Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

5 1 2 3 4 5 Рейтинг: 5.00 Голосов: 6

Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД) – самая протяженная пассажирская узкоколейная дорога России с шириной колеи 750 мм.

Пассажирский состав АУЖД

История АУЖД

Строительство узкоколейной железной дороги началось еще до революции – в 1894 году. Этим занимался Алапаевский железоделательный завод, которому был необходим древесный уголь. Официальное открытие АУЖД произошло в 1898 году. Тогда был введен в эксплуатацию участок Алапаевский завод – Мугай, ныне разобранный.

В советское время протяженность АУЖД достигала по некоторым данным 600 (!) километров. Ее использовали для перевозки леса. Главный расцвет АУЖД пришелся на 1970-80-е годы, когда только леса по ней перевозилось более 1 миллиона тонн в год. Позже большую часть путей разобрали, рельсы сдали на металл.

Действующий в наши дни участок дороги от Муратково до Санкино построили в 1958-61 годы. Позже АУЖД пересекла и реку Туру, возник поселок Калач.

Ураловеды в поселке Калач на АУЖД

АУЖД в наши дни

Сейчас протяженность узкоколейки от Алапаевска до Калача составляет 149 километров, однако из-за переноса вокзала к депо фактически длина железной дороги теперь 146 километров.

Алапаевскую узкоколейку по праву называют дорогой жизни. Только она связывает с цивилизацией отдаленные населенные пункты Алапаевского района: Ельничную, Гаранинку, Строкинку, Берёзовку, Муратково, Калач.

Кстати, АУЖД не имеет никакого отношения к РЖД, она является муниципальной собственностью и поддерживается властями Алапаевского района, как социально важная. Поэтому прокатиться по АУЖД куда проще. Паспорт не требуется, а проезд по современным российским меркам стоит совсем немного.

Вагоны узкоколейной железной дороги, по сравнению с обычными, значительно меньше по размерам. Пассажирские вагоны двух видов: с жесткими деревянными сидениями и плацкарт (из-за габаритов вагонов все полки в нем боковые). Также есть специальные туристические вагоны с диванами, которые присоединяют под заказ. До Санкино ходит состав в три вагона.

Вагон АУЖД с сиденьями Плацкарт на АУЖД

Железная дорога сильно изношена. Некоторые шпалы совсем прогнили. Особенно плохое состояние дороги от Санкино до Калача. Впрочем, местами дорогу ремонтируют, меняют рельсы и шпалы.

В движении вагоны сильно раскачиваются. Порой кажется, что еще немного – и перевернется. И такие случаи действительно бывают. Вагоны нередко сходят с рельс, а то и переворачиваются. Такое случается при превышении скорости. Во избежание аварий поезда ходят медленно – в среднем 15-20 км/ч, максимум до 30 км/ч.

Гнилые шпалы на Алапаевской узкоколейке

В Верхней Синячихе узкоколейка пересекает автомобильную дорогу. Переезд вручную закрывает и открывает едущий в поезде кондуктор.

Главное средство передвижения местных жителей – «пионерки». Это самодельные мотодрезины, ездящие по рельсам. Нередки случаи столкновений «пионерок» с поездами, приводящие к печальным последствиям.

Мотодрезина пионерка

В отличие от других населенных пунктов АУЖД, Санкино связано «с землей» автомобильной дорогой.

От Санкино до Калача ходит один старенький вагон с печкой-буржуйкой посередине. Освещения в нем нет. Проводница ходит с фонариком. Обычно поезд приезжает быстрее, чем согласно расписанию.

Вагон АУЖД, ездящий до Калача

Насыпь железной дороги идет и дальше Калача, но рельсы там уже сняты. Депо здесь закрыто в 2007 году. В Калаче много заброшенных домов. Свет раньше подавался лишь на несколько часов в день. Во время нашего визита в августе 2014 года стало известно, что подачу электричества и вовсе прекратили. Закрылся здесь и последний магазин. Подробнее о поселке Калач читайте здесь.

Сигнал сотовой связи в Калаче можно поймать с Санкино, только поднявшись на вышку около ж.-д. станции.

В 2014 г. специально для АУЖД построен новый тепловоз ТУ7А-3367.

 Узкоколейка Вид из вагона

Туризм на АУЖД

Живописными достопримечательностями эта часть Свердловской области обделена. Вокруг леса и болота. Тем не менее, сама по себе Алапаевская узкоколейка стала привлекательным туристическим объектом. Прокатиться по ней приезжают не только уральцы, но и гости из других регионов страны, а иногда даже из-за рубежа. Где еще найдешь такую экзотику!

Проводницы до Санкино обычно приветливые, могут рассказать немало интересных случаев из жизни АУЖД. К туристам они относятся хорошо.

Путешествие по АУЖД начинается в Алапаевске. Вокзал и депо Алапаевской узкоколейной железной дороги находятся в стороне от центра города.

Схема Алапаевской узкоколейной железной дороги АУЖД

Вокзал с небольшим залом ожидания работает лишь в дни курсирования поездов, открывается незадолго до отправления поезда (работает с 17:00 до 19:30). Внутри представляет интерес схема Алапаевской узкоколейной железной дороги. Показаны и уже недействующие участки.

На переезде перед вокзалом обратите внимание на рельсы «два в одном». По одним и тем же рельсам могут ходить как обычный, так и узкоколейный железнодорожный транспорт.

Железная дорога около депо АУЖД

На момент нашего посещения можно было свободно попасть и на территорию депо. Там можно увидеть железнодорожные составы, тепловозы, прочую технику. Интересен старый снегоочиститель производства Камбарского завода с деревянным кузовом.

Снегоочиститель Камбарского завода в депо

У проходной стоит старый тепловоз ТУ2, установленный на постамент в честь 90-летия АУЖД в 1988 году. Есть на территории депо и музей АУЖД, но работает он редко.

Тепловоз ТУ2 на территории депо АУЖД

Поездку по Алапаевской узкоколейке стали включать и в некоторые туры. Правда, обычно в таких турах туристы ездят лишь от Алапаевска до Верхней Синячихи, хотя чтобы прочувствовать «дорогу жизни» в полной мере нужно ехать дальше – за пределы цивилизации.

Станция в Верхней Синячихе была ликвидирована в 2000 году, но в 2013 году восстановлена для туристических поездов.

При наличии финансовых возможностей через руководство АУЖД можно даже арендовать поезд и организовать индивидуальную поездку.

Лучше ехать летом, при продолжительном световом дне, чтобы посмотреть виды из окна.

Место бывшего поселка Шемейный

В одиночку по Алапаевской УЖД лучше не ездить из-за обилия маргиналов. Главное занятие местных жителей – выпивка. Много алкоголиков и уголовников, хотя есть и хорошие люди. Будьте осторожны в поездке. В случае чего, помощи ждать будет неоткуда.

В окрестностях станции Санкино также представляет интерес Болотовский термальный источник с выходящими на поверхность горящими газами.

Железнодорожный состав Алапаевской узкоколейки

Адрес вокзала АУЖД:

г. Алапаевск, ул Бочкарева, д 73.

Телефон: +7 (343) 4633290

 

Расписание поездов Алапаевской узкоколейки:

Алапаевск – Санкино

ПН, ЧТ, ПТ, ВС – отправление 19:30, прибытие 01:00.

Санкино – Калач

ПН, ПТ, СБ – отправление 01:05, прибытие 03:25

ЧТ, ПТ, ВС – отправление 20:00, прибытие 22:20

Обратно:

Калач - Санкино

ПН, ПТ, СБ – отправление 03:30, прибытие 05:50

ЧТ, ПТ, ВС – отправление 22:35, прибытие 00:55

Санкино - Алапаевск

ПН, ВТ, ПТ, СБ – отправление 01:10, прибытие 06:44.

Билеты в вагон АУЖД

Время в пути до Санкино 5,5 часов. В расписании возможны изменения, уточняйте перед поездкой.

GPS-координаты железнодорожной станции АУЖД в Алапаевске:

N 57º 50.889´; E 61º 40.368´.

Приятных путешествий!

© Павел Распопов

UraloVed.ru

Смотрите также:

Поселок Калач

Город Алапаевск

Старые фото Алапаевска

Нижняя Синячиха и музей-заповедник деревянного зодчества

АУЖД на карте: