Ураловед

Портал знатоков и любителей Урала

4.5384615384615 1 2 3 4 5 Рейтинг: 4.54 Голосов: 26

Музей-заповедник деревянного зодчества, расположенный на высоком мысу реки Камы. Место для музея под открытым небом выбрано удачно. Постройки гармонично вписываются в окружающую природу, пейзажи очень живописные!

В этой статье вы узнаете об истории и каждом объекте «Хохловки». Итак, начинаем знакомство.

Архитектурно-этнографический музей Хохловка

История музея «Хохловка»

Место размещения архитектурно-этнографического музея выбрали не сразу. Решали между Чердынью, Соликамском и окрестностями Перми. В результате выбрали мыс на Камском водохранилище около села Хохловка (кстати, ударение в названии ставится на первом слоге). С трех сторон мыс омывается водой.

Решение о создании музея было принято Пермским облисполкомом еще в апреле 1969 года. Инициатором выступил пермский архитектор Александр Терехин. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило эскизный проект его генерального плана (авторы Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторович и А.С. Терехин).

Научно-реставрационным производственным управлением из различных точек Прикамья в Хохловку были перевезены и отреставрированы памятники деревянной архитектуры конца XVII – начала ХХ веков. Это позволило сохранить ветхие, приходившие в негодность старинные постройки.

Музей Хохловка

В марте 1980 года в журнале «Вокруг света» вышла статья о готовящемся к открытию музее. Журналист Лидия Чешкова приводила слова одного из создателей музея:

«За восемь лет работы, — говорил Косарев, — мы смогли разобрать, перевезти и поставить лишь девять памятников. В 80-м году музей собираются открывать, и к этому времени еще три-четыре памятника надо реставрировать непременно».

Три островка — три деревеньки вырастут со временем на зеленых склонах Заповедного холма: одна — типичная для Северного Прикамья (прототипом послужит село Янидор в Чердынском районе), вторая — характерная для Южного Прикамья, третья — коми-пермяцкая. Но самым, пожалуй, необычным будет промышленный сектор: ни в одном музее под открытым небом не увидеть промышленную архитектуру, связанную с древним промыслом — солеварением».

Установка соляного ларя в Хохловке. Старое фото

Открытие музея состоялось 17 сентября 1980 года. Он стал филиалом Пермского краеведческого музея. Некоторые источники называют «Хохловку» первым музеем деревянного зодчества на Урале. Однако Нижнесинячихинский музей-заповедник был открыт И.Д. Самойловым раньше – в 1978 году.

В 1995 году «Хохловка» была объявлена музейным комплексом федерального значения. 15 февраля 2017 года музей передан из собственности Российской Федерации в собственность Пермского края. 

Площадь музейного комплекса составляет 35,2 га (по другим данным 42 га). В наши дни на территории музея-заповедника размещено 23 памятника деревянного зодчества. В некоторых зданиях представлены соответствующие по тематике интерьеры и экспонаты.

Интерьер в одной из изб

Экспонаты музея «Хохловка»

В музее «Хохловка» можно познакомиться с традициями русского деревянного зодчества. Территория музея поделена на тематические сектора в зависимости от местности, откуда привезены постройки: северо-западное, северное и южное Прикамье. Также тут три тематические экспозиции: охотничье становье, солепромышленный и сельскохозяйственный комплексы.

Предлагаю познакомимся со всеми основными объектами этого архитектурно-этнографического музея под открытым небом.

Схема музея Хохловка

Сектор «Северо-западное Прикамье»

Начинается от входа в музей, встречая его посетителей. Состоит из трех усадеб XIX-XX веков, перевезенных из Коми-Пермяцкого округа. Представляет собой традиционную архитектуру коми-пермяков.

Изба усадьбы Кудымова

Перевезена из деревни Яшкино Юсьвинского района Коми-Пермяцкого автономного округа. Построена в середине XIX века. Представляет собой типичную усадьбу коми-пермяцкого крестьянина из северо-западного Прикамья. Внешне жилище коми-пермяка XIX века выглядит просто и сурово.

Изба усадьбы Кудымова

«Представляет собой дом-двор поперечной (Г-образной) связи с хозяйственными постройками. Комплекс «дом-двор» состоит из двух изб, связанных сенями, и крытого двора, примыкающего сзади под прямым углом», - так характеризуют постройки специалисты.

В Хохловку перевезен только сам дом. Хозяйственные постройки (амбар, ледник, баня по-черному) восстановлены по аналогиям того времени.

Усадьбу строили из сосновых бревен, соединяли их «в обло». Дом и хозяйственный двор покрывали двускатными кровлями самцовой конструкции. Все строилось без использования гвоздей.

Усадьба Кудымова в Хохловке

Было предельно просто и в самом доме. В те суровые времена было не до излишеств. Дом топился «по-черному» - глинобитная печь не имела дымохода. Для выхода дыма в стене прорубались отверстия. Внутри избы воспроизведена обстановка, характерная для быта коми-пермяков конца XIX – начала XX веков. Заглянув в дом, можно увидеть глинобитную печь, широкие лавки, полати, «красный угол» с иконой, а также различную утварь: посуду, одежду, орудия труда (например, ткацкий станок).

В доме усадьбы Кудымова

Изба усадьбы Светлакова

Построена в 1910-20-е годы. Перевезена из деревни Дема Кочевского района Коми-Пермяцкого округа. Усадьба принадлежала крестьянину Светлакову, который занимался добычей камней для жерновов. Изба и хозяйственная часть расположены параллельно друг другу, под отдельными двускатными крышами. Между ними находится крытый двор. В стене дома с улицы можно заметить небольшое отверстие – волоковое окно для выхода дыма при топке печи по-черному.

Изба усадьбы Светлакова

Усадьба Баяндиных-Боталовых

Усадьба крестьянина Николая Михайловича Баяндина (1867-1961) из деревни Дмитриево Юсьвинской волости Чердынского уезда, построенная в конце XIX века, заметно отличается от двух предыдущих. Чувствуется, что ей владел зажиточный крестьянин. Возведена в «Хохловке» в 2002-06 годах.

Усадьба состоит из двухэтажного дома, рубленного в обло, и крытого двора с хозяйственными постройками. На первом этаже дома расположены теплая изба с русской печью, клеть для хранения муки и зерна и торговая лавка. На втором этаже, на который ведет высокое крыльцо с крытой лестницей, располагались два жилых помещения с «голландской» и русской печами, а также клеть. Во дворе располагались конюшня, сеновал, хлев. Тут же стояли телега и сани – главное средство передвижения. В отдельной избушке на огороде находилась синильная мастерская, где хозяин окрашивал домотканные холсты – это был еще один его заработок помимо торговли.

Усадьба Баяндиных-Боталовых в Хохловке

Сектор «Северное Прикамье»

Состоит из двух объектов: усадьбы и церкви, привезенных из Чердынского района Пермского края.

Изба усадьбы Васильевых

Построена в 1880-е годы. Перевезена из деревни Большая Гадья Чердынского района.

Показывает, какой была усадьба русского крестьянина Северного Прикамья. Представляет собой трехкамерное жилище: изба-сени-изба. Обе половины избы были жилыми, с одинаковой планировкой. В каждой располагалась русская печь. В доме жило большое семейство.

Изба усадьбы Васильевых в Хохловке

В правой избе сохранилась домовая роспись, характерная для Северного Прикамья. Домовая роспись получила распространение во второй половине XIX века. Она была по карману лишь состоятельным хозяевам, которые украшали росписью самые видные места интерьера. Самым распространенным мотивом была композиция цветущего дерева – дерева жизни – с сидящими на нем птицами. Это был своего рода оберег.

К избе примыкает крытый хозяйственный двор. Во дворе располагались хлев для домашнего скота и сеновал. Для удобства с улицы на сеновал вел тележный въезд.

В доме действует выставка «Крестьянская домовая роспись», где представлены образцы домовой росписи (в том числе на прялках, коромыслах и посуде) как из северных, так и из южных уездов Пермской губернии.

Крестьянская домовая роспись Крестьянская домовая роспись в Хохловке

Спасо-Преображенская церковь

Деревянная Преображенская церковь построена в 1702 году в селе Янидор Чердынского района Пермского края. С 1939 года не действовала, была закрыта 28 января 1940 года. В здании размещалось зернохранилище, позже церковь была перевезена в «Хохловку».

Спасо-Преображенская церковь в Хохловке

По своему типу церковь принадлежит к клетским храмам. В основе конструкции лежит клеть – простой четырехугольный сруб, подобный тем, что использовались при строительстве изб. Все три части церкви – трапезная, храмовая и алтарная – размещаются на одной оси. Постройки такого типа называли «кораблем». Вся постройка поднята на высокий подклет.

«Уникально завершение храмовой части церкви: на высокую клинчатую кровлю поставлены крещатая бочка с главкой. Завершение клинчатой кровли крещатой бочкой – единственное в своем роде украшение на сохранившихся постройках русской архитектуры», - пишут архитекторы об этом здании.

Спасо-Преображенская церковь

Над алтарем возвышаются главки луковичной формы с волнообразной черепицей из осины.

Внутри пусто. Сохранились лишь пристенные скамьи с резьбой. Интерьер церкви не восстановили, поскольку не сохранилось никаких документов о том, каким он был.

Спасо-Преображенская церковь

Сектор «Южное Прикамье»

Самый обширный сектор, состоящий из пяти объектов. Здесь же расположена самая старая постройка «Хохловки».

Сторожевая башня

Сторожевая башня возвышается на холме и издалека притягивает взгляд. Перевезена из села Торговище, что на реке Сылве, Суксунского района Пермского края. Является памятником русского деревянного оборонного зодчества, первый объект Пермского архитектурно-этнографического музея «Хохловка» (1972 г.). 

Сторожевая башня из села Торговище в музее Хохловка

Спасская сторожевая башня представляла собой остаток Торговижского острожка, построенного в 1664 году для защиты города Кунгура от нападений с юга. Некогда на ней дежурил дозорный. Острожок представлял собой деревянную крепость, имевшую, по разным данным, от 5 до 8 башен, соединенных забором. В 1671 и 1708 годах крепость благополучно выдерживала осады.

Башню оставили как исторический памятник. Сам острог был разобран еще в конце ХVIII века, поскольку утратил свое значение и пришел в ветхость. В память избавления от башкирских набегов ежегодно 1 августа в башне устраивались молебны.

Крестный ход в селе Торговище. Старое фото

Крестный ход в селе Торговище. Фото 1914-16 гг.

К сожалению, Спасская башня сгорела в результате пожара 3 июля 1899 года. В 1905 году местные жители сами восстановили башню, но меньших размеров. В советское время в ней размещалась пожарная часть.

Стоит заметить, что в былое время в Торговище был величественный архитектурный ансамбль, включавший деревянный храм Зосимы и Савватия, колокольню и сторожевую башню. В наши дни в селе частично сохранилась лишь деревянная колокольня.

Архитектурный ансамбль с. Торговище. Вид с юга. Фото начала XX века

Архитектурный ансамбль с. Торговище. Вид с юга. Фото начала XX века

Архитектурный ансамбль села Торговище. Вид с запада. Фото начала XX века

Архитектурный ансамбль села Торговище. Вид с запада. Фото начала XX века

В первоначальном виде высота Спасской башни достигала 8 сажен (17 метров), длина - 4 сажени (8,5 метров), ширина - 3 сажени (6,4 метров). Восстановленная башня имеет в основании четверик 5,33 х 4,40 м. На четверик опирается восьмигранный сруб с шатром, рубленным «в режь» и покрытым красным тесом. В восьмерике прорублены бойницы на все стороны горизонта. Шатер завершается вышкой, которая поддерживается восемью столбами. В прошлом сверху был стержень с государственным гербом - двуглавым орлом, но он не сохранился. Сейчас башню венчает флюгер.

