное средство передвижения местных жителей – «пионерки». Это самодельные мотодрезины, ездящие по рельсам. Нередки случаи столкновений «пионерок» с поездами или друг с другом, приводящие к печальным последствиям. Неспроста их тут ещё называют «бедой».

Мотодрезина пионерка

В отличие от других населенных пунктов АУЖД, Санкино связано «с землей» автомобильной дорогой. А от Санкино до Калача ходит один старенький вагон с печкой-буржуйкой посередине. Освещения в нем нет. Проводница ходит с фонариком. Обычно поезд приезжает быстрее, чем согласно расписанию.

Вагон АУЖД, ходящий до Калача

Насыпь железной дороги идет и дальше Калача, но рельсы там уже сняты. Депо здесь закрыто в 2007 году. В Калаче много заброшенных домов. Свет раньше подавался лишь на несколько часов в день. Во время нашего визита в августе 2014 года стало известно, что подачу электричества и вовсе прекратили. Закрылся здесь и последний магазин. Подробнее о поселке Калач читайте здесь.

Сигнал сотовой связи в Калаче можно поймать с Санкино, только поднявшись на вышку около железнодорожной станции.

В 2014 году специально для АУЖД построен новый тепловоз ТУ7А-3367.

 Алапаевская узкоколейка Вид из вагона

Туризм на АУЖД

Живописными достопримечательностями эта часть Свердловской области обделена. Вокруг леса и болота. Тем не менее, сама по себе Алапаевская узкоколейка стала привлекательным туристическим объектом. Прокатиться по ней приезжают не только уральцы, но и гости из других регионов страны, а иногда даже из-за рубежа. Где еще найдешь такую экзотику!

Проводницы до Санкино обычно приветливые, могут рассказать немало интересных случаев из жизни АУЖД. К туристам они относятся хорошо.

Путешествие по АУЖД начинается в Алапаевске. Вокзал и депо Алапаевской узкоколейной железной дороги находятся в стороне от центра города.

Схема Алапаевской узкоколейной железной дороги АУЖД

Вокзал с небольшим залом ожидания работает лишь в дни курсирования поездов, открывается незадолго до отправления поезда (работает с 17:00 до 19:30). Внутри представляет интерес схема Алапаевской узкоколейной железной дороги. Показаны и уже недействующие участки.

На переезде перед вокзалом обратите внимание на рельсы «два в одном». По одним и тем же рельсам могут ходить как обычный, так и узкоколейный железнодорожный транспорт.

Железная дорога около депо АУЖД

На момент нашего посещения можно было свободно попасть и на территорию депо. Там можно увидеть железнодорожные составы, тепловозы, прочую технику. Интересен старый снегоочиститель производства Камбарского завода с деревянным кузовом.

Снегоочиститель Камбарского завода в депо

У проходной стоит старый тепловоз ТУ2, установленный на постамент в качестве памятника в честь 90-летия АУЖД в 1988 году. Ещё один тепловоз ТУ2 тут используют в качестве снегоочистителя. Есть на территории депо и музей АУЖД, но чтобы туда попасть нужно договариваться заранее. Музей создан по инициативе старейшего работника АУЖД Василия Ивановича Харлова (ныне уже ушедшего из жизни).

Тепловоз ТУ2 на территории депо АУЖД

Поездку по Алапаевской узкоколейке стали включать и в некоторые туры. Правда, обычно в таких турах туристы ездят лишь от Алапаевска до Верхней Синячихи, хотя чтобы прочувствовать «дорогу жизни» в полной мере нужно ехать дальше – за пределы цивилизации.

Станция в Верхней Синячихе была ликвидирована в 2000 году, но в 2013 году восстановлена для туристических поездов. При наличии финансовых возможностей через руководство АУЖД можно даже арендовать поезд и организовать индивидуальную поездку. Лучше ехать летом, при продолжительном световом дне, чтобы посмотреть виды из окна.

Место бывшего поселка Шемейный

Поезд уже ночью доезжает до Санкино (время в пути составляет более 5 часов) и почти сразу отправляется обратно - только успевай купить обратный билет, если решите совершить такую "кругосветку". Или можно сделать пересадку и доехать до Калача - самой дальней станции АУЖД. В Санкино к поезду подтягиваются местные жители. Это одно из главных развлечений в таком глухом углу. 

В одиночку по Алапаевской УЖД лучше не ездить из-за обилия маргиналов. Главное занятие местных жителей – выпивка. Много алкоголиков и уголовников, хотя есть и хорошие люди. Будьте осторожны в поездке. В случае чего, помощи ждать будет неоткуда.

В окрестностях станции Санкино также представляет интерес Болотовский термальный источник с выходящими на поверхность горящими газами.

Железнодорожный состав Алапаевской узкоколейки

Небольшое видео из поездки ураловедов 2014 года

Адрес вокзала АУЖД:

г. Алапаевск, ул. Бочкарева, д 73.
Телефон: +7 (34346) 3-32-90 (дозвониться можно лишь в часы работы кассы, это примерно за полчаса до отправления поезда).

Расписание поездов Алапаевской узкоколейки (данные на 2014 г.):

Алапаевск – Санкино

ПН, ЧТ, ПТ, ВС – отправление 19:30, прибытие 01:00.

Санкино – Калач

ПН, ПТ, СБ – отправление 01:05, прибытие 03:25
ЧТ, ПТ, ВС – отправление 20:00, прибытие 22:20

Обратно:

Калач - Санкино

ПН, ПТ, СБ – отправление 03:30, прибытие 05:50
ЧТ, ПТ, ВС – отправление 22:35, прибытие 00:55

Санкино - Алапаевск

ПН, ВТ, ПТ, СБ – отправление 01:10, прибытие 06:44.

Билеты в вагон АУЖД

Время в пути до Санкино 5,5 часов. В расписании возможны изменения, уточняйте перед поездкой.

GPS-координаты железнодорожной станции АУЖД в Алапаевске: N 57º 50.889´; E 61º 40.368´ (для смартфонов 57.84815º, 61.6728º).

Приятных путешествий!

Павел Распопов

Читайте также:

АУЖД и окрестности на карте:

Поддержать «Ураловед»