Башня в селе Торговище до пожара 1899 года

Башня в селе Торговище до пожара 1899 года

Лидия Чешкова в журнале «Вокруг света», № 3, 1980 г. писала:

«Историю башни рассказал мне Гершен Давыдович Канторович, начальник проектного отдела Пермской мастерской. Вместе с Аюпом Асыловым он разбирал ее и вывозил из села Торговище Суксунского района.

Башню построили в начале века взамен такой же, сгоревшей в конце прошлого столетия. Та, сгоревшая, действительно была возведена в XVII веке как часть острожка, и стены ее помнили восстание Пугачева. Почему и получила она в народе имя — Пугачевская. Хотя — вот парадокс исторической памяти — Пугачев не оборонялся в башне, а, напротив, осаждал острог... Реставраторы нашли фотографии башни незадолго до пожара 1899 года, Аркадий Федотов поднял из архива церковную летопись села Торговище — теперь датировка строения не вызывает сомнений.

Около этой башни, рассказывал Канторович, селяне снимались с хоругвями, когда уходили на первую мировую; возле нее на бревнышках любили посидеть и поговорить старики... И все-таки, когда начали разбирать ее, согласились, отдали по-доброму: село менялось, и старики понимали, что в музее башня будет в большей сохранности».

Село Торговище. Группа ратников перед отправкой на фронт. Фото 1915 г.

Село Торговище. Группа ратников. Фото на память перед отправкой на фронт. Фото 1915 г.

Богородицкая церковь

Деревянная Богородицкая церковь «Неопалимой купины» построена в 1694 году в селе Тохтарево на реке Сылве (Суксунский район Пермского края).

Состояла из летней Богородицкой церкви, построенной в 1694 году, и зимней Екатерининской, построенной в 1802 году. С августа 1937 года церкви не действовали, закрыты 16 марта 1939 года и отданы под школу.

Богородицкая церковь - самая старая постройка Хохловки

Богородицкая церковь – самая старая постройка музея! Она была срублена еще при Петре I. По легенде возведена в месте, куда по реке Сылве приплыла икона Богородицы. Перевезена в «Хохловку» в 1971 году.

Церковь построена по типу древних клетских храмов на высоком подклете. Построена «кораблем». На одной оси находятся притвор, трапезная, храмовая и алтарная часть. На первом этаже, в подклете, хранилось церковное имущество и различная утварь, а на втором проходили службы.

«Элементами, украшающими церковь, являются резные причелины и полотенца на крыше, а также узорная епанча, обрамляющая главки церкви снизу. Особую живописность постройке придает крыльцо, поставленное на отдельный сруб», - отмечали архитекторы.

Можно заглянуть внутрь, но там, как и в Спасо-Преображенской церкви, пусто. Внутренний интерьер, к сожалению, не сохранился, кроме алтарного потолка и арочной двери, ведущей в храмовую часть.

Богородицкая церковь

Колокольня

Построена в 1781 году в селе Сыра Суксунского района Пермского края. Возведена одновременно с деревянной Свято-Троицкой церковью, которая не сохранилась. Также в архитектурный ансамбль села Сыра входила построенная в 1911 году каменная церковь.

Высота колокольни достигает 30 метров. Колокольня представляет собой восьмигранный сруб, рубленный способом «в лапу». Восьмерик основания перерастает в площадку звона с большими пролетами арок, обрамленных резными полицами. Сверху постройку венчает большой островерхий шатер. Колокола размещались на высоте под открытыми аркадами. Барабан и луковичная главка шатра покрыты деревянной черепицей.

Колокольня из села Сыра в Хохловке Колокольня в Хохловке

Лидия Чешкова в журнале «Вокруг света», № 3, 1980 г. писала:

«Шатер колокольни кажется продолжением ельника, подступившего к ее стенам. Эту колокольню XVIII века из деревни Сыра Суксунского района поднимали, собирали на холме совсем недавно. Венец за венцом клала бригада плотников Аюпа Асылова, и вот теперь узор теней лег на теплые серые стены, и колокольня словно ожила...».

Изба усадьбы Игошева

Далее маршрут идет вниз по склону холма. Вскоре тропа приведет к смотровой площадке. Дальше идет деревянная лестница, которая приведет к избе усадьбы Игошева, которая будет справа. Этот дом построен во второй половине XIX века в деревне Грибаны Уинского района Пермского края. Постройка срублена из стволов сосны и поставлена на каменный фундамент. Оконные наличники украшены резьбой.

Изба Игошева

Сельское пожарное депо

Построено в 1906 году в деревне Скобелевка Пермского района. На крыше депо установлена смотровая башня. Со смотровой вышки круглые сутки озирали окрестности на предмет наличия пожаров. Если появлялся дым, то били тревогу, и пожарные спешили тушить огонь. В прошлые века пожары были страшным бедствием для населенных пунктов.

Внутри представлен пожарный инвентарь, в том несколько обозов. На одном стоит бочка для воды. Можно увидеть и старинные насосы для воды.

Сельское пожарное депо

Комплекс «Охотничье становье»

Здесь представлены промысловые охотничьи постройки Северного Прикамья XIX века. Возведен в 1996 году. Среди экспонатов:

  1. Очаг-«нодья» с навесом. Служил для временного ночлега охотников.
  2. Охотничья избушка.
  3. Лабаз на одном столбе. Предназначался для хранения пушнины.
  4. Лабаз на двух столбах. Служил для хранения припасов.

Также поблизости установили деревянные скульптуры охотника и медведя.

Охотничий лабаз

Солепромышленный комплекс

Этот комплекс представляет особенный интерес. Ансамбль промышленных сооружений состоит из четырех объектов. Еще более полные представления о соляной промышленности Прикамья можно получить в Музее истории соли на территории бывшего Усть-Боровского солеваренного завода в Соликамске.

Рассолоподъемная башня

Перевезена с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск). Построена в 1880-е годы. Она защищала технику, качавшую соляной рассол, от тяжелых погодных условий. Здесь можно заметить деревянную трубу, по которой перемещался рассол.

Рассолоподъемная башня в Хохловке

Соляной ларь

Построен в 1880-е годы на Усть-Боровском сользаводе (г. Соликамск).

Соляной рассол подавался в соляной ларь. Здесь рассол накапливался до нужного объема и отстаивался, чтобы осели посторонние примеси. Ларь буквально пропитался солью. Если присмотреться, то хорошо видны белые соляные разводы.

Соляной ларь в Хохловке

Осадок соли на соляном ларе

Интересно, что ларь транспортировался без разбора сооружения на бревна. Этот процесс описывала журналистка Лидия Чешкова:

«Ларь, что стоит сейчас на Заповедном холме, перевезли из Усть-Боровой не разбирая. Реставраторы знали, что собрать просоленные, проконопаченные смолой брусья будет сложно, и главный архитектор Пермской мастерской Генрих Лукиянович Кацко выдвинул и разработал план перевозки строения целиком.

...Сначала тащили стотонный ларь к берегу. Надо было преодолеть метров триста. Тащили осторожно, при помощи домкратов, различных блоков и полиспастов. Для этого на берегу реки, в Усть-Боровой, построили специальный причал, закопали якорь-мертвяк. То же самое пришлось делать и в конце пути, у берегов Заповедного холма. Триста километров плыл ларь на барже вниз по Каме. Весной. По большой воде. Работа была трудная, необычная…»

Соляной ларь

Варница

Построена в 1880-е годы в Усть-Боровском солеваренном заводе (город Соликамск). Перевезена в «Хохловку» в 1974 году. 

Отстоявшийся соляной раствор поступал в варницу. Она представляет собой квадратный сруб, перекрытый четырехскатный крышей с деревянной вытяжной трубой. Внутри была печь, над которой подвешивалась огромная металлическая сковорода (чрен или цирен) площадью более 100 кв.м. На нее наливали соляной рассол. Для сушки вываренной соли над циреном устроены деревянные полати.

Внутри можно увидеть устройство варницы, понять процесс выварки соли, увидеть старые фотографии. 

Соляная варница в Хохловке

Соляной амбар

Построен в 1880-е годы, перевезен с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск).

Готовую соль из варницы соленосы относили в мешках в соляной амбар. Соленосами работали не только мужчины, но и женщины. Мешки таскали за спиной. Соль разъедала кожу на ушах и затылке. Так и появилось прозвище «пермяк – соленые уши».

Соляная амбар в Хохловке

Амбар стоит на берегу реки. Отличается большими размерами: длина амбара достигает 28 метров, высота 16 метров. Внутри находилось три отделения. Соль загружали сверху – с помоста на крыше. Раньше амбары оборудовали эстакадами, с которых соль грузили на баржи. Бревенчатые клети, на которых стоит амбар, защищали соль от намокания.

Соляной комплекс в Усть-Боровой работал до 1 января 1972 года.

Соляной амбар

В 1979 году журналисту Лидии Чешковой представилась следующая картина:

«Соляной амбар рубили у самой воды. Уже стояли стены из огромных бревен, и вдоль фасада, выходящего на реку, вела широкая галерея. Вода подступала к мощным ряжам, на которые опиралось строение. Уже можно было представить, как подплывает к «соляному магазейну» ладья, пристает к галерее, и соленосы в белых рубахах взваливают на спину пудовые мешки...

Неподалеку от амбара поднимается рассолоподъемная башня, похожая на сторожевую; она сложена из темных, рубленных в обло бревен. Рядом соляной ларь, будто обыкновенная изба, но без окон; он стоит на ряжах и стянут деревянной рамой, точно обручем; стены черные, с белыми потеками и пятнами соли. Варница еще не собрана: ее огромные серые, растрепанные временем, изъеденные солью бревна рассыпаны по зеленой траве».

Хохловка

Набережная

Постройки солепромышленного комплекса стоят на берегу Камы. На берегу обустроена набережная. Здесь можно отдохнуть и полюбоваться природными красотами. На противоположном берегу залива – небольшое, но живописное скальное обнажение.

Набережная в Хохловке

Сельскохозяйственный комплекс

В «Хохловке» представлен и сельскохозяйственный комплекс, который включает в себя три объекта.

Ветряная мельница

Построена в середине XIX века в деревне Шихири Очерского района Пермского края. Эта мельница принадлежала зажиточному крестьянину Кузьме Рахманову, а затем и его потомкам. В 1937 году мельницу национализировали. Мельница работала до 1966 года в колхозе «Красный боец». Относится к типу шатровых мельниц с неподвижным срубом основания и подвижной крышей, которая двигалась с помощью специального рычага. Так мельницу подстраивали под направление ветра, чтобы лопасти всегда находились в движении. До революции лопасти обтягивали рогожей, а затем установили фанеру. За свою работу мельники брали плату – десятину (т.е. 10% от полученной муки).

Мельница в Хохловке

Рядом, на земле, лежит мельничный жернов, второй – внутри мельницы. Там же можно увидеть конструкции для засыпки зерна и получения готовой муки.

Стоит заметить, что на Урале ветряные мельницы не были широко распространены. Преобладали водяные мельницы. Но некоторые из немногочисленных ветряных мельниц удалось сохранить в музеях.

Зерновой амбар

Общественный зерновой амбар построен в 1906 году в селе Хохловка. Представляет собой прямоугольный сруб с четырехскатной крышей. Восемь сусеков амбара могли вместить до 125 тонн зерна. В нижних венцах постройки можно заметить отверстия для вентиляции – продухи.

Зерновой амбар и мельница в Хохловке

Гумно с овином

Построено в 1920 году в селе Ошиб Кудымкарского района Коми-Пермяцкого округа.

Гумно представляло собой совмещенные под двускатной стропильной крышей хозяйственные постройки для сушки снопов и обмолота зерна.

Деревянная постройка в дальней части гумна – это овин. В нем сушили снопы перед тем, как начать молотить. Овин состоит из двух частей – подземной и надземной. В подземной части стояла печь-каменка. На жердях над печью раскладывались снопы.

Гумно с овином

После просушки снопы граблями доставали из овина и относили на соломорезку. Затем колосья раскладывали на глинобитном полу и с помощью цепов мололи. После обмолота зерно веяли – лопатами подбрасывали вверх. Так избавлялись от посторонних примесей. Открытые ворота и щели в стенах давали возможность веять зерно при разных направлениях ветра. Затем зерно собирали лопатой и пропускали через специальное сито. Ломаное зерно относили на мельницу, а цельное хранили в амбаре.

Овин в гумне

Внутри гумна восстановлен интерьер с крестьянскими орудиями для сушки, ручной молотьбы и веяния зерна, а также машины, появившиеся в 1880-х годах. На Урале питались в основном ржаным хлебом. В сложных климатических условиях Урала рожь была менее прихотлива, чем пшеница.

Рядом с гумном расположен загон, где живут два северных оленя.

Северный олень

Событийные мероприятия

На территории музея регулярно проходят различные фестивали и праздники. Крупнейшие из них: Масленница, реконструкция «Большие маневры на Хохловских холмах», фестиваль «Камва» (обычно проводится либо в Перми, либо в Хохловке). Также отмечаются Троица, Яблочный спас и другие народные праздники.

Постройки музея – отличная декорация для съемок кино. Здесь снимали фильм «Золотой полоз» по сказам П.П. Бажова, а также сериал «Серебро» («Путь на Мангазею»).

В музее-заповеднике Хохловка

Аналоги на Урале

На Урале есть и другие подобные музеи. Например, в Пермском крае это этнографический парк реки Чусовой (город Чусовой), а в соседней Свердловской области – Нижнесинячихинский музей-заповедник (Алапаевский район). Кстати, если «Хохловка» создавалась государством, то эти музеи появились благодаря труду энтузиастов-подвижников (Л.Д. Постникова в Чусовом и И.Д. Самойлова в Нижней Синячихе).

Село Хохловка

Стоит немного рассказать и о самом селе, на окраине которого возник музей. Село возникло на берегу реки Хохловка, впадающей здесь в Каму. После постройки Камского водохранилища возник Хохловский залив.

В 1754 году здесь был основан Хохловский медеплавильный завод, пущенный в действие в 1756 году. Основателями и первыми владельцами завода были Мария Артемьевна Строганова, А.А. Голицина (Строганова) и В.А. Шаховская (Строганова). С 1757 года завод принадлежал М.А. Строгановой, с 1784 – И.Л. Лазареву, с 1801 – Е.А. Лазареву, с 1871 – Е.Х. Абамелек-Лазареву.

Село Хохловка

В сентябре 1770 года Хохловский завод посетил Н.П. Рычков, который подметил убыточность медеплавильного производства. По данным Тимура Харитонова, в последующем, как и многие строгановские заводы (в частности, Чермозский и Пожевской), завод перешел на передельное производство. Чугун на выделку железа доставлялся с Кизеловского завода. После покупки Хохловского завода И.Л. Лазаревым, его управляющий Ипанов осенью 1784 года закрыл медеплавильное производство и приступил к перестройке на железоделательное. 1 января 1785 года завод был пущен на выковку железа при шести кричных горнах. Однако в 1866 году завод прекратил свою работу, а в 1890 году был разрушен до основания.

В 1856 году на средства заводчика Лазарева была построена Иоанно-Предтеченская каменная церковь. В июле 1940 года церковь закрыли и отдали под клуб. Да наших дней здание не сохранилось. В 1930 году в селе возник колхоз «3-й Интернационал», который в 1959 году влился в укрупненную сельхозартель «Дружба».

После постройки в середине XX века Камской ГЭС и создания обширного Камского водохранилища территория бывшего завода ушла под воду.

Хохловский залив Камского водохранилища

В прошлом Хохловка являлась центром Хохловской волости Оханского уезда и Хохловского сельского совета. В 1973 году его перевели в Скобелевку. 

Согласно данным переписи 2010 года, здесь постоянно проживает лишь 12 человек. Известно, что в 1926 году численность населения достигала 233 человек. Летом село оживает благодаря многочисленным дачникам.

Село Хохловка, Пермский край

С Хохловкой связана жизнь Якова (Иакова) Васильевича Шестакова (псевдоним Яков Камасинский; 1858-1918) – краеведа, писателя, священника. Некоторое время он служил священником в местной церкви. Шестаков примечателен тем, что многое сделал для просвещения коми-пермяков, увлекался археологией, был членом Пермской ученой архивной комиссии и Пермской комиссии УОЛЕ, много путешествовал, писал статьи, рассказы, очерки. В 1905 году его этнографические очерки вошли в книгу «Около Камы». В начале 1900-х годов создал собственное издательство «Кама». Жизнь Шестакова оборвалась трагически как раз около Хохловки. В 1918 году его зарубили красноармейцы во время «красного террора». Похоронен на кладбище в Хохловке.

Священник Яков Шестаков (справа)

Священник Яков Шестаков (справа)

Видео

Как добраться до Хохловки?

Архитектурно-этнографический музей расположен на окраине села Хохловка Пермского района Пермского края.

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00. Последний понедельник месяца - санитарный день.

Телефон музея: (342) 274-77-37, e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

Проще всего сюда добраться на личном автотранспорте. В Перми нужно переехать по мосту через Каму, затем ехать в северном направлении, проехать через микрорайон Гайва и выехать на Ильинское шоссе. Далее важно не проскочить указатель на Хохловку (нужно будет свернуть с трассы направо). Расстояние от центра Перми до музея – 45 километров. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта.

Вход в музей Хохловка

Вход в музей "Хохловка"

Можно доехать и на общественном транспорте. Есть два варианта, как добраться из Перми.

1. Рейсовый автобус №487 (Верхние Муллы - Хохловка). В Перми едет по шоссе Космонавтов через Центральный рынок, можно сесть на остановках общественного транспорта.

2. С автовокзала Перми до Хохловки можно доехать на автобусах № 340 (едет до Хохловки), № 702 (Ильинский), № 773 (Чермоз). Расписание и стоимость билетов уточняйте в справочной автовокзала по тел. (342) 236-43-00, 236-44-34, 299-71-82. Автобусная остановка расположена как раз около входа в музей.

Хохловка заслуживает поездки и для тех, кто живет за пределами Пермского края. Заодно можно посетить достопримечательности в окрестностях: город Пермь, поселок Ильинский, город Чёрмоз, Чусовскую Стрелку.

Павел Распопов

UraloVed.ru

Смотрите также:

Нижняя Синячиха и музей-заповедник деревянного зодчества

Добрянка – столица доброты

Ильинское и ильинцы на старых фотографиях

Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» на карте: